Образование. Выпуск 18 августа
logo

Специальные выпуски

Образование. Выпуск 18 августа

Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива


Азбука воспитания

Первоклассные трудности

Через две недели за парты в хабаровских школах сядут около восьми тысяч первоклашек. И если вы думаете, что готовиться уже поздно, то нет: время как раз для оперативных мер.




Мы поговорили с финалисткой городского конкурса «Педагогический звездопад» Александрой Коршун о том, какие сюрпризы обычно преподносят новички учителю начальных классов. И, конечно, что с этим делать.

Сложное имя соседа

― Когда ко мне пришел мой нынешний класс, это были вполне подготовленные с точки зрения знаний ребята: они не очень хорошо писали, зато читали почти все, ― рассказывает Александра. ― Но знания всегда можно получить. А вот подружиться и даже выучить имя соседа по парте им было сложно. Возможно, это потому, что многие из них не ходили в детский сад или посещали его от случая к случаю: два дня ходим, две недели болеем. С необычными именами все проходит как-то легче, а вот Олю мы запоминали дольше всех.

По ее словам, ребенка нужно подготовить к тому, что теперь вокруг будет много других людей. И что учитель не сможет уделять ему все свое внимание ― его нужно распределить на тридцать таких же мальчишек и девчонок. Из этого вытекает вторая проблема ― весь первый класс (и примерно половину второго) ребята все время кричат.

― Это такой способ установления лидерства: я тебя главнее, потому что громче, ― объясняет педагог. ― Притом на перемене они стараются изолироваться, забиться в уголок.

Отсюда же и третья загвоздка: дети не знают, каково это ― быть в команде. Им непонятна, например, суть такой игры, как пионербол, где победа достается коллективу, а не кому-то одному. Именно поэтому семейные состязания так важны. И если вы еще в них не участвовали, момент настал.

Зачем это вообще надо

Перед тем как отправить ребенка учиться, неплохо бы объяснить ему, почему это важно.

― Ребята зачастую приходят без понимания того, зачем им вообще нужны занятия, ― продолжает Александра. ― У них нет мотивации, потому что родители уделяют мало внимания их школьным успехам. А это важно, потому что сначала у нас еще и безоценочная система. Это приводит к тому, что дети, например, сдают контрольные через 15 минут и отказываются их проверять. Потому что им все равно, какая отметка будет. Я часто говорю мамам и папам прямо: поощряйте ребенка! Он должен знать, что вы заинтересованы в его успехах. И это каждодневная работа.

Также, по ее словам, лучше сразу же оформить сертификат персонифицированного дополнительного образования и как можно быстрее выбрать кружки и секции ― потом они сложнее встраиваются в расписание.

― Не думаю, что стоит бояться перегрузок: в первом классе мы практически не задаем домашнее задание, ― подчеркивает она. ― А так ребенку легче адаптироваться к режиму, и он будет более продуктивным, в том числе и в учебе.

Узнать свои ботинки

Простые бытовые и прикладные навыки ― отдельная история. Учительница гимназии № 7 говорит, что даже к первому классу ребята зачастую не могут раздеться и одеться самостоятельно, а еще не помнят, как выглядят их вещи.

― С верхней одеждой все не так страшно, а вот уйти в сапогах одноклассника ― обычная для нас история. Спортивная форма вообще, как правило, достается тому, кто первый ее нашел. Кроме того, самим застегнуть куртку или зашнуровать ботинки ― все еще сложная задача. А с волнами эвакуаций, которые прокатились по нам несколько раз, становится понятно, как важно не терять время. Так что мы с родителями учеников даже тренировали ребят на скорость.

Также необходимо научить детей не хвататься за вещи (они очень переживают об их сохранности), объяснить, что в подобной ситуации главное ― спастись самим.

Что еще должен уметь первоклассник? Обращаться с ножницами и клеем, иголкой и ниткой (многие родители почему-то думают, что пришить пуговицу ― это очень страшно, и их чада немедленно начнут тыкать друг в друга), красками, кисточками и мелками.

И, конечно, неплохо бы искоренить одну из самых древних сложностей, идущих с человечеством сквозь века, ― непонятки по поводу того, где право, а где лево.

Малыш и Карлос

С кем, кроме своего учителя, нужно познакомиться перед первым походом в школу? Со сказочными героями, уверяет педагог. Они не раз встретятся новоиспеченным школьникам на страницах учебников, только вот это будут не смешарики или собачки из «Щенячьего патруля», а персонажи с более серьезным стажем.

― Нередко мы застреваем на игровых моментах, потому что ребята не понимают, о ком идет речь. Нужно познакомить их с Винни Пухом, Чебурашкой и Крокодилом Геной, Красной Шапочкой и Дюймовочкой, Карлсоном и Буратино.

С последними двумя у первоклашек в принципе непросто: Карлсона они именуют Карлосом, а когда читают про Джузеппе, папу Карло и Карабаса Барабаса, ломают языки.

― У нас в принципе наблюдается перекос: дети могут загадать логическую загадку, но не могут назвать свое полное имя, ФИО родителей, день рождения или домашний адрес, ― добавляет педагог. ― А как раз это надо знать обязательно.


Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru

 Алиса1.jpg


Будем знакомы

Призвание и личинки

Алиса Пашкова из гимназии № 8, пожалуй, единственная в списке лучших выпускников Хабаровска, получившая планшетный компьютер от мэра благодаря комарам.



Впрочем, из-за них она стала обладательницей не только гаджета, но и звания «Надежда Российской науки» от Российской академии обществознания. Ни больше ни меньше.

Вперед к жукам

― Это было осенью 2019 года на международном конкурсе в Сочи, ― рассказывает Алиса. ― Там я представляла научно-практическую работу ― анализ популяции комаров. Почему именно они? Ну, тема для Дальнего Востока достаточно актуальная. Вот мы с моим научным руководителем Оксаной Юрьевной Донец из детского эколого-биологического центра «Косатка» и решили остановиться на них.

Выпускница говорит, что интерес к биологии проявился у нее еще в детстве, но до старших классов локализовался в основном на бабушкиной даче.

― Все время рассматривала цветы, ловила лягушек и самых разных жуков, ― вспоминает она. ― Нет, жестоких экспериментов не ставила, хотела просто посмотреть и отпустить. Но тогда мне еще не рассказали о «Косатке» ― я просто не знала, что этим можно заниматься серьезно. Думала, все ограничивается школьными уроками и посвящала время совсем другим вещам: танцам, спорту. У меня первый юношеский разряд по беговым лыжам.

Но в 2018-м в ее жизни появились исследования. И время экспериментов пришло.

Комариное бинго

― Что самое удивительное в комарах? Ну, во-первых, большинство людей думает, что они одинаковые. А они разные, ― рассуждает Алиса. ― Рыжие, полосатые, серые… Во-вторых, при этом никто не может посчитать, сколько видов существует. Они постоянно мигрируют, появляются в регионах, где до этого не обитали. Еще биологи все время то разделяют один вид на два, то, наоборот, объединяют два в один. Но это характерно для всех насекомых. А в-третьих, мало кто знает, что они откладывают яйца и выводят личинок в водоемах. И что у них есть куколки.

Она смеется, заявляя, что я прошла, так сказать, по «комариному бинго» ― то есть по всем тем вопросам, которые ей снова и снова задают люди, ничего не смыслящие в этих прекрасных крылатых созданиях. Но у меня есть преимущество: обычно на рассказах о генетике Алисины собеседники начинают уставать. И очень зря, это самое интересное: больше всего девушке как раз нравится разглядывать в микроскоп комариные хромосомы.

― Мы изучали эволюцию популяции, ― объясняет выпускница. ― Как? Отслеживая мутации и сравнивая результаты с теми, что были описаны раньше. Если изменения прослеживаются в генах на протяжении долгого времени ― значит, они полезны, помогают адаптироваться и выживать.

Для этого, правда, нужно сначала залезть в озеро и добыть объекты изучения.

― Берешь кювет, набираешь туда озерную воду, а потом пинцетом выбираешь личинки и помещаешь их в пробирки, ― красочно описывает она процесс. ― Много ли? Даже не знаю. Иногда в день доходило до двухсот.

И это, между прочим, еще цветочки.

Игла ― оружие науки

― Затем нужно вскрыть личинке голову и достать слюнные железы ― там больше всего генетического материала, ― спокойно говорит Алиса.

Ну да, всего-то. А размер личинки, на минуточку, примерно от 2 до 8 мм. И как это сделать?

― С помощью бинокуляра и двух иголок, ― улыбается девушка. ― Конечно, получилось не сразу, надо приноровиться, чтобы ничего не повредить.

Однако дело быстро пошло на лад. В итоге Алиса нашла четыре генетические мутации, две из которых никогда (!) не были описаны ранее. Получается, она их открыла.

― А вот две оставшихся уже были исследованы и сохранились в популяции, ― продолжает девушка. ― Значит, они важны для эволюции.

Вот так, препарируя насекомых, она и поняла, чем хочет заниматься в жизни:

― Решила поступать на биологический факультет в Новосибирский государственный университет. Нет, не потому что сибирские комары больше, а потому что там хорошая база. Хочу быть научным сотрудником, делать открытия. Знаете, как я благодарна, что пришла в «Косатку» и писала эти работы! Мне нравился каждый этап. А иначе пришлось бы выбирать будущее вслепую. Сейчас моя мечта ― окончить вуз, устроиться на работу и чувствовать себя на своем месте. Чтобы не было осадка, мол, выбрала не тот путь. Но у меня, думаю, так уже не будет.

 


Актуально

Учеба будет безопасной

Почти половина педагогов краевого центра уже прошли вакцинацию против коронавируса.

― Это примерно 75 процентов от запланированного числа, ― прокомментировала замначальника городского управления по физкультуре, спорту и здравоохранению Татьяна Скорик. ― В городе 178 образовательных учреждений, в которых работают 10 643 сотрудника. Примерно 2,5 тысячи из них переболели коронавирусом.

Сейчас, по ее словам, число получивших прививку педагогов растет на 5,4 процента в неделю.

― Это очень неплохой показатель, ― отметила Татьяна Михайловна. ― Летом работники сферы образования обычно уходят в отпуска, но сейчас они возвращаются, приступают к работе и сразу же записываются на прививку. Думаю, таким образом процесс получится завершить к 1 сентября в соответствии с протоколами краевого штаба по борьбе с COVID-19 и предписаниями Роспотребнадзора.

По данным городского управления, обстановка с заболеваемостью сотрудников детских садов и школ спокойная, инфекцию в последнее время подхватили единицы. Повторения прошлогодней ситуации, когда учителя и воспитатели массово уходили на больничные, скорее всего, удастся избежать.




Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)