Специальные выпуски
Почти шесть тысяч рублей в неделю тратят на репетиторов родители хабаровских старшеклассников.
Это в ходе опроса выяснили аналитики сервиса по поиску работы SuperJob. Если у мам и пап учеников 7—8-х классов доля тех, кто платит за дополнительные занятия по школьным предметам, составляет 34%, то у 9-х — уже 44%, а у 10—11-х — и вовсе 63%, то есть абсолютное большинство.
Их расходы растут соответственно: от 3 800 руб. в неделю для 7—8-х классов до 5 800 руб. у 10—11-х. При этом у 14% родителей из последней категории траты превышают 10 тыс. руб. в неделю.
Готовимся к испытаниям
Основные приоритеты у всего старшего звена закономерно совпадают с наиболее популярными экзаменационными предметами. Это обязательные математика и русский язык, а из предметов по выбору — английский, физика, химия и обществознание. Будущие выпускники хотят как можно успешнее сдать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы обеспечить себе лучшие места в профильных классах, ссузах и вузах.
Сейчас все чаще можно встретить твердое мнение, что без репетиторов этой цели добиться невозможно. С ним не согласны учителя математического лицея Ольга Рогова (химия) и Елена Пак (русский язык) — их ученики из года в год получают высокобалльные и стобалльные результаты. А в прошлом году один из них, Тимур Оспанов, заработал максимум по химии, занимаясь только на уроках и дома, сам.
— Вот доказательство, что ученик может обеспечить себе 100 баллов без репетиторов, — подчеркивает Ольга Рогова. — Если будет в это вкладываться.
По мнению Елены Пак, многое решает правильная тактика:
— Нужно не просто решить задания, но еще и внимательно их проверить. Это могут далеко не все: кому-то не хватает времени, кто-то слишком нервничает. А это очень важно. Кроме того, надо знать и адекватно оценивать свои возможности: неуверенность и чрезмерная уверенность одинаково мешают и ведут к ошибкам. В моей практике был случай, когда ученица говорила: «Эту часть даже смотреть не надо, я ее знаю». В итоге неверный ответ был именно там.
Выбираем направление
Самым популярным ЕГЭ по выбору в Хабаровске много лет остается обществознание (51,2% одиннадцатиклассников). А на втором месте уже третий год держится информатика (24%). И это тоже неудивительно: по данным опросов, сегодня самое популярное направление среди абитуриентов —информационные технологии: связать с ними будущее планирует каждый четвертый выпускник-одиннадцатиклассник.
На втором месте инженерные специальности, совсем чуть-чуть уступают им медицинские профессии (их планирует освоить каждый седьмой абитуриент). Юриспруденция теряет популярность: в 2025-м ее выбирает только каждый 17-й.
Что касается тех, кто собирается в ссузы (а это 53% выпускников 9-х классов и 7% — 11-х), то у них тоже лидируют IT-специальности, которые выбирают больше четверти ребят. На втором месте профессии медсестры и фельдшера (15%), на третьем — рабочие специальности в строительстве и производстве (14%), а на четвертом — педагогика (10%).
К слову, о важности и востребованности последней местные и региональные власти говорят постоянно.
— В 2025 году 775 бюджетных мест в вузах края отдано для педагогических специальностей, — отмечает министр образования и науки региона Алексей Мокрушин. — Нам необходимо пополнение кадрового состава. Напомню еще и про целевое обучение: такие места есть в Тихоокеанском и Амурском гуманитарно-педагогическом госуниверситетах.
И это не единственный способ получить высшее образование бесплатно для абитуриента и его семьи. Так, недавно ТОГУ запустил акцию «Зеленая волна»: вуз готов оплатить обучение тем, кто выбрал востребованные специальности из списка, набрал достаточное количество баллов, но все равно не прошел на бюджет по конкурсу. В перечне три педагогических и три IT-направления, а также специальности в сфере строительства, транспорта, нефтегазового дела, агротехнологий, сфера питания и т.д. Подробности можно найти на сайте университета.
А это точно ваше?
Когда вообще нужно определяться с будущей профессией? Результаты исследований говорят о пользе ранней профориентации. Тот же SuperJob выяснил, что те хабаровчане, кто твердо определился с профессией еще в школе и остался ей верен, сегодня зарабатывают больше.
К примеру, среди жителей города с зарплатой до 50 тыс. руб. в месяц таких 33%, а среди тех, кто получает от 100 тыс. руб.— уже 45%. По статистике, к выпускному вечеру примерно четверо из десяти одиннадцатиклассников уже твердо знают, кем хотят работать, причем девушки решительнее парней. И, судя по всему, эта стратегия работает.
Как и правило, что профессию молодые люди должны выбирать самостоятельно.
— Тогда они не станут обвинять родителей, если что-то пойдет не так, а вероятность того, что после двух-трех курсов студент переведется на другую специальность, потеряв драгоценное время, будет ниже, — говорит педагог-психолог Светлана Куксенко. — Ориентироваться нужно прежде всего на свои интересы («хочу знать») и склонности («хочу делать»). Кроме того, стоит выяснить, есть ли у вас соответствующие качества и способности. А еще работа должна совпадать с типом характера.
Моей старшей дочке недавно исполнилось три года. Сейчас ее словарный запас расширяется, она заговорила предложениями, стала называть цвета, повторять, если попросишь. Не путает окончания, числа и род, но перевирает слова. Например, выбирает один слог, чаще всего первый, и говорит так: «си» — синий, «ка» — красный, «бе» — белый. Меняет буквы: «патибо» вместо «спасибо», «котутон» вместо «конструктор» и так далее. У меня вопрос: она сама разговорится до правильного произношения с моей помощью? Или уже нужны неврологи и логопеды?
Елена Соснитская
Комментирует учитель-логопед краевого центра «Псилогия» Ольга Подольская:
— Давайте разбираться. «Бабака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба» и другие искажения слов в раннем возрасте, до четырех лет, — это абсолютно нормально. На данном этапе речь еще «не дозрела».
Когда малыш начинает говорить, его артикуляционный аппарат еще не готов к сложным звукам. Он подстраивает слова под себя — упрощает, заменяет трудные звуки на похожие, пропускает части слов. А звуки осваиваются постепенно: сначала, к двум-трем годам, — М, П, Б, Т, Д, К, Г, затем, к трем-четырем, — С, З, Ц, Ф, В, а позже, уже к пяти-шести, — самые сложные: Ш, Ж, Ч, Щ, Р и Л.
Также в раннем возрасте недостаточно развито слуховое восприятие, но со временем оно становится лучше. Это естественный процесс освоения речи. Вам не о чем беспокоиться, если при этом ребенок хорошо понимает взрослых, сам исправляет свои ошибки, может повторить слово правильно, если попросить, и со временем говорит все лучше.
Чего делать не нужно:
— ругать и заставлять произносить как надо — так появляется страх говорить;
— передразнивать — ребенку и так непросто, а если над ним смеются, он может вообще замолчать;
— резко поправлять — лучше ненавязчиво и спокойно повторить слово правильно: если малыш сказал «тава», просто ответьте: «Да, это ТРАВА».
Что делать нужно:
— почаще читать вслух — это мощный инструмент для развития речи;
— играть в речевые игры, такие как «испорченный телефон» или рифмованные загадки;
— заниматься артикуляционной гимнастикой, делая простые упражнения для губ и языка;
— развивать слуховое восприятие: различать тихие и громкие звуки, определять их направление и источник, узнавать голоса, подражать разным звукам.
Когда стоит обращаться к логопеду? Если к четырем-пяти годам ошибки устойчиво остаются в речи ребенка и не уходят. Квалифицированный специалист поможет вам справиться с проблемой.
Межрегиональная олимпиада по черчению завершилась в школе МЧС.
Она объединила 55 участников из Хабаровска, села Восточного, Дебальцево, Санкт-Петербурга и Калининграда.
Кроме заковыристых заданий, участникам очного этапа подготовили экскурсию в Дальневосточный проектный институт. Ребята своими глазами увидели, как рождаются проекты, изучили реальные чертежи, пообщались с инженерами и архитекторами.
По итогам состязаний лучшей среди новичков стала Александра Удилова из школы № 87, а среди профи — ее однокашник Роман Довгаль и Дмитрий Демиденко из гимназии № 3. Егору Мельникову из села Восточного, а также Александру Бурлакову и Александру Кудрину из Калининграда достались звания дистанционных чемпионов.
В награду ребята получили дипломы, сертификаты, конструкторы с лазерной гравировкой, фирменные футболки и 3D-детали, которые сами создали в ходе олимпиады.
Строительный класс открылся после ремонта в гимназии № 8.
Он оборудован интерактивной панелью, лазерным и 3D-принтерами, а также персональными компьютерами.
На церемонию приехал губернатор края Дмитрий Демешин, и школьники представили ему свои проекты.
— Я увидел, что у детей горят глаза, они хотят осваивать инженерные и строительные профессии, им интересна архитектура, изменение вида города, в котором они живут, — поделился глава региона.
В программе, рассчитанной на 10—11-е классы, есть дисциплины «Черчение», «Основы материаловедения в строительстве», «Основы геодезии и картографии», «Прикладная экология в строительстве», «Основы теоретической механики» и другие. Также ребята выезжают на предприятия и действующие строительные площадки.
В сентябре прошлого года в Хабаровске были созданы два инженерных класса строительного направления — на базе лицея «Вектор» и гимназии № 8. И ученики «Вектора» уже получили первые сертификаты о приобретении строительных профессий. За учебный год они овладели специальностями чертежника и слесаря-строителя, изучив историю строительного дела и пройдя практику в профессиональных мастерских.