Педагогическому колледжу Хабаровска — 100 лет!
logo

Специальные выпуски

Педагогическому колледжу Хабаровска — 100 лет!

Подготовила Нина ЖИГУНОВА

Сто лет во имя будущего

Вековой юбилей готовится отметить Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша. Он заслуженно считается одним из старейших учреждений профессионального образования не только города и края, но и всего Дальневосточного федерального округа.

Что такое 100 лет для учреждения профессионального образования? В первую очередь — тысячи специалистов, которые получили здесь путевку в жизнь. Из стен Хабаровского педколледжа вышли более двадцати тысяч педагогов, которые составляют профессиональную основу общего и профессионального образования Хабаровского края и всего Дальнего Востока. Это несколько поколений учителей начальных классов, иностранного языка, математики, технологии, музыки, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей. Каждый пятый учитель в школах края — выпускник колледжа. Также здесь получили профессию около двух тысяч специалистов гостиничного сервиса и рекламы, дизайнеров, менеджеров и юристов.

Истоки просвещения

— А вы знаете, где располагалось наше учреждение 100 лет назад? — с улыбкой замечает директор ХПК Елена Вологжина. — В здании из красного кирпича, что на площади им. Ленина, сразу за памятником вождю. Построено оно было в 1903 году по указанию генерал-губернатора Н.И. Гродекова для реального училища. В начале XX века на Дальнем Востоке во множестве открывались начальные школы, но кадров для работы там катастрофически не хватало, и в 1913 году при реальном училище были организованы курсы народных учителей, а в 1914 году, еще до начала Первой мировой войны, приамурский генерал-губернатор Н. Гондатти получил высочайшее разрешение на открытие в Хабаровске учительского института, который уже в октябре начал свою работу. Это было среднее специальное учебное заведение с трехлетним сроком обучения, и стать полноценным высшим не успело. Гражданская война и интервенция поставили на нем крест. Выпустив около ста специалистов, оно закрылось.

В октябре 1922 года на Дальнем Востоке установили советскую власть, и в области народного образования новой власти предстояло совершить значительные преобразования, поскольку в крае по-прежнему существовали дореволюционные типы учебных заведений.

Учительская семинария, которая располагалась в здании с 1921 года, с 1 января 1923-м была реорганизована в учительские курсы, а 11 сентября 1923 года постановлением Дальневосточного Революционного Комитета в городах Хабаровске, Чите и Никольск-Уссурийске педагогические курсы преобразованы в педагогические техникумы. Это событие и считается днем рождения нашего учреждения.

С сельхозуклоном

Если обратимся к историческим документам, то узнаем, что в техникуме открыли два отделения: школьное и политико-просветительное, где трудились 18 преподавателей, еще пять — в опытной школе. При всех педтехникумах Дальнего Востока того периода имелись участки земли, на которых велись сельскохозяйственные работы. За хабаровским было закреплено почти 100 гектаров, около 35 гектаров пахотной земли, и более трех гектаров занимал фруктовый сад (нынешняя территория парка «Динамо»). В структуру техникума входили столярные и слесарные мастерские, опытная школа, детский сад, пасека, заимка, сельхозмашины и стадо домашних животных. Все учебные дисциплины были насыщены сведениями из сельского хозяйства.

В 1924 году в педтехникуме на двух отделениях обучались уже 210 человек. Зачислялись в первую очередь дети крестьян (бедняков и середняков, рабочих и служащих рабоче-крестьянской армии, сельских просвещенцев, врачей, агрономов), которые должны были составлять не менее 75 процентов обучающихся, во вторую очередь — дети трудовой интеллигенции, служащих, кустарей и ремесленников, в третью — все прочие.

Условия приема в Хабаровский педтехникум в 1926/27 году включали экзамены по русскому языку, обществознанию, математике, физике с химией.

От четырех до шестнадцати

Выпуск - 2017.jpg

В 1934 году в Хабаровске открылся педагогический институт, и все чаще стали звучать предложения о закрытии педтехникума. И в 1940 году уже в статусе училища он был объединен с Биробиджанским и переведен в город Биробиджан. Но пять лет спустя, в 1945-м педучилище вернулось в Хабаровск и с тех пор ни на год не прекращало своей деятельности.

— Интересный факт: за первые 70 лет наше учреждение вело подготовку всего по 4 специальностям: учитель начальной школы, воспитатель детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физическому развитию, — замечает Елена Вологжина. — А за последние 30 — по 16, в числе которых юристы, дизайнеры, специалисты гостиничного дела и другие.

Серьезным испытанием для учреждения и коллектива стали 1990-е годы, когда из 18 педагогических училищ на Дальнем Востоке осталось всего четыре, и в их числе хабаровское. Во многом это заслуга Геннадия Гостева, который почти 28 лет был директором сначала педагогического училища, а потом Хабаровского педагогического колледжа. Это тот случай, когда трудности не сломили, а закалили и заставили изменяться и развиваться.

В начале 1990-х был самый высокий план набора в колледж за всю многолетнюю историю: шесть групп дошкольного отделения — 180 человек, четыре группы школьного отделения — 120 человек и две группы музыкального отделения — 60 человек, всего 360 абитуриентов. Ситуация резко изменилась в конце 1990-х, после экономического кризиса 1998 года бюджетный набор на дошкольном отделении сократился до 20 человек, его объединили со школьным.

— Пришлось учиться жить и работать в новых экономических реалиях, — вспоминает Геннадий Михайлович. — 1999 год начинался в крайне тяжелых условиях: администрация края выделяла средства только на зарплату сотрудникам и стипендии студентам, но с большой задержкой, коммунальные расходы оплачивались частично. На остальные статьи расходов администрация колледжа изыскивала средства самостоятельно. Сократился не только набор, на треть уменьшили и штатное расписание, учебно-вспомогательный персонал сократили вдвое. Хронически не хватало учебной нагрузки преподавателям, средств на содержание и ремонт трех корпусов. Тогда и было решено начать подготовку по непедагогическим специальностям. Свыше 70 лет колледж готовил только педагогов, и вдруг юристы, менеджеры, дизайнеры и другие. Почти полгода понадобилось, чтобы найти весомые аргументы для открытия гуманитарного отделения. И вот 1 сентября 1999 года к занятиям приступил первый набор по трем специальностям: «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах», «Менеджмент» и «Правоведение». В 2000 году добавились «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», «Психология» и «Дизайн». И это было только начало.

Одной из инноваций колледжа стало создание студенческого научного общества (СНО), которому в 2021 году исполнилось 20 лет.

Новые программы — новые возможности

Под руководством директора колледжа Геннадия Гостева была разработана и концепция педагогического кластера. Ее содержание предусматривало объединение интеллектуальных, технологических и материальных ресурсов образовательных учреждений, реализующих программы педагогической подготовки студентов в едином образовательном пространстве. 20 ноября 2015 года распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края создан педагогический образовательный кластер (проект «Педкластер27»). Координатором его деятельности назначен Хабаровский педагогический колледж.

На первоначальном этапе в состав кластера вошло восемь образовательных организаций высшего, среднего профессионального образования, а также школы и детские сады. В 2022 году он объединил более 30 участников, среди них ведущие вузы края, Хабаровский краевой институт развития образования, управления образования муниципальных районов, учреждения среднего профессионального образования края и страны, реализующие программы подготовки педагогических кадров, лучшие школы и детские сады края, организации непедагогической сферы.

В настоящее время в колледже работают пять кандидатов наук, восемь аспирантов, соискателей, магистрантов, деятельность которых направлена на дальнейшую интеграцию с высшей школой, обеспечение научной составляющей выпускных квалификационных работ, решение проблем системы профессионального образования с позиций научно-исследовательской деятельности.

— Кластерная модель подготовки высококвалифицированных кадров подтверждает свою состоятельность и эффективность, — отмечает Елена Вологжина, которая возглавила учреждение в 2017 году. — Открываются новые востребованные образовательные программы. Работодатели вовлечены в их разработку. Более 70 специалистов из образовательных учреждений разных уровней, обладающих практическим опытом, привлечены к преподавательской деятельности.

Растет и количество участников и победителей конкурсного и олимпиадного движения, чемпионата «Молодые профессионалы». Обновлены программы дополнительного профессионального образования, преподаватели колледжа получили возможность пройти стажировки в вузах и образовательных учреждениях общего образования. Новое направление в учебной и научно-методической работе педагогического коллектива было создано связи с участием в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В 2015 году впервые в соревновательную часть чемпионата были включены две педагогические компетенции, в которых продемонстрировали свое профессиональное мастерство студенты колледжа. И практически ежегодно студенты педколледжа становятся победителями и призерами чемпионата в Дальневосточном федеральном округе и участниками финала Национального чемпионата WorldSkills.

Составляющие успеха

Вологжанина.jpg

Результатом системной учебно-методической работы педагогического коллектива стали успехи студентов в региональных конкурсах. Так, студентка специальности «Педагогика дополнительного образования» А. Лунина победила в VI краевом конкурсе «Лучший выпускник среднего профессионального образования — 2016» и была удостоена премии президента РФ для поддержки талантливой молодежи. Затем ежегодно были успехи в номинациях, а через пять лет абсолютным победителем конкурса «Лучший выпускник среднего профессионального образования — 2021» стала Арина Ромазан, выпускница специальности «Педагогика дополнительного образования».

— Колледж на протяжении ряда лет занимает лидирующие позиции в профессиональном педагогическом образовании России и края. Является победителем всероссийского конкурса «Лидер среднего профессионального педагогического образования», лучшим в крае в области молодежной политики, неоднократным победителем краевых спортивных и профессиональных конкурсов, — отмечает Елена Максимовна. — В 2020 и 2023 годах колледж стал победителем всероссийских конкурсов на грантовую поддержку из федерального бюджета в общем объеме более 70 млн руб., что позволило оборудовать четыре современные мастерские и значительно улучшить материально-техническую базу по основным компетенциям отрасли «Педагогика» в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Все эти достижения стали возможны благодаря труду преданных своему делу и профессии сотрудников и педагогов. Продолжая традиции научной школы, они активно занимаются прикладными исследованиями, внедряя их в образовательную практику, участвуют и побеждают в конкурсах и инновационных проектах. Профессиональную команду колледжа отличает ответственное отношение к делу, творчество и истинный патриотизм.

Дорогие выпускники, ветераны, педагоги и сотрудники, коллеги! Поздравляю вас с этим знаменательным юбилеем! Желаю каждому из вас крепкого здоровья, успехов, смелых проектов и новых побед! С честью несите по жизни высокое звание Учителя, любите свою Родину и воспитывайте достойное поколение граждан России!


Нас учили творить

Татьяна Матвеенкова, начальник управления образования администрации г. Хабаровска, выпускница школьного отделения педагогического училища 1990 года:

— В педагогическое тогда еще училище поступила в 1988 году, потому что мечтала о профессии учителя начальных классов. А началась наша учеба с месяца в колхозе на картошке, где все пять групп перезнакомились, передружились, и эти отношения мы поддерживаем вот уже 35 лет. Потом были два года очень интересной, насыщенной учебы. Именно там меня научили практике планирования и ведения занятий, дали профессию. Помню свой первый урок, когда я давала букву «к», и мой куратор по окончании спросила: «Таня, вы не устали? Не все учителя-стажисты могут провести такой наполненный урок. Вы успели абсолютно все». Для меня это стало очень высокой оценкой. Нас так учили, что с первого дня у доски мы чувствовали себя уверенно, не боялись. Примечательно, что технологию у нас вел Иван Иванович (фамилию, к сожалению, забыла), так вот он говорил: «Девчонки, у вас есть замечательная возможность после окончания училища поступить сразу на третий курс пединститута. Я всем это рассказываю, но никто не пользуется». А мы воспользовались. Сначала съездили в Комсомольский педагогический институт, там провели переговоры, потом обсудили все со своим куратором и руководством училища. В итоге институт и училище подписали договор. В июне мы сдали госэкзамены, из пединститута приехали преподаватели, провели с нами собеседование и из пяти наших групп сформировали три вузовские. Через три года получили дипломы о высшем образовании, уже имея за плечами практический опыт. Причем мы работали в школе и учились, дважды в год встречались на сессиях, обменивались опытом, делились своими находками. Потом еще несколько потоков пошли по нашему пути.

Наш выпуск был очень активный, мотивированный, одержимый школой. Многие состоялись в профессии не только как педагоги, но и как руководители. Мы до сих пор общаемся и с благодарностью вспоминаем своих педагогов, поддерживаем связь с Эммой Максимовной Кирилловой, которая была для нас примером для подражания. Ежегодно поздравляем с днем рождения Марию Вениаминовну Вольгушеву, а она стала для нас уже коллегой и другом. И за все это спасибо педколледжу!

В системе образования Хабаровска трудится очень много выпускников педагогического колледжа. Многие из них достигли высокого профессионального уровня, успешно замещают должности руководителей образовательных учреждений и их замов. Ежегодно приходят молодые специалисты, на которых мы возлагаем большие надежды!

От души поздравляю альма-матер с вековым юбилеем! Желаю и дальше работать на таком же высоком уровне. Знаю, что сегодня туда большой конкурс, проходной балл аттестата 4,5, и все благодаря команде педагогов, которые держат очень высокую планку по качеству обучения. Они умело совмещают классическую систему преподавания с новаторскими идеями. Желаю родному педагогическому колледжу процветания, расширения возможностей, развития! Сегодня мы рассматриваем возможность выделения в школах города помещений для обучения студентов в рамках проекта «Профессионалитет». Уверена, у нас все получится, и ряды городских педагогов продолжат пополнять лучшие выпускники. Школы и детские сады их очень ждут!

Коллектив детского сада № 78 «Семицветик»:

— Мы в десять раз моложе, в этом году детскому саду «Семицветик» всего 10 лет, и все это время мы тесно сотрудничаем с педагогическим колледжем.

Во-первых, у нас заключен договор о практической подготовке студентов, и на базе нашего учреждения ежегодно до ста учащихся дошкольного отделения и будущих музыкальных руководителей 2-го, 3-го и 4-го курсов проходят практику. Девочки очень ответственные, грамотные, аккуратные, заинтересованные в своей профессии, и стоит отметить, что наши воспитатели их очень ждут, потому что это большое подспорье в работе. Надо признаться, что не только наши специалисты делятся с ними практическими навыками, но и мы учимся у них, подсматриваем новое, а потом внедряем у себя. А они после практики говорят: «Побываешь в «Семицветике» и никуда больше идти работать не захочешь». Буквально в прошлом году две выпускницы пришли к нам работать, мы очень рады, что они сделали такой выбор. Еще одна выпускница колледжа — Анна Коркодел (Бондаренко) трудится у нас с открытия садика. Это грамотный, высококлассный специалист, влюбленный в свою работу и своих воспитанников.

Во-вторых, наши сотрудники являются руководителями курсовых и дипломных работ, три педагога по совместительству работают в колледже. А еще наши специалисты — аккредитованные эксперты демонстрационного экзамена по компетенции «дошкольное образование».

В-третьих, нас связывает научная деятельность. Мы ежегодно участвуем в международных и региональных научных конференциях, которые проходят в педагогическом колледже. Также результатом нашей совместной деятельности стало 3-е место в краевом смотре-конкурсе «Работай в Хабаровском крае».

Мы поздравляем коллектив нашего партнера и друга — Хабаровского педагогического колледжа со 100-летием и желаем не сбавлять темпов, развиваться, совершенствоваться и готовить специалистов, в руках которых будущее.

Татьяна Трофимова, заведующий детским садом № 188, выпускница музыкального отделения педагогического училища 1994 года:

— Годы обучения остались очень ярким и светлым воспоминанием. Кстати, конкурс в год моего поступления составил 13 человек на место, и я поступила благодаря тому, что полгода ходила на подготовительные курсы. У нас работали великие педагоги, в числе которых Анатолий и Валентина Затеевы, и мы с ними до сих пор поддерживаем связь. Я считаю, что получила шикарное образование, ведь на занятиях нам давали не только произведения для дошкольников, но и классику. У нас был вокальный ансамбль, где мы пели на четыре голоса и даже на шесть голосов. Все педагоги у нас были возрастные, и мы напитывались от них жизненной мудростью, а еще они видели в каждом потенциал, помогали его раскрыть и развить. Я, например, всегда тяготела к танцам и единственная на курсе защищала диплом по хореографии. А какая богатая была практика! Смело могу сказать, что за годы учебы мы посетили 90 процентов детсадов города. Где-то давали концерты, а где-то посещали открытые занятия и мастер-классы. До сих пор помню лекции по психологии, и мне кажется, что молодым сотрудникам я теми же словами рассказываю, как найти подход к ребенку, установить контакт с ним и с родителями.

В последние годы сразу три младших воспитателя нашего детского сада прошли там обучение по очно-заочной форме, и сегодня это прекрасные воспитатели.

Спасибо колледжу за тот праздник, которым стали для меня годы обучения там. С юбилеем!

Татьяна Гоголева, заведующий детским садом № 62, выпускница музыкального отделения 1988 года:

— В педколледж, тогда еще педучилище, меня направила мама после окончания 8-го класса, и я ей за это благодарна. Я окончила музыкальную школу по классу аккордеона и при конкурсе 6 человек на место смогла поступить. Кстати, в тот год сделали исключение, набрав 36 человек вместо 30, и знаете, все до одного получили дипломы. Нашим классным руководителем была Нина Ивановна Карцева, и во многом благодаря ей никто из нас не сбился с пути. Годы в училище оставили самые светлые и теплые воспоминания. Там царила атмосфера творчества, педагоги искали особый подход к каждому и во всем нам помогали. Наше отделение располагалось в отдельном здании, на 2-м и 3-м этажах мы учились, а на 4-м и 5-м было общежитие, я порой оставалась там у девчонок, чтобы успевать к нулевому уроку. Годы учебы — это знакомство с интересными людьми, встречи. У нас подобралась очень сильная группа, большинство девчат пошли работать в детский сад и до сих пор в профессии, все с высшей квалификационной категорией и все в своих садах звезды. А еще на четвертом курсе у меня родилась дочь, и весь курс помогал мне ее нянчить, чтобы я не отстала и окончила училище вместе со всеми. Кстати, для Марины это не прошло даром, она тоже стала педагогом. В 1989 году я пришла работать музыкальным руководителем в детский сад № 62, он только готовился к открытию. А с 2002 года стала его заведующим. Вот так всю жизнь в одном учреждении. Сегодня в нашем ДОУ трудятся четыре воспитателя с дипломами педколледжа.

Поздравляю свой любимый колледж с таким прекрасным юбилеем и желаю, чтобы в его истории было еще много таких же увлекательных страниц.

Ольга Булатова, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе детского сада № 202, выпускница дошкольного отделения 1995 года:

— Педколледж — это место, где меня научили профессии. Я помню всех педагогов — высокопрофессиональные, грамотные и очень внимательные к нам, студентам. Там нас учили всему, начиная от методики проведения занятий и мероприятий до умения сделать раздаточный материал, украсить группу или оформить зал к празднику. Самое главное — нас учили творить. А еще в стенах колледжа я получила уроки преданности выбранной профессии. Прошло уже почти 30 лет, а я все помню, если что-то и забывается, то есть тетради с записями, которые бережно храню в ящике рабочего стола и при необходимости туда заглядываю. В колледж пришла по призванию, ни в какой другой профессии себя не мыслила и с удовольствием работаю с детьми. В нашем коллективе успешно трудятся два музыкальных руководителя, которые окончили педколледж, и воспитатели. Последние, правда, учились заочно, но качество их подготовки при этом не пострадало. Все они сильные, грамотные и любящие детей педагоги.

Спасибо нашему колледжу за путевку в жизнь, за крылья, которые помог расправить! Коллективу юбиляра желаем долгих лет плодотворной работы, чтобы каждый новый выпуск был сильнее, талантливее, увлеченнее предыдущего!

Марина Бобина, заведующий детским садом № 192:

— Поздравляю коллектив педагогического колледжа и всех выпускников с таким прекрасным юбилеем! Желаю, чтобы каждый новый день в учреждении начинался с теплых приветствий и радостных улыбок, а завершался высокими результатами и достижениями! Пусть педколлежд процветает и с каждым годом готовит все больше талантливых, умных, целеустремленных, настойчивых и смелых профессионалов, есть такие и в нашем коллективе, за что отдельное спасибо!

  



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)