Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

По расписанию и по-новому

Матвеенкова1.jpg

Карантинные меры в связи с пандемией коронавируса принесли внезапные перемены в городскую систему образования. Юным хабаровчанам нужно быстро научиться получать его по-новому.

О том, что именно теперь будет по-другому и как адаптироваться к этим новшествам, мы разбирались вместе с и.о. начальника управления образования администрации Хабаровска Татьяной Матвеенковой.

«Домашка» в силе

— Татьяна Борисовна, весенние каникулы для младших классов продлили до 12 апреля. Основная и старшая школы с 30 марта переходят на дистанционное обучение. Как долго оно продолжится?

— Пока также до 12 апреля, затем мы ждем новых распоряжений в зависимости от эпидемической обстановки. Карантинные меры действуют до этого срока почти во всех образовательных учреждениях, включая вузы и ссузы.

— Каким образом будет организован этот процесс?

— Методические рекомендации Минпросвещения, которые были обнародованы 19 марта, предлагают ориентироваться на основные образовательные порталы и сайты, такие как Российская электронная школа, учи.ру, дневник.ру и другие. Педагоги могут как сами записывать видеоуроки, так и выбирать из общей базы те, которые покажутся им наиболее оптимальными. Пошаговые инструкции мы озвучили завучам городских школ на вчерашнем совещании.

— А не получится ли так, что дети просто перестанут учиться и начнут бездельничать?

— Этот вопрос задают очень многие родители. Хочу подчеркнуть, что новый режим не отменяет ни расписания уроков, ни контроля успеваемости — как текущего, так и итогового. Ученики все равно должны выполнять домашнее задание и сдавать его учителю, просто теперь в электронном виде, а учитель — выставлять им отметки. Это может происходить через электронную почту, через портал дневник.ру, которым сегодня пользуются все школы, или даже по скайпу — это очень популярная платформа. Формат выбирает само учреждение в зависимости от возможностей учеников.

— Но ведь есть дети, у которых может не быть интернета или домашнего компьютера…

— Образовательные учреждения учитывают такие случаи и решают эти вопросы в индивидуальном порядке.

Консультируем по отдельности

— А что делать девяти- и одиннадцатиклассникам, у которых впереди экзамены?

— Минпросвещения призывает сделать упор на индивидуальные консультации. Педагог может работать с каждым учеником дистанционно или очно в школе. А вот групповые консультации проводить не рекомендуется — по крайней мере, точно не собирать вместе больше пяти человек.

— Но, получается, из-за этого нагрузка на учителей возрастет?

— Я бы так не сказала. Если в обычных условиях они проводили уроки для каждого класса отдельно, то видеоурок можно сделать общим для всей параллели, а освободившееся время посвятить индивидуальным занятиям. Однако отдыхать учителям точно не придется — они будут находиться на своих рабочих местах.

— Что произойдет с самой государственной итоговой аттестацией, прежде всего, с досрочным этапом?

— Никаких изменений в основной волне пока не предусмотрено, даты остались прежними. А вот досрочной сдачи экзаменов не будет — это касается как ЕГЭ, так и ОГЭ.

В шахматы с компьютером

— Насколько нам известно, учреждения дополнительного образования с 23 марта закрыты.

— Занятия в традиционной форме в кружках и секциях не проводятся, иначе разобщение ребят потеряло бы всякий смысл. Но это не значит, что образовательные организации закрыты полностью. Для таких дисциплин, как, к примеру, шахматы, шашки или робототехника, занятия продолжаются дистанционно. Понятно, что хореографической или театральной студии такой способ не подходит, но зато педагоги распространяют информацию о виртуальных выставках и онлайн-кинотеатрах.

Мы еще с пятницы начали активную работу в родительских чатах и кроме официальных сведений с брифингов выдаем туда массу культурной информации. И, кстати, напоминаем, что такой формат, как книга, должен сейчас переживать новый расцвет.

— При этом, пока все осваивают дистанционные технологии, детские сады продолжают работать в обычном режиме? Хотя некоторые из них уже прислали родителям сообщения о переходе на свободное посещение…

— Они не имеют права это делать. Если у мамы и папы нет карантина на работе и им некуда деть ребенка, группа обязана принять его и работать, даже если там три человека. В дошкольных учреждениях мы решили оставить все как есть, поскольку дети 12 часов находятся в группе, не выходят за пределы детского сада и не контактируют с большим количеством сверстников. Сейчас ситуация там стабильная, из-за сниженного контингента закрыты всего четыре группы. Надеемся, усиленные санитарно-эпидемические меры позволят и дальше сохранять ее.

Олимпиада будет

— Сейчас идут школьные каникулы, но все мероприятия в их рамках отменены. Как решился вопрос с детьми в трудной жизненной ситуации?

— В городе на каникулах их осталось около трехсот, они находятся при школах, заняты силами педагогов и обеспечены горячим питанием.

— А как обстоят дела с Всероссийской олимпиадой школьников? Ведь прямо сейчас наши ребята должны были участвовать в заключительном этапе.

— В данный момент стоит вопрос о ее переводе в дистанционный формат. Дополнительные решения будут приняты ближе к маю, поскольку результаты заключительного этапа должны быть известны прежде, чем начнется приемная кампания в вузы (в которой изменений пока нет). Ведь для многих ребят это гарантия преимущества при поступлении.

Кстати

Что делать, если с новым режимом обучения что-то идет не так? Звоните на горячие линии городского управления образования по телефонам: 55-68-03 (по вопросам общего образования), 55-68-12 (по дополнительному образованию) и 55-68-19 (по дошкольному образованию). Обращения принимаются в рабочее время.

Так звучит их голос

ДашаДима.jpg

Дима Тен и Даша Харина из школы № 38 деловито ставят на штативы два мобильника — все готово для записи. «Как вы считаете, глобальные корпорации используют тренд на феминизм в целях обогащения?» — абсолютно серьезно спрашивает парень.

Все просто: старшеклассники записывают подкаст. Не школьный, а общегородской — таким же год назад стал их открытый лекторий Jam!Speech, где обсуждают не только науку, но и социальные вопросы. К моменту нашего разговора ученическая команда смонтировала уже три выпуска длительностью от 7 до 14 минут. Назвали передачу громко, чтоб наверняка — «Звучит хайпово!». И имя свое пока, как вы поняли, вполне оправдывают.

Идея, как это часто бывает в таких случаях, внезапно выросла из того, что должно было быть тривиальным школьным заданием.

— В рамках аттестации за девятый класс нам нужно было подготовить и защитить собственный проект, — рассказывает Даша. — Я решила создать виртуальную группу, посвященную подростковым темам, чтобы ребята могли высказывать свою точку зрения. Где еще это делать, как не в интернете?

Так появилась «Эйфория школьных мыслей» во «ВКонтакте». С ноября она разрослась до 120 участников и обзавелась целой компанией модераторов из пяти человек.

— Мы окрепли, стали понимать, о чем хотим писать, и тут у Кости, одного из нашей команды, возникла идея подскаста, — продолжает девятиклассница. — Инициативу поддержал наш педагог, Дмитрий Владимирович Морозов. И понеслось…

Еще бы не понеслось. Именно он в свое время внедрил на уроках истории и обществознания настольные и компьютерные игры, а потом придумал шоу Jam!Speech, которое научило хабаровских подростков с прибаутками и фейерверками говорить о том, что их действительно волнует. А тут даже фейерверков не надо. Первый выпуск подкаста был посвящен сонному параличу, второй — дискриминации меньшинств, третий — любительской кинокритике.

— У нас еще пять или шесть черновиков в запасе, — подсчитывает Дима. — Они, например, про группировки футбольных фанатов, экоактивистку Грету Тунберг, жанр ужасов и Стивена Кинга, диссоциативное расстройство, которое часто называют раздвоением личности.

Часть из этих тем уже звучала на лекториях-джемах, часть ребята нашли сами, а часть предлагают однокашники.

— Сначала мы хотели взять выступления джемеров и превратить их в подкаст, но потом стали искать других интересных людей, — объясняет Даша. — Теперь вот, видите, и ко взрослым пришли.

Зачем им вообще такое нужно?

— Это же уникальный проект, — отвечает Дима. — По крайней мере, в Хабаровске ничего подобного до нас не было. Так можно узнать много нового.

— А еще кто-то послушает и поймет, что тоже хочет высказаться, — подхватывает Даша.

— Или мы найдем проблему, а кто-то про нее услышит и поймет, что был не прав. Это тоже нужно, — заключают они.

Вынем кашу изо рта

Родители часто жалуются: «У моего ребенка каша во рту». Почему дошколенок пропускает или заменяет звуки и слоги в словах? И как это исправить?

— Причиной подобных нарушений бывает недостаточная сформированость фонематического слуха, — объясняет логопед краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Светлана Паршина. — При этом ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но не различать фонемы (звуки), близкие по звучанию, например П и Б, Т и Д, СЬ и Щ, Ч и ТЬ. Такая проблема мешает правильно понимать смысл сказанного: ком, лом или дом? Почка или бочка?

Проверить состояние фонематического слуха у ребенка родители могут самостоятельно. Это достаточно просто.

— Предложите малышу повторить за вами слоги парами: па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя, — советует Светлана Валерьевна. — Дальше следует проверить, различает ли он слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Взрослый произносит слова: дом — том, коза — коса, пень — день, кот — год, а ребенок рассказывает об их значении или показывает соответствующую картинку. Затем попросите малыша повторить за вами цепочки слов: бак — мак — так, тень — день — пень, тук — сук — лук и так далее.

Специалисты также предлагают несколько игр, которые помогают формировать фонематический слух. Первая из них — «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие звуки, а затем предложите ему закрыть глаза и отгадать, что именно сейчас звучало.

Вторая игра — «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Третья — «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких людей и самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

Если же у вас возникли подозрения по поводу того, что фонематический слух у сына или дочки недостаточно сформирован, лучше, не откладывая в долгий ящик, обратиться к учителю-логопеду за консультацией.

 

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)