Образование. Выпуск за 18 октября
logo

Специальные выпуски

Образование. Выпуск за 18 октября

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива

Есть проблема

Педагог под прессом

С 3 ноября в краевом центре начинает работу новый сезон бесплатной открытой группы психологической поддержки учителей.

В 2022-м в рамках грантового проекта «Стать современным учителем» в партнерстве с городским центром развития образования прошло девять ежемесячных встреч, которые посетили 77 педагогов. В итоге оказалось, что этого мало.

— В конце сезона мы с участниками высказали пожелание проводить сессии хотя бы раз в две недели, — говорит ведущая группы, психолог, позитивный психотерапевт Марина Бондарева. — Те, кто посещал их постоянно, уже с нетерпением ждут начала работы. Но мы готовы принять и новых членов группы.

На занятиях разбирают школьные конфликты, делятся опытом разрешения сложных ситуаций, получают поддержку, развивают психологическую грамотность и эмоциональный интеллект. Все это, конечно, на условиях конфиденциальности. Главная цель встреч — уберечь педагогов от профессионального выгорания, которое сейчас случается очень быстро. И психолог может назвать основные причины, стоящие за этим.

— Есть несколько тем, которые поднимаются и обсуждаются чаще всего, — отмечает она. — К сожалению, по-прежнему актуальна проблема бюрократизации — педагогам приходится заполнять множество бумаг, что отнимает время, которое можно было бы уделить учебному процессу. Вторая сложность ― огромное количество детей в классах, из-за чего трудно выстраивать работу и уделять всем нужное внимание. А у некоторых еще и по два классных руководства! И третья ― сверхнагрузка, в том числе в виде дополнительных внеурочных мероприятий, которые не входят в обязанности учителя. Причем их часто ни о чем не спрашивают, а просто ставят перед фактом.

Совокупность этих факторов ведет к тому, что школьный специалист теряет работоспособность, настрой и ресурс.

Опыт видно сразу

― А ведь на группу приходят те, кто еще не выгорел, успел отследить процесс в начале, ― уточняет психолог. ― Те, кого это коснулось плотно, подобными мероприятиями, к сожалению, уже не интересуются. К слову, примерно 80 процентов участников ― молодые педагоги, в которых много энтузиазма и которые переживают за то, как сложится их профессиональное будущее. Учителя со стажем приходят скорее в порядке исключения. К тому же их сразу видно.

Чем же опытный специалист так отличается от того, кто только начинает работу в школьном коллективе?

― Они уже умеют четко выстраивать собственные границы, ― объясняет Марина Бондарева. ― И делятся с другими подсказками, как действовать в ситуациях, когда очень сложно сказать «нет». Их сила в навыке внятно отказывать, они устойчивы и уверены в себе. Именно такая уверенность позволяет оставаться на своей позиции и одновременно быть дипломатичными в конфликтных ситуациях, держать в фокусе и себя, и других.

Социальный проект «Экология педагогического взаимодействия» стал победителем регионального конкурса субсидий для СОНКО и работает при поддержке правительства Хабаровского края.

Наверное, это можно назвать суперсилой, которой обладает далеко не каждый. И речь не только о сфере образования ― в нашем современном обществе в принципе беда как с человеческими границами, так и с дипломатией.

― Обычно мы впадаем в крайности: либо ведем себя очень агрессивно, либо все принимаем и со всем соглашаемся, чтобы избежать конфронтации. У педагогов ситуация еще острее: с одной стороны множество детей, на которых не хватает ресурса, с другой ― школьная администрация, которая давит и заставляет решать «не свои» вопросы, а с третьей ― родители, их ожидания и особенности. По-хорошему, учителям стоит объединяться и отстаивать свои права вместе, но это не всегда получается. В итоге специалист понимает, что один в поле не воин, и увольняется.

Это один из печальных путей. А еще, как нетрудно догадаться, страдают ученики.

Начинается со взрослых

Школьная травля и буллинг ― обратная сторона происходящего. Они, как лакмусовая бумажка, проявляют нездоровую обстановку в школьных коллективах.

― Дело в том, что давление на учителей ― это не сугубо односторонний процесс, ― отмечает ведущая группы. ― Сами педагоги тоже злоупотребляют своей властью в отношении учеников, провоцируя буллинг. Как это происходит? Например, ребенок хочет в туалет и поднимает руку. Учительница, которую до этого вывели из себя, срывается на него: «Ты куда собрался? А ну иди к доске, раз поднял руку». Заставляет отвечать. Получается публичное унижение, другие дети смеются… И начинается.

На вопрос, в каком проценте случаев школьной травли в той или иной степени участвуют педагоги, Марина Бондарева грустно отвечает, что по ее опыту — в большинстве. Это беда всей группы, причину которой нужно так или иначе искать во взрослых.

― Проблема сегодня стоит остро, ― признает она. ― Перед началом учебного года у меня случается всплеск обращений, когда дети просто боятся возвращаться в класс. А ведь ситуация влияет на всех, в том числе на свидетелей и самих агрессоров: они никогда не нападают на других просто так, ради удовольствия. С ними нужно работать.

Бороться с буллингом можно только сообща, с привлечением школьной администрации, психологов и педсовета. Иначе не получится. А такие проекты, как «Экология педагогического взаимодействия», который, кроме группы, включает еще и тематические семинары, как раз созданы, чтобы предупредить беду. И пока у педагогов есть возможность в безопасной обстановке обсудить сложности и тревоги, родители могут начать с себя и помнить, что лишнее давление на учителя в конце концов скажется на детях.

 Открытая группа поддержки для педагогов собирается раз в две недели по пятницам с 19.00 до 20.30. Запись в «Телеграме» или «Ватсапе» по тел. 8-924-209-73-75.



Бондарева2.jpg

Кстати

Устав школьного чата

Две недели назад учительница русского языка и литературы Елена Р. слегла с серьезной ангиной и потерей голоса. Но восстановиться ей не дали: родители учеников забрасывали педагога сообщениями и звонками прямо на больничном.

К сожалению, такую ситуацию можно назвать типичной.

— Полный бардак: дети разболтались, родители тоже, — жалуется Елена. — Они мне во время больничного решили поуказывать, кого и с кем сажать за парты. Не отвечаешь в чате — так пишут в личные сообщения. Объясняешь, что без голоса, — звонят. Мамы и папы пятиклассников сами как пятиклассники! Видимо, после авторитарной учительницы из начальной школы решили, что меня можно продавить, раз я вежливая и улыбчивая…

Ее общение с родителями теперь по требованию законодательства проходит на платформе «Сферум» — там фильтровать диалоги сложнее, чем в других мессенджерах. А совсем не заходить на платформу и болеть спокойно попросту не получается:

— У нас там рабочий чат с коллегами, я скидываю туда задания для учителей, которые меня замещают. Игнорировать нельзя, да и делегировать просто некому! Никто на себя классное руководство не возьмет, разве что ты попадешь в больницу. Но у нас учителя и из больницы умудряются присылать задания на замещение…

Стереотип о том, что профессия педагога якобы не предполагает выходных и больничных, потому что педагог всегда должен быть включен в жизни своих подопечных, — это миф, причем вредный.

— Перед нами снова встает вопрос о личных границах и их соблюдении, — комментирует психолог и ведущая группы поддержки для учителей Марина Бондарева. —  Единственный известный мне выход из ситуации — сразу установить четкие правила общения, в том числе в родительском чате, и строго их придерживаться. Не просто так у многих классов существует чат с учителем и чат без учителя — для выражения эмоций и побочных разговоров.

Время и канал для коммуникации должен быть четко регламентирован, и выходить за эти рамки не следует. Учителя со стажем заверяют, что такой способ правда работает.

— Нужно дипломатично, но твердо стоять на своем: «Мы обсудим это, когда я выйду с больничного», «Я читаю сообщения с восьми утра до шести вечера», — продолжает специалистка. — Если вы не откликнетесь в другое время, ничего из ряда вон выходящего не произойдет. Проигнорировать родителя, который уже пришел в школу или договорился заранее, действительно некрасиво, но здесь речь идет совсем о другом — об отстаивании границ, которые нарушаются.

Она советует даже закрепить свод правил письменно — тогда у вас будет документ, к которому можно периодически направлять особо ретивых мам и пап.

 Елене же пришлось писать возмущенную петицию. И выходить с больничного.

— На сайте травлинет.рф есть не только прекрасные материалы по школьному буллингу, но и памятка по общению в родительских чатах, — добавляет Марина Бондарева. — За информацией лучше идти туда.


Важно!

Памятка для родителей

Если у вас возникли сомнения и опасения, что ваш ребенок может быть жертвой травли, действовать необходимо прямо сейчас.

1. Поговорите с ребенком. Аккуратно расспросите, что его тревожит, выразите понимание и готовность помочь.

2. Не обесценивайте его чувства и переживания, даже если проблема покажется вам пустяковой.

3. Сформируйте у ребенка чувство безопасности. Не оставляйте его одного в ситуации травли! Он должен знать, что родители его защитят и всегда на его стороне.

4. Если вам стало известно о травле вашего сына или дочери либо о проблеме других детей, обратитесь к администрации образовательного учреждения, учителю, школьному психологу. Просите обеспечить безопасность детей и нормализовать атмосферу в классе. Травля — это болезнь группы, и задача учителя — донести до учеников, что такая модель поведения в классе неприемлема.

5. Если выход из ситуации буллинга в классе невозможен, у вас есть право перевести ребенка в любую другую школу или класс. Это эффективный и работающий способ решить проблему.

Вы — тот самый главный взрослый в жизни своего ребенка, который как никто другой чувствует и понимает его и должен приложить все усилия для его защиты.

Дополнительную информацию о проблеме можно найти на сайте проекта «Травли NET» травлинет.рф.



Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)