Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и GigaChat

Куда делась речь?

Кажется, что современные дети начинают говорить позже? Вам не кажется: специалисты подтверждают это наблюдение.

По информации краевого центра развития психологии и детства «Псилогия», задержка речевого развития (ЗРР) встречается у 8—10 процентов детей, и чаще — у мальчиков. Это нарушение темпа формирования речевых навыков, которое может иметь разные формы и разные причины.

Экология и гаджеты

Так, медицинский логопед и руководитель центра патологии речи Елена Доценко выделяет две:

— Исследования доказывают, что окружающая среда сильно влияет на созревание мозга будущего ребенка еще в утробе. Загрязнение воздуха и воды, которое воздействует на маму, может ослабить нейрофизиологическую базу малыша. А после рождения действует другой ключевой фактор — цифровизация. Речь рождается от живой коммуникации «человек — человек». Когда ребенок видит родителей, которые постоянно в телефоне, а фоном еще и играет телевизор, его нервная система недополучает нужных стимулов, чтобы его речевые функции формировались как нужно.

По ее словам, важна здесь и физиология:

— Сейчас на диагностиках мы часто видим нарушенный витаминно-минеральный состав в организме ребенка. Например, гиперкальциемию — избыток кальция. Это влияет на нервную систему: ребенок может быть возбужден, но при этом проводимость между нейронами снижается. Он дольше думает и реагирует.

Важно понимать, что ЗРР может подразумевать разные нарушения. Специалисты выделяют расстройство экспрессивной речи (ребенок не произносит слова и не строит диалог), проблемы с рецептивной речью (непонимание обращенных к ребенку слов), отклонения в артикуляции (звуки не выговариваются) и более сложные состояния — афазию при аутизме (ребенок не понимает речь), умственную отсталость (расстройство интеллекта и поведения) или глухоту.

— Здесь важно своевременно выявить проблему и начать работу с ребенком, — подчеркивает логопед Анастасия Обухова. — Именно раннее вмешательство значительно повышает шансы на успешное развитие речи.

Нужна команда

Как определить, что проблема есть? Речь не включается в один момент, ее фундамент формируется постепенно. Но обычно в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ. Если какой-то из этих этапов нарушен, время идти за профессиональной помощью.

— Многие родители знают, что при ЗРР нужно обращаться к неврологу или логопеду, — говорит Анастасия Обухова. — Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции. Необходимо точно установить причины и как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

— Нужны разные специалисты, — подтверждает Елена Доценко. — Логопед оценивает понимание речи, звуковую сторону, когнитивные функции. Невролог — то, как созревает нервная система. Психолог — коммуникативное намерение, эмоциональный интеллект. И вроде бы все говорят о разном, но все отвечают на вопрос: «Почему не говорит?»

В команду также часто входят дефектолог, отоларинголог и офтальмолог, а при необходимости — психиатр.

— Первичная диагностика начинается со сбора анамнеза и изучения истории развития ребенка, — объясняет Анастасия. — Специалисты проводят оценку общего развития и поведения, тщательно исследуют артикуляционный аппарат, обязательно проверяют слух и зрение, оценивают, как ребенок понимает обращенную к нему речь, и анализируют уже имеющиеся у него речевые навыки.

Подключают и инструментальные методы: УЗИ мозга, ЭЭГ, аудиологическое обследование и другие.

Создайте среду

Что делать родителям? Во-первых, вести дневник наблюдений, записывая, как и что говорит ребенок, фиксируя успехи и трудности. Во-вторых, регулярно посещять специалистов и выполнять рекомендации и домашние задания. И самое главное — создать дома живую и благоприятную речевую среду: больше разговаривать с ребенком, убрать фоновый телевизор, ограничить время с гаджетами.

— Я называю это «Радио «Мама, папа или значимый взрослый», — говорит Екатерина, педагог по профессии и мама сына. — Меня научили, что нужно постоянно говорить с ребенком, как тараторка: «Ой, смотри, половник! Галя, ты взяла половник? Мама и папа наливают им суп. Галя любит суп, да? Ой, ты стучишь половником по полу? Какая музыка!» Ну и все в таком духе. Мы должны дополнять среду своей речью — это важнейший аспект развития ребенка.

А эксперты напоминают, что успешный запуск речи зависит от своевременного обращения, индивидуального подбора специалистов, которые нужны конкретному ребенку, регулярности и активного участия родителей. Прогноз при таком подходе чаще всего благоприятный.


И футбол в валенках!

каник1.jpg

Нынешней зимой школьные каникулы снова совпадают с новогодними праздниками и продлятся с 31 декабря по 11 января.

И, естественно, они будут активными и разнообразными.

— Обычно у многих родителей время зимних каникул выпадает на отдых, поэтому они стараются провести больше времени с детьми и реже отдают их в лагеря с дневным пребыванием, — говорит главный специалист городского управления образования Надежда Чепак. — Однако с 31 декабря по 10 января в образовательных учреждениях все равно будут работать 25 таких для 589 ребят. Больше 220 из них из малоимущих семей, 80 — из семей участников СВО.

Продолжат работать два городских технопарка «Кванториум» на базе гимназии № 7 и школы № 43 — там запланированы мастер-классы технической и естественно-научной направленностей для 100 человек. В центрах работы с населением организованы три разновозрастных группы и два добровольческих отряда для 95 человек, в муниципальных библиотеках — девять досуговых клубов для 190 ребят, на базе учреждений культуры — 46 клубов для 820 детей.

Также примерно 8 100 ребят во время новогодних праздников будут посещать кружки, секции, факультативы и профильные объединения в муниципальных социальных учреждениях, 3 900 — тренироваться на базе учреждений спорта, 9 600 организованно отправятся в музеи, театры, кино, бассейны и на катки.

— Главной изюминкой этих каникул станут городские мероприятия, — уверена Надежда Александровна. — Их на новогодних праздниках запланировано больше 150 — планируется охватить почти 33 тысячи хабаровчан. Это открытия новогодних городков, фестивали новогодних игрушек и другие акции по преображению придомовых территорий, игровые программы на открытых площадках и в жилмассивах, интерактивные театрализованные представления, а также различные спортивные игры. Среди них, например, хоккей и футбол в валенках.

Откроют свои двери на зимних каникулах и загородные лагеря, такие как «Созвездие» и «Энергетик». Там смены начнутся уже в январе, а значит, возмещение расходов на путевки будет рассчитываться уже по новым правилам. С 2026 года средняя расчетная стоимость за смену в 21 день вырастет на 11 процентов — с 18 до 20 тыс. руб. В стопроцентном размере она выплачивается за путевки детям из льготных категорий. Семьям без льгот, которые отправляют отпрысков в лагеря на территории края, положено 90 процентов от суммы, в другой регион — 50 процентов.

— Что касается лагерей с дневным пребыванием, то для них администрация Хабаровска готовит отдельное постановление, определяющее стоимость двухразового и трехразового питания и размер компенсации из муниципального бюджета, — объясняет Надежда Чепак. — Оно еще не утверждено, но уже проходит проверку в прокуратуре и будет подписано в ближайшее время.


Ближе к лету

Официально утверждены сроки ЕГЭ и ОГЭ на 2026 год, а также единые дни последних звонков и выпускных.

Как и анонсировалось, основные периоды сдачи экзаменов сдвинутся на начало лета.

Так, досрочный период сдачи ЕГЭ пройдет с 20 марта по 20 апреля, основной — с 1 июня по 25 июня (плюс дни пересдачи 8 и 9 июля), а дополнительный — с 4 по 25 сентября.

Что касается ОГЭ, то здесь досрочный период стартует с 21 апреля, основной — с 2 июня и дополнительный — с 3 сентября.

Последние звонки для школьников рекомендовано провести 26 мая, а выпускные вечера — 27 июня. Указания также касаются и содержания праздников: туда предлагается включить поднятие флага и исполнение гимна РФ, чествование многодетных семей и династий, выступления родителей и участников СВО.


Сочини и поступи

Хабаровский филиал ВГИКа откроет две новые специальности в следующем году.

Абитуриентов будут принимать на драматургию и графику (с двумя направлениями: «художник анимации» и «художник компьютерной графики»).

Причем абитуриенты могут получить преимущество при поступлении на первую из них благодаря участию в специальном литературном конкурсе для участников старше 14 лет. Заявки на него принимаются с 1 января по 28 февраля.

Нужно написать сценарий короткометражного фильма или рассказа на тему «Дальне-близкий нашенский Восток» и отправить работу на электронную почту rodinamoya_dv@mail.ru. Итоги подведут к концу марта.


Передать уровень

Школа № 13 поделится опытом капитального ремонта и модернизации с учебными заведениями региона.

Такую инициативу предложил краевой депутат Андрей Субботин после визита в образовательное учреждение.

— Думаю, что если эта школа достигла такого уровня, то должна передать свои знания другим, — подчеркнул он. — Мы попросим об этом мэра Хабаровска Сергея Кравчука.

Капитальная реконструкция здания прошла в рамках федеральной программы «Модернизация школьных систем образования». Заменили практически все: перекрытия, полы, инженерную систему, а также установили современное оборудование, интерактивные доски нового поколения и т.д.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)