Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото пресс-службы ДВГУПС и из архива

На голове у педагога

учитель.jpg

В новом учебном году жизнь системе образования осложнила не только пандемия. Непомерное родительское давление и грубость — больной вопрос, о котором теперь говорят не только в кулуарах, но и официально.

Звонок «Хабаровских вестей» начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова приняла в полдень.

— Я еще не работала как следует, — призналась она. — На моем столе стопка неподписанных документов, которые я не могу разобрать, потому что с самого утра отвечаю на гневные сообщения, которые оставляют нам в «Инстаграме».

Трудные условия, в которые поставил нас коронавирус, поднял градус недовольства мам и пап на новую высоту. По словам Татьяны Борисовны, оно настолько сильно, что может пробить брешь в учительском корпусе:

— Родители приходят в школу и используют нецензурную брань. Разве так можно? Многие не готовы работать в таких условиях. Мы действительно можем потерять специалистов.

Две недели назад на августовской педагогической конференции она говорила о том, что молодые педагоги попросту не задерживаются в образовательных учреждениях.

«Что, свалил? Серьезно?!»

Случай, о котором упоминала Татьяна Матвеенкова, произошел в одной из школ Индустриального района. Две неадекватных мамы разговаривали с учителем русского языка и литературы матом, а на просьбы вести себя корректно ответили: «Посмотри в словарь! Это исконно русские выражения». Ситуация дошла до управления образования.

Несколькими днями ранее стало известно об увольнении молодого педагога из другой школы, на этот раз в Кировском районе. Причиной этому одна из родительниц (ее письмо опубликовано в выпуске «Читатель — газета» за 9 сентября) назвала непомерные требования, придирки и издевательства родителей. Под его вежливым сообщением об уходе в вотсап-чате появилась реакция: «Что, свалил? Серьезно?!»

Любому преподавателю требуется меньше трех секунд, чтобы вспомнить пару таких происшествий в своей практике.

Защищая сигарету

— Моя мама — учитель от бога, — говорит хабаровчанка Екатерина. — А вот я, как выяснилось, нет.

Она пошла по ее стопам, но продержалась в школе Железнодорожного района всего пять месяцев.

— Пришла сразу после института и честно сказала, что подозреваю у себя беременность. Но меня все равно взяли.

Проблемы начались уже через две недели.

— Один раз прямо посреди урока меня вызвали к директору. Это было настолько из ряда вон выходящим, что я поручила ребят их классному руководителю и поспешила вниз.

Там ее встретили начальница и абсолютно незнакомая дама. Она накинулась на Екатерину с криком: «Какого черта ты распускаешь руки и бьешь моих детей?!».

— У меня же возник вопрос: «А вы кто?», — вспоминает хабаровчанка. — Эту женщину я на родительских собраниях не видела. А мне бы хорошо знать, кого я, по ее мнению, бью.

Как выяснилось, ругалась мать одного из проблемных учеников, Семена. Его закадычный друг, такой же проблемный Саша, нажаловался, что преподаватель якобы дала ему пощечину за невыполнение домашнего задания.

— Я так и обомлела: «Простите, что?!». Во мне 40 килограммов, срок 12 недель, постоянный токсикоз. А оба этих товарища выше меня на две головы…

Расстроенную учительницу увели пить валерьянку. В школу вызвали ПДН. К счастью, остальные дети встали на ее сторону и объяснили, что Екатерина Александровна просто заставляла двоечников учиться, и им это не нравилось. Мама Семена перед беременной девушкой так и не извинилась.

Второй эпизод был еще интереснее.

— Один из моих учеников курил электронную сигарету прямо на уроке, — говорит Екатерина. — В конце концов я потребовала положить ее мне на стол, раз он не может удержаться. Назавтра в школу принеслась его разъяренная мама. «Вы не имеете права отбирать у моего сына его личную вещь!» — возмущалась она. Это был 7 «А» класс… В общем, я ушла в декрет, но вернулась бы только при отсутствии других вариантов. И то не знаю, сколько бы еще выдержала.

Инструмент для третирования

Рекорд чуть не установили в Южном микрорайоне — там молодая учительница начальных классов собиралась подать заявление еще до 1 сентября. Она не встретила своих первоклашек, зато увидела родительский чат.

— Мы уговаривали ее остаться так: «А кто тогда будет учить детей?», — рассказывают ее коллеги.

Спектр претензий мам и пап сегодня очень широк. Помимо реальных проблем вроде нехватки преподавателей и опасной дороги в школу в перечне неудобное расписание (тут виновата пандемия), вторая смена (а без нее пока никак) и недостаточно горячий суп в столовой. К сожалению, известны и случаи рукоприкладства родителей в отношении педагогов.

К слову, специалисты считают, что именно доступность учителей в соцсетях сыграла здесь свою злую роль.

— Если честно, лично я против таких форм общения, хотя понимаю, что в современном мире без них никак, — утверждает руководитель муниципальной психологической службы, главный специалист городского центра развития образования Ирина Федотова. — Отправить родителям нужную информацию в один клик гораздо удобнее, чем всех обзванивать. Однако получатель, сидя дома в плохом настроении, реагирует в меру своей воспитанности. В нашей практике были случаи, когда обычное сообщение о сборе в 10 руб. перерастало в конфликт с привлечением прокуратуры…

— Учитель не может и не должен быть на связи 24/7, — объясняет директор краевого центра психолого-медико-социального сопровождения «Псилогия» Ольга Олифер. — Он и так работает шесть дней в неделю. Но на него сыплется масса вопросов и требований, примерно половина из которых, давайте признаемся честно, — придирки к мелочам. Можно еще просто жить у него на голове. Получается, что инструмент, созданный для удобства, дополнительно третирует.

При этом психологи муниципальной службы говорят, что явление не носит массовый характер — они сталкиваются с единичными случаями. Это значит, что с профессионалами о проблеме до сих пор разговаривают мало. Между тем, по словам специалистов, своим некорректным поведением родители закладывают настоящую бомбу замедленного действия.

Разрешите ошибиться

— Я называю это именно так, — подтверждает Ольга Олифер. — Несколько лет назад мы были в США по обмену, посещали там начальную школу. Так вот, учительница жаловалась, что не может научить детей писать. Потому что как только она говорила ученику, что тот выводит букву неправильно и нужно еще постараться, прибегали родители: «Вы оскорбили нашего ребенка! Мы приведем адвоката!» В итоге четверть американских детей после начальной школы так и не умеют писать. Боюсь, мы движемся в ту же сторону.

По ее словам, главная проблема отношений семьи и школы сейчас — это то, что учителя почему-то считают врагом, стоящим по другую сторону баррикад. Его работу жестко контролируют, порой применяя при этом двойные стандарты: к себе родители зачастую не так строги.

— Мы все ошибаемся, а педагоги тоже люди, — продолжает Ольга Олеговна. — Но от системы образования почему-то требуем суперидеального функционирования. Прошло две недели учебы — интернет пестрит негодующими сообщениями по поводу расписания, которое еще не установилось. При этом когда мы выходим на работу после отпуска, то даем себе время на раскачку. Школа не работала несколько месяцев, условия сложные. Неужели, по-вашему, тут совсем другое?

Другой опасный момент — падение авторитета учителя.

— Мы забываем, что система образования должна быть слегка консервативной и что педагог, в отличие от нас, получал как минимум специальное образование, чтобы учить наших детей, — говорит руководитель «Псилогии». — Да, он может перегибать палку, быть неправ. Но и мы можем. Подвергая сомнению авторитет учителя еще в начальной школе, к средним классам мы уничтожаем его в глазах ребенка. А когда он становится подростком, с тревогой вдруг понимаем, что ему все равно на учебу. Действительно, почему?

Помощь идет

— В итоге жалобами, придирками, грубостью мы создаем ситуацию профессионального выгорания, к которой особенно чувствительны молодые педагоги, — заканчивает мысль Ольга Олеговна. — Вместо благодарности за тяжелый, прямо скажем, труд на них сыплется негатив. И они уходят.

К счастью, сегодня в городе есть бесплатная психологическая помощь для педагогов — еще пару лет назад ее не было.

— К нам можно позвонить по телефону горячей линии 8-800-2000-122, мы приглашаем на индивидуальные консультации, — предлагает психолог. — Обращения есть, но пока мало. Наверное, педагоги не очень понимают, что им это даст, а еще слишком загружены. Думаю, нужно чаще напоминать им о таких возможностях.

Муниципальная психологическая служба создала группу для супервизии (специального наставничества) работников образования. График встреч утверждается, и вопрос о родительском давлении обещают включить в повестку.

А еще, по мнению специалистов, защитить учителя от хамства — это в том числе и родительский долг.

— Обычно в чате есть несколько особенно беспардонных родителей, которые позволяют себе лишнее, — замечает Ольга Олифер. — При этом остальные мамы и папы предпочитают молчать, думая: «Что мне это даст? Себе дороже». А молчать не нужно. Чат тоже коллектив, который может контролировать не только учителя, но и поведение своих участников. И, по-хорошему, они должны вместе твердо сказать: «Такое поведение неприемлемо в нашем классе и с нашим педагогом». Это очень важно.

Кстати

В данных группы в What’sApp (а чаты заводят в основном там) есть пункт «Настройки группы» и строка «Отправка сообщений». Здесь можно сделать так, чтобы писал только администратор. Возможно, это многим пригодится.

Лекции с дистанции

IMG_7300.JPG

Первые осенние дни в Дальневосточном государственном университете путей сообщения слегка напоминали съемки технологичного фильма: большие приборы, маски и очень странные звуки…

— К новому учебному году мы закупили тепловизоры, чтобы проверять у студентов и преподавателей температуру прямо на входе, — сообщил руководитель пресс-службы ДВГУПС Сергей Хамзин. — Когда она повышена, прибор издает резкий сигнал, и человек отправляется к врачу.

Также в вузе введен обязательный масочный режим для студентов. Но не для преподавателей.

— Вести лекцию с закрытым ртом очень сложно в любом случае, — уточнил Сергей Николаевич. — Также мы сняли ограничения для педагогов 65+ — они у нас самые опытные и горят своей работой.

При этом лекции для потоков проходят в дистанционном режиме, а заочники перешли на дистант полностью.

— Также мы продумываем такие варианты и для очников — очень пристально следим за статистикой заболеваемости коронавирусом, — добавил специалист. — Если цифры поползут вверх, мы будем вынуждены отправиться по домам и общежитиям.

В последних, кстати, порядки тоже изменились: их дважды в день моют с дезсредствами, которые вуз закупил в промышленных объемах. А готовят еду и смотрят телевизор в общих помещениях тоже только в масках — что поделать.

Не все и постепенно

Образовательный процесс в хабаровских университетах и институтах, несмотря на пандемию, начался как обычно 1 сентября. На этом «как обычно» закончилось.

Ректор Тихоокеанского госуниверситета Сергей Иванченко заявил в интервью, что «полностью погрузиться в вузовскую среду» дадут только первокурсникам — остальные будут совмещать очные и дистанционные занятия с самостоятельной работой. Потоки будут разводить, чтобы избежать скопления, преподавателям старше 65 лет и с хроническими заболеваниями рекомендуют работать онлайн.

Внедрения дистанционных технологий в вузовскую жизнь здесь не боятся: после самоизоляции и домашнего обучения студенты ТОГУ сдали сессию на 50 процентов лучше.

— У нас тоже показатели улучшились, — рассказала Соня, студентка Хабаровского госуниверситета экономики и права. — Было больше возможностей и времени ответить правильно. Сейчас мы все вышли на очную учебу, нам выдали многоразовые маски и постоянно измеряют температуру бесконтактными термометрами. Но не рассаживают — у нас в группах по 15 человек, а в потоке меньше 50. Еще что-то говорили про вакцинацию. Ждем.

А вот большинство молодежи, обучающейся в Дальневосточном медицинском госуниверситете и институте культуры, до своих аудиторий не добралась: оба вуза начали год дистанционно.

— Мы первым делом решили вывести на очное обучение первокурсников, затем фармацию и клиническую психологию, затем соцработу и стоматологию, — озвучил порядок действий ректор ДВГМУ Константин Жмеренецкий. — Таким образом в течение сентября планируем организовать привычный процесс.

Больше, но чуть-чуть

Всего по итогам приемной кампании — 2020 в 12 гражданских вузов края на программы бакалавриата и специалитета подали около 20,5 тысячи заявлений — немногим больше, чем в прошлом году, хотя география поступающих значительно расширилась: мы получили документы, например, из Мурманска, Калининграда и Республики Крым.

Студентами стали 5 600 ребят.

По данным городского управления образования, ЕГЭ для поступления в вузы сдали 90 процентов хабаровских выпускников этого года. Остальные 10 решили подождать или вовсе обойтись без высшего образования.

Снова в топе

Два учреждения среднего профессионального образования из краевого центра вошли в 100 лучших организаций по версии движения WorldSkills Russia.

На ежегодной церемонии обьявления рейтинга «Топ-100 лучших колледжей движения «Молодые профессионалы» стало известно, что Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий и Хабаровский технологический колледж снова стали лидерами.

В числе критериев оценки новые мастерские, наличие победителей и конкурсантов чемпионатов WorldSkills  и экспертов среди преподавателей, программы повышения квалификации, хорошие результаты демонстрационных экзаменов по стандартам движения «Молодых профессионалов», подготовка конкурсантов-юниоров и так далее.

В учебных заведениях, вошедших в топ-100, все это есть. Более того, каждое из них попадает в рейтинг уже в третий раз — прямо с тех пор, как он появился.

Подтяни креатив

Молодежный центр «Поколениум» открывает школьный клуб.

Он будет называться «Поколение 21 века» и объединит учеников 8—11-х классов.

За шесть недель профессиональные тренеры обещают научить подростков презентовать себя, рассказать им, как усилить свои сильные стороны и подтянуть слабые, определить свой путь и решить, кем стать. А еще прокачать нужные всем soft skills — навыки коммуникации, самоорганизации и работы с информацией, креативность и стрессоустойчивость.

Обучение стартует 10 октября и проходит бесплатно. Нужно только зарегистрироваться — ссылку можно найти в шапке инстаграм-профиля @pokolenium.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)