Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото городского управления образования и https://ru.freepik.com

Про будущее с цифрами

Почти шесть тысяч рублей в неделю тратят на репетиторов родители хабаровских старшеклассников.

Это в ходе опроса выяснили аналитики сервиса по поиску работы SuperJob. Если у мам и пап учеников 7—8-х классов доля тех, кто платит за дополнительные занятия по школьным предметам, составляет 34%, то у 9-х — уже 44%, а у 10—11-х — и вовсе 63%, то есть абсолютное большинство.

Их расходы растут соответственно: от 3 800 руб. в неделю для 7—8-х классов до 5 800 руб. у 10—11-х. При этом у 14% родителей из последней категории траты превышают 10 тыс. руб. в неделю.

Готовимся к испытаниям

Основные приоритеты у всего старшего звена закономерно совпадают с наиболее популярными экзаменационными предметами. Это обязательные математика и русский язык, а из предметов по выбору — английский, физика, химия и обществознание. Будущие выпускники хотят как можно успешнее сдать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы обеспечить себе лучшие места в профильных классах, ссузах и вузах.

Сейчас все чаще можно встретить твердое мнение, что без репетиторов этой цели добиться невозможно. С ним не согласны учителя математического лицея Ольга Рогова (химия) и Елена Пак (русский язык) — их ученики из года в год получают высокобалльные и стобалльные результаты. А в прошлом году один из них, Тимур Оспанов, заработал максимум по химии, занимаясь только на уроках и дома, сам.

— Вот доказательство, что ученик может обеспечить себе 100 баллов без репетиторов, — подчеркивает Ольга Рогова. — Если будет в это вкладываться.

По мнению Елены Пак, многое решает правильная тактика:

— Нужно не просто решить задания, но еще и внимательно их проверить. Это могут далеко не все: кому-то не хватает времени, кто-то слишком нервничает. А это очень важно. Кроме того, надо знать и адекватно оценивать свои возможности: неуверенность и чрезмерная уверенность одинаково мешают и ведут к ошибкам. В моей практике был случай, когда ученица говорила: «Эту часть даже смотреть не надо, я ее знаю». В итоге неверный ответ был именно там.

Выбираем направление

Самым популярным ЕГЭ по выбору в Хабаровске много лет остается обществознание (51,2% одиннадцатиклассников). А на втором месте уже третий год держится информатика (24%). И это тоже неудивительно: по данным опросов, сегодня самое популярное направление среди абитуриентов —информационные технологии: связать с ними будущее планирует каждый четвертый выпускник-одиннадцатиклассник.

На втором месте инженерные специальности, совсем чуть-чуть уступают им медицинские профессии (их планирует освоить каждый седьмой абитуриент). Юриспруденция теряет популярность: в 2025-м ее выбирает только каждый 17-й.

Что касается тех, кто собирается в ссузы (а это 53% выпускников 9-х классов и 7% — 11-х), то у них тоже лидируют IT-специальности, которые выбирают больше четверти ребят. На втором месте профессии медсестры и фельдшера (15%), на третьем — рабочие специальности в строительстве и производстве (14%), а на четвертом — педагогика (10%).

К слову, о важности и востребованности последней местные и региональные власти говорят постоянно.

— В 2025 году 775 бюджетных мест в вузах края отдано для педагогических специальностей, — отмечает министр образования и науки региона Алексей Мокрушин. — Нам необходимо пополнение кадрового состава. Напомню еще и про целевое обучение: такие места есть в Тихоокеанском и Амурском гуманитарно-педагогическом госуниверситетах.

И это не единственный способ получить высшее образование бесплатно для абитуриента и его семьи. Так, недавно ТОГУ запустил акцию «Зеленая волна»: вуз готов оплатить обучение тем, кто выбрал востребованные специальности из списка, набрал достаточное количество баллов, но все равно не прошел на бюджет по конкурсу. В перечне три педагогических и три IT-направления, а также специальности в сфере строительства, транспорта, нефтегазового дела, агротехнологий, сфера питания и т.д. Подробности можно найти на сайте университета.

А это точно ваше?

Когда вообще нужно определяться с будущей профессией? Результаты исследований говорят о пользе ранней профориентации. Тот же SuperJob выяснил, что те хабаровчане, кто твердо определился с профессией еще в школе и остался ей верен, сегодня зарабатывают больше.

К примеру, среди жителей города с зарплатой до 50 тыс. руб. в месяц таких 33%, а среди тех, кто получает от 100 тыс. руб.— уже 45%. По статистике, к выпускному вечеру примерно четверо из десяти одиннадцатиклассников уже твердо знают, кем хотят работать, причем девушки решительнее парней. И, судя по всему, эта стратегия работает.

Как и правило, что профессию молодые люди должны выбирать самостоятельно.

— Тогда они не станут обвинять родителей, если что-то пойдет не так, а вероятность того, что после двух-трех курсов студент переведется на другую специальность, потеряв драгоценное время, будет ниже, — говорит педагог-психолог Светлана Куксенко. — Ориентироваться нужно прежде всего на свои интересы («хочу знать») и склонности («хочу делать»). Кроме того, стоит выяснить, есть ли у вас соответствующие качества и способности. А еще работа должна совпадать с типом характера.


Как убрать «бабаку»

логопед.jpg

Моей старшей дочке недавно исполнилось три года. Сейчас ее словарный запас расширяется, она заговорила предложениями, стала называть цвета, повторять, если попросишь. Не путает окончания, числа и род, но перевирает слова. Например, выбирает один слог, чаще всего первый, и говорит так: «си» — синий, «ка» — красный, «бе» — белый. Меняет буквы: «патибо» вместо «спасибо», «котутон» вместо «конструктор» и так далее. У меня вопрос: она сама разговорится до правильного произношения с моей помощью? Или уже нужны неврологи и логопеды?

Елена Соснитская

Комментирует учитель-логопед краевого центра «Псилогия» Ольга Подольская:

— Давайте разбираться. «Бабака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба» и другие искажения слов в раннем возрасте, до четырех лет, — это абсолютно нормально. На данном этапе речь еще «не дозрела».

Когда малыш начинает говорить, его артикуляционный аппарат еще не готов к сложным звукам. Он подстраивает слова под себя — упрощает, заменяет трудные звуки на похожие, пропускает части слов. А звуки осваиваются постепенно: сначала, к двум-трем годам, — М, П, Б, Т, Д, К, Г, затем, к трем-четырем, — С, З, Ц, Ф, В, а позже, уже к пяти-шести, — самые сложные: Ш, Ж, Ч, Щ, Р и Л.

Также в раннем возрасте недостаточно развито слуховое восприятие, но со временем оно становится лучше. Это естественный процесс освоения речи. Вам не о чем беспокоиться, если при этом ребенок хорошо понимает взрослых, сам исправляет свои ошибки, может повторить слово правильно, если попросить, и со временем говорит все лучше.

Чего делать не нужно:

— ругать и заставлять произносить как надо — так появляется страх говорить;

— передразнивать — ребенку и так непросто, а если над ним смеются, он может вообще замолчать;

— резко поправлять — лучше ненавязчиво и спокойно повторить слово правильно: если малыш сказал «тава», просто ответьте: «Да, это ТРАВА».

Что делать нужно:

— почаще читать вслух — это мощный инструмент для развития речи;

— играть в речевые игры, такие как «испорченный телефон» или рифмованные загадки;

— заниматься артикуляционной гимнастикой, делая простые упражнения для губ и языка;

— развивать слуховое восприятие: различать тихие и громкие звуки, определять их направление и источник, узнавать голоса, подражать разным звукам.

Когда стоит обращаться к логопеду? Если к четырем-пяти годам ошибки устойчиво остаются в речи ребенка и не уходят. Квалифицированный специалист поможет вам справиться с проблемой.


Будут рождать проекты

Межрегиональная олимпиада по черчению завершилась в школе МЧС.

Она объединила 55 участников из Хабаровска, села Восточного, Дебальцево, Санкт-Петербурга и Калининграда.

Кроме заковыристых заданий, участникам очного этапа подготовили экскурсию в Дальневосточный проектный институт. Ребята своими глазами увидели, как рождаются проекты, изучили реальные чертежи, пообщались с инженерами и архитекторами.

По итогам состязаний лучшей среди новичков стала Александра Удилова из школы № 87, а среди профи — ее однокашник Роман Довгаль и Дмитрий Демиденко из гимназии № 3. Егору Мельникову из села Восточного, а также Александру Бурлакову и Александру Кудрину из Калининграда достались звания дистанционных чемпионов.

В награду ребята получили дипломы, сертификаты, конструкторы с лазерной гравировкой, фирменные футболки и 3D-детали, которые сами создали в ходе олимпиады.


Чтобы менять города

Строительный класс открылся после ремонта в гимназии № 8.

Он оборудован интерактивной панелью, лазерным и 3D-принтерами, а также персональными компьютерами.

На церемонию приехал губернатор края Дмитрий Демешин, и школьники представили ему свои проекты.

— Я увидел, что у детей горят глаза, они хотят осваивать инженерные и строительные профессии, им интересна архитектура, изменение вида города, в котором они живут, — поделился глава региона.

В программе, рассчитанной на 10—11-е классы, есть дисциплины «Черчение», «Основы материаловедения в строительстве», «Основы геодезии и картографии», «Прикладная экология в строительстве», «Основы теоретической механики» и другие. Также ребята выезжают на предприятия и действующие строительные площадки.

В сентябре прошлого года в Хабаровске были созданы два инженерных класса строительного направления — на базе лицея «Вектор» и гимназии № 8. И ученики «Вектора» уже получили первые сертификаты о приобретении строительных профессий. За учебный год они овладели специальностями чертежника и слесаря-строителя, изучив историю строительного дела и пройдя практику в профессиональных мастерских.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)