Специальные выпуски
Все более естественные
Английский язык выбыл из топа самых популярных предметов для сдачи ЕГЭ по выбору. Его востребованность упала на 2,1% — это самое большое снижение среди всех предметов.
Хотя если считать в людях, то разница невелика: в 2024 году его предпочли 386 человек, а в 2025-м — 363, или 14,3% одиннадцатиклассников. Однако будущих выпускников в муниципальных школах прошлой весной было на 170 с лишним человек меньше.
Сюрприз от географии
В остальном пятерка распространенных дисциплин для ЕГЭ по выбору демонстрирует стабильность. Лидер у нас не менялся либо очень давно, либо вообще никогда: это по-прежнему обществознание.
— Его указали 1 296 ребят, — рассказала главный специалист городского управления образования Ирина Хабарова. — Это 51,2% будущих выпускников.
То есть фаворит все же постепенно теряет позиции: минус 0,8%. Скорее всего, это связано в том числе и с тем, что вузы в 2025-м заменили вступительные испытания на гуманитарных направлениях. На втором месте рейтинга уже третий год крепко держится информатика: 608 заявлений от муниципальных выпускников (или 24%). Однако и тут есть снижение, пусть и небольшое (минус 0,2%).
Зато биология продолжает уверенное шествие вверх. Она остается на третьем месте, но за год показала прирост аж в 74 человека — с 432 до 506! В процентах это с 18,3 до 20. Чуть-чуть приросла и физика (и мы за нее рады): с 16,9% до 18% — на ней остановились 456 одиннадцатиклассников, и она продолжает занимать четвертую строчку. А вот история, которая раньше делила третье место с биологией, теперь замыкает топ-5: 424 упоминания в заявлениях (или 16,7%).
В целом же по распределению школьных дисциплин видно смещение интереса одиннадцатиклассников от гуманитарных наук к естественным. Стала популярнее и химия, но настоящий прорыв продемонстрировала география — один из самых «нелюбимых» выпускниками предметов для ЕГЭ. Если в 2024-м ее намеревались сдавать 74 человека, то в 2025-м — уже 135. А это, на минуточку, почти в два раза больше.
От двух до десяти
— Что касается математики, то теперь, когда нужно выбрать один вариант, заявления разделились ровно пополам, — отметила Ирина Хабарова. — Базовый уровень предпочли 1 264 человека, а профильный — 1 265.
Кроме того, 12 ребят собираются выдержать экзамен по китайскому языку. Это уже не единичные случаи, как раньше. По словам Ирины Васильевны, некоторые намерены продолжать свое образование в Поднебесной.
— Еще двое одиннадцатиклассников выбрали французский, — добавила она. — И тут мне уже сложнее сказать, с какой целью. А сколько предметов выбирают выпускники в среднем, сказать сложно: такую статистику не соберешь. Кому-то нужны только русский и математика, так как в вузе свои экзамены, а кто-то указывает шесть дисциплин — с запасными вариантами. Есть и те, кто прописывает практически все дисциплины — такие выпускники бывают каждый год и имеют на это полное право. Однако мы не знаем, на какие из ЕГЭ они в итоге придут.
Заявления на русский язык в 2025 году написали 2 530 одиннадцатиклассников из муниципальных школ. Еще несколько ребят (по предварительным данным, трое) будут сдавать ГВЭ. Эта статистика не учитывает мальчишек и девчонок, оканчивающих частные учреждения («Азимут», «Ор Авнер», «Талант» и «Алые паруса») и ведомственный лицей ДВГУПС, а также выпускников прошлых лет. Их не так много — 82 по всему краю. Изменений в самой процедуре экзаменов, по словам специалистов, нет.
Робот по имени Кит
Подводные устройства и агротеплицы, мультистудии и медиаклассы, инженерные комплексы и виртуальная реальность — два дня педагоги знакомились с обучающими инновациями на первом Хабаровском форуме образовательных технологий.
На площадке Волочаевского лицея собрались больше 350 участников: преподаватели и руководители из Хабаровского края, Владивостока, Биробиджана и Южно-Сахалинска, эксперты технологических компаний из Москвы и Санкт-Петербурга, а также представители системы образования из Благовещенска, которые применяют передовые подходы на практике и готовы были поделиться опытом.
— Сегодня у нас есть виртуальные лаборатории, интерактивные учебники, искусственный интеллект, — отметила в своем приветственном слове начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — Дети имеют возможность овладевать современными технологиями, но когда мы в прошлом году побывали на форуме в Благовещенске, то поняли, что немного отстаем, поэтому сделали большой шаг вперед. Так появились кванториумы, новые места по программам технической направленности, судостроительные, инженерные и медиаклассы. Наша задача — научить детей не просто пользоваться технологиями, а понимать, как они устроены, и создавать что-то новое.
Кроме пленарного заседания и дискуссий, гостей форума ждали 12 тематических секций, посвященных роботам, медиатехнологиям, XR- и VR-решениям, квадрокоптерам, цифровым инструментам, учебно-инженерным комплексам и т.д.
Так, школа МЧС стала площадкой для погружения в основы подводной робототехники. В нынешнем учебном году здесь появились новые инженерные классы, которые стали центром притяжения, много современного оборудования и даже бассейн для запуска подводных роботов.
— В моих руках подводный робот начального уровня «Пиранья», — демонстрировал выставочный образец десятиклассник Герман Ракоед. — Основа его конструкции — гермобокс, также он оснащен четырьмя двигателями, двумя фонарями и хватом-манипулятором.
Марату Ткаченко досталось устройство посложнее:
— Это робот продвинутого типа под названием «Кит». У него пять двигателей, два фонаря и встроенная большая камера, через которую можно видеть подводный мир.
Педагогам продемонстрировали основные методики и материалы для проведения занятий, а во время практики они сами попробовали управлять разными моделями. Тем временем на других площадках участники учились управляться с микрозеленью в агротеплицах, монтировать видео в мультистудии, работать с умной башней, нажимать кнопки в очках виртуальной реальности и многое другое.
— Мы получили огромное количество информации о том, как можно оживить жизнь в школе, какие технологии и методы взять на вооружение, — поделилась впечатлениями директор школы № 76 Жанна Кулехина. — Вариантов использования оборудования множество: и для детей с ОВЗ, и для дошколят, и для более взрослых ребят. Все они ориентированы на реальную конкурентоспособность наших выпускников.
Один из партнеров форума, гендиректор группы компаний «Все в школу» Ольга Гусарова, сразу высказалась о будущем:
— Уверена, что наше сотрудничество будет проходить на постоянной основе: ежегодно на форуме мы будем обсуждать новые образовательные решения, которые появляются на рынке. А после вы внесете что-то новое в свои образовательные учреждения и создадите для каждого ребенка такую среду, в которой он сможет максимально раскрыть свой талант и получить новые компетенции, которые помогут ему в жизни.
Хуже других
«У нас всего лишь первый класс, в школу сын не то чтобы хотел, но был не против. А в итоге стал нарушать дисциплину, учительница вызывала. Учеба дается очень непросто. Сложно заставить, усадить, бывают психи: «Не хочу, не буду! Лучше останусь неучем, все равно ничего не получается». А я ловлю себя на мысли, что мой ребенок ни к чему не способен, и на том, что постоянно требую от сына эти уроки. И чтобы все было если не идеально, то не хуже других. А у нас хуже! Что делать? Руки уже опускаются…»
Елена Шилова
Специалисты краевого центра «Псилогия» считают, что у такого поведения младшего школьника могут быть разные причины, и основная задача сейчас — их выяснить.
— Вы, наверное, не раз спрашивали у сына, хочет ли он в школу, и слышали ответ: «Хочу», — рассуждает учитель-дефектолог центра Алла Корсакова. — Что же происходит с этим стремлением при начале обучения, откуда появляется нежелание выполнять домашние задания и идти на уроки? В большинстве случаев будущие первоклассники высказывают желание пойти в школу. Но их представление об учебе часто сводится к следующему: «можно рано уходить», «можно поиграть с другими детьми», «на переменах интересно» и т.д. То есть к продолжению игровых видов деятельности.
В итоге в процессе обучения, когда ребенку приходится интеллектуально трудиться, могут проявиться индивидуальные особенности: отсутствие устойчивой концентрации внимания, трудности в понимании и принятии инструкции, недостаточный словарный запас и речевые нарушения, тревога из-за новой ситуации, проблемы межличностного взаимодействия и проявления агрессии, повышенная утомляемость и другие.
— Тут нужно отметить, что проблемы успеваемости — не всегда повод упрекать ребенка в лени или безответственности, — подчеркивает преподаватель коррекционного образования Алексей Панихидин. — Трудности обучения — это проблема не только учителя и ребенка, но и родителя. Дети могут не слушать материал, испытывать затруднения с его усвоением, не успевать или не хотеть выполнять задания и часто нарушать дисциплину по разным причинам — от задержек в развитии до специфических расстройств, таких как синдром дефицита внимания.
Что делать в такой ситуации? Если не принимать меры, проблемы будут накапливаться как снежный ком, предупреждают специалисты. Они рекомендуют обращаться к репетиторам, педагогам-психологам, логопедам или менять подход к обучению. Здесь необходима следующая помощь:
— индивидуальный подход и оптимальная нагрузка;
— адаптация образовательного процесса с учетом особенностей;
— современные технологии для эффективного обучения;
— обеспечение условий для поддержания здоровья и предотвращения перегрузок.
— Если улучшений не наблюдается, ребенка могут направить на медико-педагогическую комиссию для выработки дальнейших рекомендаций, — уточняет Алла Корсакова.
— Важно, чтобы младшеклассник понимал цель обучения и видел его ценность для будущего, — добавляет Алексей Панихидин. — Необходимо выявить причины неуспехов в учебе и предотвратить возможные негативные последствия для самооценки и адаптации ребенка. Поощряйте его за достижения, разъясняйте материал, помогайте избежать ошибок и ищите практическое применение полученных знаний в повседневной жизни.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru