Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Елена ТИХОНОВА, фото из архива

Тренируемся, репетируем, готовимся

учеба.jpeg

С начала недели на досрочные каникулы в краевом центре ушли ученики начальной школы. С мая к ним присоединятся средние классы вплоть до седьмого.

Привычный учебный график сохранили только восьмиклассники и старшее звено, но и у них уроки проходят по-новому — на удаленке. И вопросы у детей и родителей , само собой, продолжают возникать.

В интернете запевай!

Первый из них: куда теперь девать отдыхающих младшеклассников и как в этих условиях работают учреждения дополнительного образования?

— Дистанционно, но в усиленном режиме, — отвечает начальник профильного отдела городского управления образования Ирина Всеволодова. — Учреждения определили образовательные платформы, загрузили туда телеуроки, через родительские чаты рассылают списки интересных материалов и ссылок. С помощью тех же Zoom и «Дневник.ру» ведут занятия онлайн. В общем, делают все возможное, чтобы скучать никому не пришлось.

Сейчас, по ее словам, специалисты сосредоточились как раз на учениках 1—3-х классов — оперативно готовят короткие образовательные программы, рассчитанные на апрель и май. Причем в стороне не остаются даже те кружки, в которых преподают вокал, хореографию, живопись и прочие вещи, обычно требующие очного участия.

— Деятельность кипит и у них: записываются танцевальные видеотренировки, мастер-классы по рисованию, вокальные уроки тоже ведутся в интернете, — перечисляет Ирина Леонидовна. — Иногда я даже удивляюсь тому, сколько всего успевают сделать наши педагоги.

Куда после девятого?

Особо тревожный период сейчас у девятиклассников: впереди не только получение аттестата, но и поступление в десятый класс по выбранному профилю. А как это будет происходить, если сдачу экзаменов по выбору, по результатам которых проводилось зачисление, отменили?

— Если честно, пока никакой конкретики по этому поводу нет, — рассказывает начальник отдела общего образования Алексей Соболев. — Для того чтобы организовать поступление в десятые классы, нужен нормативный акт, принятый региональным министерством образования и науки. Его еще нет, поэтому остается только ждать.

Аттестацию при этом, по его словам, будут проводить по текущим отметкам и итогам всероссийских проверочных работ. Однако использовать тот же метод при зачислении в профильные десятые классы будет не совсем объективно.

— Итоговая аттестация проводится в том числе и для того, чтобы выявить противоречия: бывает так, что ученик идет на медаль, а на экзаменах показывает совсем другие результаты, — объясняет он. — Однако теоретически такая ситуация возможна. Но это, опять же, должно быть закреплено в соответствующем нормативном акте.

Консультации остаются

У будущих выпускников свои проблемы: те из них, кто проходил подготовку к ЕГЭ в городском центре развития образования, остались без дополнительных консультаций.

— В связи с пандемией очные занятия пришлось прекратить, поскольку детей собирать нельзя, — говорит главный специалист центра Лилия Берестянная. — А так как их вели действующие учителя, которые сейчас заняты дистанционным обучением, в онлайн-формате они тоже невозможны. Мы бы очень хотели помогать одиннадцатиклассникам так же, как делаем это каждый год, но в нынешней ситуации нам просто не позволяют обстоятельства.

При этом саму подготовку к ЕГЭ никто не отменял, просто сейчас процесс сосредоточился в школах.

— В каждой из них должен быть организован режим индивидуальных консультаций, — отмечает Алексей Соболев. — Если в вашем образовательном учреждении они по каким-то причинам не проводятся, нужно сообщить об этом по телефону горячей линии 55-68-03. Мы примем меры.

Пятерка за дистант

боблакова.jpg

— Дистанционное обучение — своеобразный вызов ученикам и родителям, который помогает увидеть, насколько самостоятелен и ответствен ваш ребенок, — считает психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наталия Боблакова.

— В дистанционном обучении есть плюсы, давайте попробуем их найти, — говорит она. — Не каждый ребенок успешно усваивает информацию на уроке, некоторым гораздо легче разбираться дома самостоятельно. Вы можете помочь выбрать именно тот способ обучения, который ему подходит.

Управляем временем

Один из главных китов домашнего обучения — тайм-менеджмент.

— Если у вас уже есть распорядок дня, то будет гораздо легче, нужно только подредактировать его с учетом новых условий, — объясняет Наталия Сергеевна. — Но делать это нужно в согласии с ребенком. Старайтесь поддерживать привычный график, чтобы не было проблем с адаптацией, стресса и снижения работоспособности. Во сколько ложились спать, во столько и продолжайте. Сохраняйте ритуалы: сказки на ночь, просмотр фильмов, совместные игры и прочее.

Детям часто сложно контролировать время, им будет легче ориентироваться, если перед глазами будут часы и режим дня. Занятия можно ограничивать 15—20 минутами и делать пятиминутные перерывы, чтобы у ребенка была возможность переключиться.

— Соблюдайте границы, организуйте учебное место, — продолжает психолог. — Во время занятий старайтесь, чтобы ученика ничто не отвлекало. Если в семье есть младшие дети, они не должны мешать учебному процессу старшего. Во время учебы убирайте смартфон, пользоваться им можно разрешить во время перерыва. И хорошо, если вы сами будете для ребенка примером в вопросе самоорганизации.

Интерес и поощрение

Как узнать, какой способ обучения подходит сыну или дочке лучше всего? Спросить, что поможет им сейчас и как им было бы интересно учиться.

— Запишите этот способ, пусть он будет у ребенка перед глазами, — добавляет Наталия Боблакова. — Можно, к примеру, заниматься по скайпу вместе с подругой или другом. Общайтесь с вашим ребенком, задавайте вопросы, что у него получается, а что нет, спрашивайте о его чувствах, поддерживайте. Попробуйте поизучать что-то вместе, подискутируйте на заданную тему. В конце концов, у детей редко спрашивают их точку зрения, но это очень важно.

Не менее важно хвалить чадо даже за малейшие успехи (это для него новый опыт) и придумать для него поощрение.

— Может быть, ваш ребенок давно о чем-то мечтает — пусть это будет стимулом на период дистанционного обучения, — рекомендует специалист. — По своему опыту работы с детско-родительскими отношениями могу сказать, что этот метод эффективен. Вы можете даже заключить с ребенком импровизированный контракт, оформить его и повесить на стену. Конечно, стоит обозначить и срок его исполнения — детям нужна конкретика.

Потехе час и даже день!

Во время, когда в доме смешались работа, учеба, спорт и обед, нельзя забывать об отдыхе. Нужно оставить детям время на любимые дела, общение с друзьями, родными и одноклассниками. Не стоит запрещать все — гаджеты тоже лучше оставить. И обязательно выделить полноценный выходной без всяких уроков.

— А еще постарайтесь сохранять дома благоприятную атмосферу, ведь состояние детей зависит от того, что транслируют родители, — заключает Наталия Сергеевна. — Помните, что к режиму самоизоляции адаптироваться сложно как взрослым, так и детям. Будьте терпеливы, необходимо время. Ваши забота и поддержка очень помогут.

За что двойка?

Во всех структурах рапортуют о том, что дистанционное обучение — это хорошо и удобно. Мол, есть отдельные недостатки вроде нехватки гаджетов у многодетных семей.

Но я сужу по своей ситуации и по положению, которое складывается у одноклассников моих детей-школьников. Родительские чаты переполнены паническими сообщениями, и это неудивительно: теперь уроки из школы переместились в семьи.

День моих разновозрастных детей (которые к тому же учатся в разных школах) начинается с 8 утра, а заканчивается ночью, поскольку мы с мужем оба работаем. Интернет-провайдеров в нашем частном секторе нет по определению, «Йота» не вывозит. Телефоны у детей кнопочные, поэтому вотсап «разрывается» на моем телефоне, а я на работе. Постоянно отвлекаюсь от своих обязанностей, звоню детям.

Учителя соревнуются, кто задаст больше уроков. При этом в дневнике.ру написано задание, а потом практически все каждый день по вотсапу посылают еще дополнительные.

По литературе сочинения, по географии, истории, биологии и даже технологии требуют письменных сообщений и презентаций. Вчера еле справились с тестами по физкультуре, а сегодня прислали письменное задание по музыке.

Сказать, что обстановка в семье нервозная, — не сказать ничего. Старшая дочь получила двойку уже 6 апреля, а добиться, за что неуд, невозможно. У детей стресс, я в перманентном состоянии истерики. Голова болит не переставая, мучит бессонница.

Скажите, почему нельзя писать задания по всем предметам сразу на неделю без дополнительной ежедневной дерготни?

Комментирует начальник отдела городского управления образования Алексей Соболев:

— Давайте начнем с того, что если ваши дети учатся в 8—11-х классах, то для них не изменились ни сроки каникул, ни учебные программы. А вот для учеников 4—7-х классов, которые уходят на каникулы раньше, 30 апреля, программы корректируются. Иначе тот материал, который они не успели изучить весной, придется дополнительно осваивать осенью вместе с новым, а это гораздо тяжелее.

В письме говорится о таких предметах, как музыка, технология и физкультура, — их по определению легче проходить в школе. Но у нас есть федеральные государственные образовательные стандарты и определенные критерии, по которым учитель должен оценить усвоенные знания. Фотографии ребенка, выполняющего упражнения, тут не подойдут.

Давайте понимать, что мы все столкнулись с этим впервые — учителя тоже. На днях мне прислали фотографию, где пожилой педагог проверяет задание на ноутбуке через лупу, потому что иначе зрение не позволяет. И учимся всего неделю, механизм еще не отработан.

Главное, что нужно сделать, на мой взгляд, — отнестись к ситуации с пониманием и рассчитать собственные силы. Школа тоже не будет ставить родителей в жесткие рамки, мы в одной лодке. Сейчас дистанционное обучение — необходимость и наименьшее из зол.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)