Специальные выпуски
В 2020-м отрасли «Культура», как и другим, было сложно. Но в итоге поводов для гордости все же много.
Народный молодежный театр «Начало» центра «Бенефис» победил на Всероссийском фестивале-конкурсе любительских творческих коллективов и выиграл грант в 2 млн руб. Детская художественная школа стала лучшим учреждением культуры края и лауреатом Всероссийского конкурса «ЛидерыОтрасли.РФ», а коллектив школы искусств № 6 ― победителем губернаторского конкурса детско-юношеского художественного творчества.
Ну а личных достижений еще больше. Давайте знакомиться с некоторыми из тех, кто особенно проявил себя.
Таланты в телефоне
Как театральная студия может работать на дистанте? Триумфально! В год пандемии ребята из образцового коллектива «Весна» центра «Бенефис» поучаствовали в 22 конкурсах и получили 58 дипломов.
― Это, конечно, был расцвет творческих состязаний онлайн, но мы рады, что групповые занятия наконец разрешили, ― признается руководитель «Весны» Елена Кондакова. ― Дети были прямо в нетерпении, все время спрашивали: «Ну когда уже, когда?»
В начале 2020-го они начали работу над спектаклем «Стать добрым никогда не поздно». Только раскачались ― и грянуло сами знаете что. Пришлось засесть дома и полностью поменять программу занятий. Но именно в этих условиях, по словам Елены Владимировны, многие ребята раскрылись.
― Это меня очень обрадовало, ― говорит она. ― Чтобы выступать перед аудиторией сольно, надо иметь творческую смелость. Бывает, что данные хорошие, но ребенок работает только в группе. А когда записываешь видео самостоятельно или один на один с педагогом, страх пропадает.
В прошлом году почти все победы «Весны» ― как раз награды студийцев за сольные номера. Так, у 13-летнего Артема Сорокина раньше не было Гран-при, а теперь есть: он стал лучшим на Всероссийском творческом конкурсе «Браво, Россия!». Ярко проявили себя Дарья Мандрашова, Алексей Верхозин, Анастасия Морозова, Софья Шевцова и Свят Диц. Им покорились и международные состязания: «Культурное наследие великой Победы» в Волгограде, «Победный май» в Крыму, «К вершине творчества» в Тюмени…
― Ждем результатов еще одного конкурса, где дебютировали наши Софья Сокольчик и Валентина Тивоненко, ― продолжает педагог. ― Все это, конечно, приятно. Зато в 2019-м удалось поездить: Владивосток, Петербург, Сочи, Абхазия…
С поездками все ясно. Но как им удавалось репетировать?
― По телефону, ― улыбается режиссер и наставница. ― Я давала рекомендации, они писали видео дома и присылали мне на почту. Я смотрела и снова давала рекомендации… Попыток, конечно, было много. Когда разрешили индивидуальные занятия, записывались уже в «Бенефисе».
Теперь «весенние» наконец видят друг друга. А наработанный литературный материал трансформируют в спектакль «Откровения подростков на скамейке». Это серия рассказов и притч о свободе, дружбе и предназначении, принятии (есть история про девочку-инвалида) и даже любовном треугольнике ― такое у подростков тоже случается. Говорят, будет интересно и взрослым. И обещают выложить на YouTube.
― Больше всего я ценю то, что даже в таких условиях никто из ребят не ушел, ― добавляет Елена Кондакова. ― Наоборот, они еще сильнее хотят заниматься. Это главное.
Зачем собаке подводный шлем
В декабре девятиклассник Костя Вишневский стал бронзовым призером конкурса «Молодые дарования России» и принес городской детской художественной школе результат, которого за 50 лет еще не было.
В принципе список Костиных наград вполне мог бы занять весь этот текст. Но он на них явно не зацикливается:
― Чем я действительно горжусь, так это тем, что летом заставлял себя посвящать время академическому рисунку и очень многое освоил. Еще целенаправленно читал и полюбил литературу. И вообще все каникулы учился…
Рисует Костя примерно столько, сколько себя помнит. Говорит, еще во времена детского сада смотрел мультики и тут же брал краски или фломастеры, чтобы изобразить героев. Тогда-то мама и решила отдать его в художественную школу. К 10 годам он понял, что с визуальным искусством у него все серьезно. Еще чуть позже, к седьмому классу, появилось любимое направление. И это не академический рисунок.
― Помню, как летом сел и глубоко погрузился в свой первый комикс. Сначала все нарисовал, потом занялся написанием текста. Так появилась книжка про Акванавта ― это пес, который плыл на корабле, попал в шторм, но не утонул, а по счастливой случайности нашел шлем для подводного плавания. И пока он пытается выбраться, исследует глубины моря и знакомится с его жителями. Я просто очень люблю подводный мир и все, что с ним связано.
Книжку издали небольшим тиражом и распространили среди друзей и близких. А за второй комикс он уже получил специальный приз от Всероссийского детского центра «Океан» ― Костя оживил местную легенду о Розовом Слонике, который приносит хорошим детям удивительные сны.
― Конечно, я вдохновляюсь другими авторами ― у меня дома немаленькая библиотека, ― продолжает подросток. ― Там и манга, и русские, и американские, и французские издания ― познаю, что в этой сфере делается по всему миру. Любимые художники? Из российских Маша Богатова, из американцев Арт Шпигельман, а из японцев Кацухиро Отомо.
Авторы настолько разные, что по ним легко представить, насколько широк Костин кругозор. Так что с комиксами тоже все серьезно. Он не исключает, что посвятит им будущее:
― Может быть, я сосредоточусь конкретно на графических романах. Или пойду в иллюстрацию. Или, может, вообще стоит поступить в какой-то академический вуз, чтобы понять базу… Пока думаю и решаю.
Зато планы на будущий год предельно ясны:
― Сдать все эти ОГЭ. И рисовать. Вообще, пусть он будет попроще, чем предыдущий.
И тут мы с ним согласны.
Упорный труд и новая сеточка
Чем хуже прошла финальная репетиция, тем лучше пройдет концерт, считает юная балерина Софья Столыпина.
В конце прошедшего года она получила свою первую губернаторскую стипендию «За достижения в культуре и искусстве», которых, к слову, немало. За прошедший год Софья участвовала в более, чем 20 конкурсах. Самых значимых четыре: международный конкурс «BeautifulArt», V Открытый краевой фестиваль «Блестящие дивертисменты», XII Международный фестиваль «Ритмы планеты» и гала-концерт губернаторского конкурса.
А в 2018 году на международном фестивале культуры и искусства в Хэгане сразу после выступления китайские журналисты, зрители и артисты обступили Соню плотным кольцом, желая с ней сфотографироваться. Дело в том, что она представила известную миниатюру «Умирающий лебедь», и китайцы не могли поверить, что тринадцатилетняя девочка может исполнять такую сложную партию. Но танцевать Софье нравится совершенно не потому, что это вызывает удивление и восхищение окружающих.
— Танец — это способ выплеснуть все, что накопилось за день, — рассказывает она. — Еще это хороший метод для избавления от учебной нагрузки. Именно поэтому хочу, чтобы танец остался в моей жизни навсегда, хоть и не планирую связать с ним свою взрослую жизнь и карьеру. Просто продолжу заниматься для себя. А еще нравится сам процесс подготовки к концертам, жизнь за кулисами и на сцене.
Самым запоминающимся выступлением для Софьи стал не один из международных конкурсов, а рядовой концерт.
— Мы тогда танцевали «Щелкунчика», и звукорежиссер перепутал музыку, я не успела переодеться, и выскочила на сцену под конец номера, — со смехом рассказывает Соня. — Еще три девочки растерялись и вышли не по времени… В общем, жутко тогда переволновалась, дрожали руки, ноги. А сейчас вспоминаю со смехом, потому что никто в зале и не заметил ошибки. Последняя репетиция тогда, кстати, была самой обычной, единственный раз, когда примета не сработала.
Но кроме верной приметы у Софьи есть свой рецепт успеха. Она считает, что, прежде всего, нужно выкладываться на 100 процентов в танцклассе, но и не забыть на каждый концерт сделать прическу с новой сеточкой для волос. Тогда все пройдет хорошо.
Музыка начинается с бабушки
А юный гитарист Станислав Базарный в концертные приметы не верит и считает, что невозможно быть слишком хорошо подготовленным к сцене.
— Важнее всего стараться и стремиться к большему, — делится он. — Но даже идеальная техника игры — это не все. Всем музыкантам говорят, что надо вложить чувства в исполнение, поэтому произведение должно нравиться самому, иначе мало что получится.
Насколько это важно, он понял только на одном из мастер-классов.
— К нам в школу иногда приезжают передавать опыт знаменитые музыканты, — рассказывает Стас. — И на одном из таких уроков я помнил про чувства, но переволновался, растерялся, и пострадала техника. Так расстроился, что не доиграл до конца и вышел из класса. Но благодаря тому, что вкладывал эмоции, получил вторую попытку, хоть это и против правил.
Навык борьбы с волнением гитарист с той поры тоже развивает: настраивает себя перед выходом сцену, как учит его педагог. Повторяет мысленно: «Ты готов и сыграешь хорошо. Все получится!». Но кроме настроя ему помогает и поддержка близких, да и семья у Стаса музыкальная. Его младшие брат и сестра учатся с ним в одной музыкальной школе (сестра по классу вокала, а брат — фортепиано), мама Стаса тоже окончила музыкальную школу, бабушка — педагог по классу фортепиано, а дедушка был директором музыкальной школы. Даже играть на гитаре он начал после поездки с бабушкой на исполнительский конкурс в Южную Корею. Услышал, как играют другие ребята, и захотел научиться так же.
С тех пор конкурсы стали частью его жизни. Только за последний год он участвовал в шести: фестиваль «Новые имена Хабаровского края», международный фестиваль «Новые имена», международный конкурс исполнителей в Благовещенске, международный конкурс «Музыкальный лабиринт», всероссийский конкурс-фестиваль «Возрождение», и международные конкурсы «Сочинский триумф» и «Золотой бриз».
Может показаться, что у Стаса не было выбора — становиться музыкантом или нет, но его интересы на музыке не заканчиваются. он серьезно занимается карате и даже обе свои стипендии (мэра города и губернатора края) тратит на спортинвентарь:
— Купил подарок брату и себе хороший трюковой самокат, — говорит Стас. — На оставшиеся деньги приобрету еще пару вещей для занятий спортом.