Специальные выпуски
Противостояние и разрешение
Городское управление образования подписало соглашение с Дальневосточной палатой медиаторов.
Медиация — это профессиональная помощь в разрешении конфликтов. Управление и палата медиаторов планируют совместно разрабатывать программы, проводить тренинги и семинары для педагогов, детей и родителей по управлению эмоциями и сложными ситуациями. Такие меры помогут улучшить психологический климат в учреждениях и всю образовательную среду.
Когда самим тяжело
— Мы стали понимать, что некоторые ситуации в школах даже при участии специалистов управления образования разрешить не можем, — открыто говорит начальник ведомства Татьяна Матвеенкова. — Потому что конфликт носит затяжной характер и требует помощи профессионалов. Конечно, в каждой школе сегодня создана служба примирения. Но кто в нее входит? Как правило, те же самые учителя и психологи, которые работают в школе. Нет объективного взгляда со стороны. А медиаторы все-таки больше юристы, которые могут дать еще и правовую оценку.
При этом в большинстве случаев установить только одну виноватую сторону невозможно.
— Каждая из них может делать неправильные шаги, которые приводят к затяжному конфликту, — объясняет Татьяна Борисовна. — Поэтому медиаторы рассказывают о последствиях действий всех участников. В какой-то части, допустим, одна из сторон признает свою неправоту, но в другой нужно изменить подход уже их оппонентам. Таким образом мы решили не меньше шести очень сложных ситуаций только за этот учебный год.
Не трогайте мам и пап!
По ее словам, сейчас школьные конфликты в основном разворачиваются не между педагогами и детьми, а в поле «ребенок — ребенок» с подключением родителей. А в основе зачастую лежат оскорбления.
— Я очень удивлена тому, что сегодня наши дети массово позволяют себе называть чужих мам и пап нецензурными словами, — сетует Татьяна Борисовна. — Это один из самых распространенных и острых поводов для противостояния. Я понимаю, когда ребята ссорятся, но оскорблять родителей друг друга? У меня большие вопросы к их воспитанию. И здесь медиация несет еще и правовое просвещение. Потому что оскорбление — это вообще-то правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. А учитель не всегда обладает нужными знаниями, чтобы как следует это объяснить.
Разрешение текущих конфликтов, правовое просвещение, а еще обучение всех сторон: и педагогов, и детей, и родителей, — вот основные цели взаимодействия.
— Притом это практика с конкретными техниками, — подчеркивает Татьяна Матвеенкова. — К примеру, мы провели последнюю школу управленческого мастерства, где медиатор учила наших руководителей разрешать конфликт в конкретной смоделированной ситуации. Сначала мы слушали версии от участников, а потом она рассказывала, что в них неправильно и как нужно поступить для хорошего результата: где промолчать, где выйти из помещения и набрать воздуха, чтобы зайти и продолжить. И так далее. Эти медиативные техники помогают, ими стоит владеть и уметь пользоваться.
На очереди подобное мероприятие как раз для родителей.
— Сейчас мы продумываем программу, — добавляет начальник управления образования. — А провести его планируем уже весной, в апреле.
Буллинг — это не конфликт?
Говорит она и еще об одном моменте. Дело в том, что родители школьников часто путают понятия конфликта и буллинга.
— Или даже манипулируют, называя буллингом любое противостояние, — отмечает Татьяна Матвеенкова. — А это не так. Например, когда ребята что-то не поделили и подрались, а кому-то досталось больше других, — это еще не буллинг, а единичная конфликтная ситуация. Под буллингом понимается затяжная травля, когда есть жертва и коллективная немотивированная агрессия, направленная на одного человека. Такое длится не один день.
Кроме всего прочего, это значит, что медиация, помогающая сторонам договориться, при буллинге не сработает.
— Медиатор может выступить посредником, но ситуацию не разрешит, нужны административные меры, — подчеркивает Татьяна Борисовна. — Я не устану повторять, что прежде всего о буллинге надо говорить: он есть там, где о нем сразу никто не заявил. И противоправные действия продолжаются, потому что их не видят.
Для профилактики буллинга в школе должна быть выстроена система, куда входят замдиректорв по учебно-воспитательной работе, социальные педагоги и классные руководители, а на разных этапах подключаются инспектор ПДН, психологи и другие специалисты.
— В этом вопросе наши основные задачи — это дальнейшее просвещение классных руководителей, тренинги на умение распознавать такие ситуации, чтобы педагоги не могли закрыть на это глаза или сделать вид, что ничего не происходит, — добавляет начальник управления. — А еще анонимные тесты. Некоторые родители протестуют против разных опросов, но они являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает определить проблему. Ребенок не всегда скажет в открытую о том, что его прессуют. А в анонимном опросе он сообщит о своих тревогах с гораздо большей вероятностью. А дальше должны работать психологи.
Что делать при травле?
Отвечает психолог Марина Бондарева:
— Буллинг — это прежде всего злоупотребление властью. По моему опыту, в него зачастую вовлекаются и педагоги. Поэтому для решения ситуации нужен человек выше по статусу.
В середине марта стартовал заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Интеллектуальные состязания продлятся до 30 апреля.
Их примут 14 регионов России и федеральный центр «Сириус». Первой защищать честь Хабаровского края на заключительном этапе уехала Алексия Сайкова из гимназии № 8 — олимпиада по МХК проходит в Татарстане прямо сейчас.
Географы и экологи
— На сегодняшний день в списках сборной края 15 хабаровских ребят, и это еще не все, — говорит главный специалист городского центра развития образования Надежда Нартова. — Еще нет информации по французскому, математике, литературе, английскому и экономике. Распоряжения появятся чуть позже.
По ее словам, региональный этап в нынешнем году для наших школьников выдался весьма неплохим:
— Из краевого центра было 469 участников, 139 из них стали победителями и призерами. Технология — единственный предмет из 22, в котором мы не отличились. Традиционно большой урожай принес английский язык: 58 участников, 8 победителей и 18 призеров. Отлично, считаю, мы выступили в географии: всего 18 участников, зато 4 победителя и 5 призеров. То есть половина! По математике из 38 участников у нас 4 победителя и 9 призеров (здесь результаты идут вверх уже несколько лет), по обществознанию — 34 участника, 4 победителя и 8 призеров, по экологии — всего 12 участников, но 2 победителя и 3 призера. Тоже очень хорошо.
Наиболее результативным региональным олимпиадником оказался десятиклассник Артем Корнус из правового лицея: у него три победы (по географии, обществознанию и МХК) и два призовых места (по литературе и русскому).
Тройка, пятерка, французский!
Что же касается сборной, то тут самым «хабаровским» предметом стал китайский язык: на него поедут сразу пять наших учеников.
— Это Чень Си и Бай Ин из гимназии № 4 (у Ин в копилке уже несколько всероссийских результатов), Му Тун и Юй Ваньян из школы № 9 и Чу Жуй Сюань из школы «Алые паруса», — перечисляет Надежда Львовна. — Да, на этот раз все ребята этнические китайцы, но они учатся в русских школах. А в прошлом году на заключительный этап вместе с Бай Ин ездила Виктория Михалева.
Также сразу трое хабаровчан отправятся на заключительный этап по физкультуре. Это прошлогодние победители и призеры Елизавета Пархоменко из школы № 39 и Сабина Сафарова из академического лицея, а еще победительница этого года Полина Лопатина из школы № 68.
Единственным, кто нынешней весной поедет соревноваться сразу по двум предметам, пока остается восьмиклассник Артем Горбуля из экономической гимназии. В прошлом году он стал призером заключительного этапа по обществознанию, а в этом региональном туре проявил себя еще и по истории.
Мы желаем хабаровским ребятам новых достижений, тем более что они регулярно у нас появляются: в 2024-м школьники краевого центра привезли с заключительного этапа три победы (по обществознанию, физкультуре и биологии) и пять призовых мест (по китайскому языку, географии, физкультуре, химии и физике).
Однако есть и повод для сожаления.
— Кроме китайского и английского, наши ребята всегда представляли край на заключительном этапе и по немецкому, и по французскому, — говорит Надежда Нартова. — Но теперь второй иностранный язык убрали из школьного расписания. Скорее всего, это скажется и на будущих результатах.
Шесть медалей заработали хабаровские школьники на региональном этапе чемпионата «Профессионалы».
И ровно половина из них — золотые.
Так, в компетенции «Электромонтаж» развернулась настоящая борьба будущих инженеров. Победа в ней досталась девушке — Ксении Растатуровой из школы № 77.
В компетенции чемпионата «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» среди юниоров, похоже, появилась своя легенда. Десятиклассник школы № 51 Тимофей Переладов опять стал лидером соревнований, так что теперь он — дважды чемпион.
Хабаровчане не ударили в грязь лицом и в направлении «Спасательные работы». Первое место — у ученика школы МЧС Данила Ермакова. Именно он представит Дальний Восток на национальном этапе в Ингушетии.
Чемпионат «Профессионалы» — часть федерального проекта «Профессионалитет», который, в свою очередь, входит в нацпроект «Молодежь и дети». Его цель — подготовка молодых специалистов, востребованных современной экономикой.