Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива

Кое-что о главных буквах

Время забот о государственной итоговой аттестации уже приблизилось вплотную: в конце ноября начинается регистрация заявлений на ЕГЭ для выпускников прошлых лет, а 6 декабря одиннадцатиклассники напишут сочинение.

— При этом теперь действует новый порядок проведения Единого госэкзамена, — подчеркнула главный специалист городского управления образования Ирина Хабарова. — Он вступил в силу с 1 сентября.

Что-то можно поменять

Определиться с перечнем предметов для сдачи по-прежнему нужно до 1 февраля, но теперь заявление можно подать еще и в дистанционной форме. Правда, механизм пока разрабатывается, а детали уточняются.

С 2023 года предметы в выбранном списке можно менять не только по уважительной причине.

— Теперь одиннадцатиклассники могут передумать насчет уровня ЕГЭ по математике (базовый или профильный), а выпускники прошлых лет (ВПЛ) — вообще дополнить или скорректировать весь перечень, — уточнила Ирина Васильевна. — Крайний срок — за две недели до начала экзаменов.

Зато сдавать ЕГЭ ВПЛ отныне могут исключительно в резервные дни основного периода: другой срок государственная экзаменационная комиссия может назначить только по уважительной причине.

— Заявления от них, а также студентов техникумов и колледжей будут приниматься в трех пунктах на базе школ № 19, 23 и 38, — добавила специалистка. — Еще им можно переписать итоговое сочинение: в некоторых вузах за него добавляют баллы при поступлении.

Кстати, о сочинении. Первые два срока его написания остались без изменения, а вот третий сдвинулся с начала мая на вторую среду апреля.

Отдельные изменения появились для солдат, поступающих в военные вузы, а также… для опаздывающих.

— Те, кто проходит службу по призыву, могут подать заявления на сдачу ЕГЭ либо по месту службы, либо в том городе, где находится выбранный вуз, — объяснила Ирина Хабарова. — Теперь об опозданиях. Раньше, если участник задерживался, его должны были ждать до конца проведения экзамена. Теперь это время сократили до двух часов. Но в любом случае, если выпускник явился на испытание позже, его не продлевают: нужно уложиться в обозначенное время.

Сложнее или проще?

Что же касается самих заданий, или контрольно-измерительных материалов (КИМ), то здесь, по информации экспертов, больше всего изменений претерпели физика и литература.

Первый из экзаменов стал легче — число заданий сократилось с 30 до 26: из первой части удалено сразу три задания, из второй — одно высокого уровня сложности. А вот о литературе такого сказать нельзя: из тестовой части убрали одно задание, однако теперь при написании сочинения нельзя использовать любое произведение по желанию — нужно выбрать из трех указанных в КИМе авторов. Кроме того, в критериях оценки сделали больший акцент на орфографические ошибки и грамотность. 

  

Больше всего, по мнению преподавателей, усложнился русский язык. В одних заданиях теперь нужно выбрать от двух до четырех правильных ответов вместо одного, в других — написать не только правильные, но и ошибочные варианты, а в третьих строже «наказывают» за ошибки. Кроме того, теперь за сочинение можно будет получить не 24 балла, а 21. При этом каждая орфографическая ошибка будет снимать один балл, тогда как раньше однотипные ошибки объединяли.

Остались прежними только базовая математика и химия.

— С деталями перемен и конкретикой по другим дисциплинам можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений fipi.ru, — напомнила Ирина Васильевна. — Там всегда появляется самая свежая информация о Едином госэкзамене.

Минимальные проходные баллы для поступления в вузы в 2024 году уже определены: русский язык, литература и география — 40, профильная математика, физика, химия и биология — 39, обществознание — 45, история — 35, информатика — 44, а иностранные языки — 30. Для получения аттестата достаточно сдать русский язык на 27 баллов, а базовую математику на 3.

Давайте начинать с себя

На прошлой неделе в лицее «РИТМ» прошел первый семинар проекта «Экология педагогического взаимодействия». Он создан, чтобы помочь учителям общаться с детьми и родителями без конфликтов, сохраняя при этом достоинство и не давая собой манипулировать.

Вообще, это уже четвертый «сезон» инициативы: первый цикл семинаров (тогда он назывался «Экология речи учителя») педагог с 30-летним стажем Дмитрий Верин-Галицкий запустил еще в 2018 году ― тогда на средства президентского гранта. Теперь его поддерживает правительство края: проект выиграл региональный конкурс субсидий для СОНКО.

― И у нас, конечно, есть новшества, ― говорит Дмитрий Вячеславович. ― Если раньше мне часто приходилось выходить на директоров школ напрямую, то сейчас мы тесно работаем с городским управлением образования, составлен список учреждений и график. А еще сейчас к первой встрече о конфликтах в реалиях школьной жизни добавилась и вторая ― про достоинство и самоуважение, про то, как не давать на себя давить и делать себе нехорошо.

Младших надо уважать

В «РИТМе» говорили пока о конфликтах. На вопрос «Как прошло?» руководитель семинаров слегка посмеивается:

― Как всегда продуктивно: две трети воспринимали информацию очень хорошо, многие благодарили, говорили, что есть над чем задуматься. Ну а оставшаяся треть, как это бывает, активно выражала свое несогласие. Как правило, именно у них и появляются периодические проблемы со школьными конфликтами.

Впрочем, и их можно понять: некоторые вещи, обсуждаемые на встречах, принять не так уж просто. Говорится, например, о гордыне, претензиях и фоновом высокомерном отношении: именно такую позицию взрослые вообще и педагоги в частности чаще всего занимают по отношению к детям.

― Если говорить проще, это принцип «Я начальник ― ты дурак», ― объясняет Дмитрий Вячеславович. ― Отношение в стиле «ты еще мал и глуп» показывает изначальное неуважение и всегда будет приводить к конфликтам. Есть объективные жизненные законы, о которых мы почему-то начали забывать: реакция других ― это отражение нашего поведения. Мы не можем повлиять на окружающих людей, только на себя. Мы идем к ним с агрессией и упреками зачем? Чтобы всех застроить? Ничего не выйдет…

Что делать вместо этого? Принимать и уважать ребенка, выражать свою точку зрения через просьбы и «я»-высказывания, а не приказы и фразы «Ты такой-сякой». И не допускать при нем неодобрительных высказываний о его родителях или конфронтации с ними ― так, по словам автора проекта, можно получить в лице ученика врага на весь срок обучения.

Взрослые и носки

Он отмечает, что последнее время активно думает о феномене «невзрослых взрослых». Импульсивность, раздражительность, реактивное реагирование (мгновенно делать в ответ), самонадеянность и категоричность к окружающим — признаки подросткового поведения. А черты взрослых — наоборот, спокойствие, ответственность, проактивное реагирование (сначала думать, потом делать) и уважение к окружающим. За годы работы ему часто пришлось сталкиваться с тем, как учителя выбирают для себя первый вариант.

— Я бы не хотел, чтобы мои дети учились у невзрослых педагогов, — добавляет он.

А механику экологичного общения объясняет на примере сына и его разбросанных носков:

― Да, он оставляет вещи где попало. Он неидеален, как и все. Но исправить других людей мы, к сожалению, не можем, как бы ни хотелось. Зато можем создать такую ситуацию, в которой они не будут проявлять ответную агрессию. Я могу кричать и приказывать. Уберет ли он носки? Не факт. Однако то, что я испорчу отношения с сыном — это точно. Доверие приказами не построишь. А если бережно попрошу? Тоже не факт, что уберет, но реакция будет совсем другая…

Если честно, звучит, как что-то очень ресурсозатратное с отложенным и неочевидным результатом. Особенно когда помимо неидеальной системы образования и детей, которые могут вести себя неподобающе, есть еще и родители, о потребительском отношении которых Дмитрий Верин-Галицкий не раз говорил и сам. Он соглашается: все и правда непросто.

— Это труд, к которому мало кто готов, — признает специалист. — Однако тут мы снова возвращаемся к объективным законам жизни: других людей исправить нельзя. Так что вариантов особо нет. Хочешь изменить мир — начни с себя.

Впрочем, работой с мамами, папами, а также другими родственниками тоже занимается — пока в родительском клубе при школе № 32.

— Я подал заявку на грант и по родительскому просвещению тоже — посмотрим, что получится, — говорит Дмитрий Вячеславович. — Мои прошлые попытки делать общегородские встречи отклика не получили: после пандемии родители, кажется, вообще перестали ходить на мероприятия.

Зато расширять аудиторию помогает интернет: материалы для педагогов можно найти на сайте проекта ekologiya-vzaimodeystviya.tilda.ws, а видео для родителей — на ресурсе «YouTube-канал для родителей «Рука-в-Руке».

Коммуникативные навыки важны для педагога не меньше, чем владение своим учебным предметом, считает Дмитрий Верин-Галицкий.



Экскурсия — огонь!

В самой старой пожарной части города побывали дошколята.

Хабаровских детсадовцев и их родителей познакомили с работой 1-й пожарно-спасательной части 21-го пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.

пожарныедети.jpg

Гости посетили сердце гарнизона — центральный пульт пожарной связи, узнали о комнатах отдыха, учебных классах, столовой и спортивном комплексе для огнеборцов — все они находятся на территории депо.

Но самым интересным пунктом стало помещение, где стоят пожарные автомобили, лежат боевая одежда, каски и защитные перчатки. Сотрудники части не только отвечали на вопросы, но и выполнили для гостей норматив по надеванию боевой одежды на скорость.

В завершение все желающие смогли посидеть за пультом управления автолестницей, примерить специальную каску и, конечно, сфотографироваться.



Поправят вселенную

Финалы Национальной технологической олимпиады Junior пройдут в краевом центре сегодня и завтра.

В состязаниях на базе образовательного центра «Сириус-27» будут участвовать ученики 5—7-х классов. Это 12 школьников из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, поселка Многовершинного и села Тополево.

Все они успешно прошли отборочный этап и теперь в командах будут решать инженерные задачи по выбранному направлению. Так, 15 ноября финалисты займутся поиском ошибок в виртуальной метавселенной, а 16 ноября умные и талантливые ребята будут взаимодействовать с роботами.

Олимпиада Junior является частью Национальной технологической олимпиады, которая координируется Министерством науки и высшего образования РФ совместно с АНО «Россия — страна возможностей» и проходит при поддержке «Движения Первых».


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)