Пьедестал почета
logo

Специальные выпуски

Пьедестал почета

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Минувший 2019 год принес нам одного победителя и 12 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 19 стобалльников, 457 социальных и бизнес-проектов для городского фестиваля «Хабаровск. НАШ», победы в международных и национальных конкурсах самых разных направлений, от робототехники до экологии и швейного дела.

Все это подарили краевому центру умные, талантливые и трудолюбивые ребята, а также их наставники. Давайте знакомиться!

Прошлое ради будущего

Болодис.jpg

Три года назад пятикласснице Марии Болодис стало интересно, почему ее школа № 49 называется в честь героев-даманцев. Теперь она участница поискового движения России и победительница городской акции «Дорогами воинской славы».

Поездкой в Крым Марию наградили за виртуальную экскурсию, посвященную даманским событиям. Она начинается от памятника пограничникам на Уссурийском бульваре в Хабаровске и заканчивается на пограничных заставах им. Демократа Леонова и Ивана Стрельникова в Приморском крае. Это своеобразный отчет об экспедиции ее класса по мемориальным местам.

— Я и мои одноклассники уже много написали об участниках этого конфликта, — говорит Маша. — Конечно, это грустно — узнавать, сколько было жертв, читать про то, как зверски относились к нашим пограничникам. Но больше всего меня поразило то, когда он произошел. 1969 год, совсем недавно…

Ее класс стал даманским тоже три года назад. Она говорит, это была инициатива самих ребят — носить форму и посвящать свое основное время исследованию боев на острове мужества. Работа несложная, особенно если стремишься знать историю своей страны и передавать эти знания другим, чтобы они помнили подвиги предков. А вот ходить все время в форме, по ее словам, бывает тяжеловато.

— Нас иногда даже осуждают, — признается школьница. — Но это наше решение и выбор, так что мы справляемся.

Помимо экскурсии, она гордится еще одной исследовательской работой — про писателя Анатолия Вахова:

— Мне предложили поучаствовать в мероприятии, я решила попробовать и сама нашла информацию о том, как он жил в блокадном Ленинграде, писал свои книги, о хабаровской улице, которая названа в его честь.

Сейчас школьница вступила в поисковое движение России и участвует в акции «Судьба солдата»: по просьбам родственников ребята разыскивают в архивах и библиотеках сведения о погибших или пропавших без вести воинах. Маша всерьез думает связать с поисковой деятельностью всю жизнь. Но не в качестве профессии.

— Пусть это будет моим главным увлечением, а работать хочу психологом, — делится она планами. — У меня цель — помогать людям. Например, чтобы у них не пропадала мотивация. Я с этим поступаю так: даю себе небольшую поблажку, а потом возвращаюсь к делу. И всегда думаю о том, что будет в конце, какой хороший опыт и результат это принесет.

Кувшинки и «Умный дом»

Кольцов2.jpg

«Сначала спаси озеро, а потом изучай его», — наверное, для Василия Кольцова это могло бы стать девизом. По крайней мере, вместе с командой детского эколого-биологического центра они так и сделали.

— Летом мы выезжали на полевые работы в Бикинский район, — рассказывает он. — И там наткнулись на водоем, где растет эвриала устрашающая — редкое растение, занесенное в Красную книгу. Мы направили описание водоема в Институт водных и экологических проблем с просьбой признать его ботаническим памятником, а заодно провели разъяснительную работу среди местных жителей.

На самом деле эвриала — достаточно красивая кувшинка с яркими фиолетовыми цветами, а устрашающие у нее только бутоны: они шипастые. Вернувшись домой, Василий решил изучать растение уже самостоятельно вместе с научным руководителем. В исследовании он использовал даже космические снимки прилегающих территорий. В итоге эту работу оценили и на чтениях имени Вернадского в Москве, и на олимпиаде «Созвездие» в Королеве.

— Я доволен тем, как все получилось: работа нашла отзывы, я услышал критику и наметил пути развития, — продолжает Василий. — Считаю, что это главные события 2019 года.

Еще он стал стипендиатом губернатора, а все свои награды уже перестал считать (и он не первый воспитанник эколого-биологического центра, кто так говорит). Но есть у парня и другие увлечения. Кроме естественнонаучных исследований, он занимается программированием и… состоит в «Юнармии».

— Моя школа носит имена пяти Героев Советского Союза, это надо уважать, — объясняет одиннадцатиклассник. — Кроме того, «Юнармия» — не только дисциплина. Это и физическая подготовка, и строевая, и изучение Конституции — в общем, разностороннее развитие.

Если же вернуться к компьютерам, то его система «Умный дом» в 2018-м стала призером краевой выставки «Действующие модели роботов».

— Но в этой области у меня не было выдающихся проектов. Видимо, не встретил подходящего наставника, — замечает школьник. —  Так что тут есть к чему стремиться.

Именно это он и намерен делать — после выпуска из родной школы № 15 планирует осваивать техническую специальность, причем в хабаровском вузе:

— Останусь тут. Наверное, потому, что я патриот своей Родины. Хочу получить в нашем городе первое образование, сделать первые шаги в профессии. А дальше увидим.

Это его право

Пензин3.jpg

Ради мечты об олимпиадах Матвею Пензину пришлось покинуть свою школу. Причем вместе с учителем.

Полтора года назад старшеклассник и преподаватель истории и обществознания Ирина Салова перешли из школы № 80 в школу № 35. Причина не самая обычная: для подготовки к интеллектуальным состязаниям нужны особые условия.

— Если честно, было вообще не сложно и не страшно: я шел за своей наставницей и твердо знал, чего хочу, — объясняет Матвей. — Если человек чем-то увлечен и имеет комплекс интересов, ему необходим индивидуальный учебный план. В моей предыдущей школе он был общим для всех, а я из-за олимпиад не могу посещать уроки так часто, как нужно, потому что все время куда-то езжу.

Сейчас у школьника более гибкий график и возможность изучать предметы в сжатом виде, сдавая рефераты и контрольные. Все остальное время он посвящает обществознанию и праву.

— Я увлекся ими еще в седьмом классе, когда Ирина Аркадьевна пригласила меня в свою олимпиадную школу, — говорит одиннадцатиклассник. — С тех пор и определился.

Такая самоотдача не могла не принести плодов: в 2019 году Матвей Пензин стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву. Это то, что есть в официальных отчетах. А по факту за прошлый год у него 15 (!) побед и призовых мест на интеллектуальных состязаниях национального уровня.

— Дело в том, что есть еще так называемые перечневые олимпиады, которые проводят ведущие вузы страны: МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и другие, — перечисляет школьник. — Я участвую и в них, потому что они также дают право поступления в университет в особом порядке. Однако здесь победу или призовое место нужно подтвердить минимум 70 баллами за ЕГЭ. А вот Всероссийскую олимпиаду подтверждать не надо — она дает право поступить без экзаменов.

Получается, у него теперь целый веер возможностей — выбирай не хочу. Можно бы и успокоиться. Однако сейчас он отвечает на вопросы прямо из краевого детского центра «Созвездие», где только что написал задания регионального этапа по обществознанию.

— Вообще, я заявился еще на право и экономику, — рассказывает Матвей. — Правда, от последней придется отказаться: она совпадает сразу с четырьмя перечневыми олимпиадами. Право я напишу, хотя могу ехать на заключительный этап в любом случае. А в общей сложности поучаствую где-то в 15 соревнованиях, как и в прошлом году. Меня все спрашивают: «Зачем? Ты ведь уже выиграл все, что надо». Но, вообще-то, даже олимпийские чемпионы хотят новых медалей.

С вузом он, кстати, уже определился: поступит в МГУ, будет изучать гражданское право, сравнивать режимы власти в разных регионах. Как и с тем, пойдет ли сдавать ЕГЭ по выбору. Он может этого не делать. Но будет:

— Я выбрал путь олимпиад, более интересный и творческий. Но все-таки решил, что обществознание сдам. Почему? Люблю своего учителя, с ним всегда интересно готовиться.

На роботе к звездам

Власова.jpg

Лера Власова улыбается, запуская машину на поле, и смешно взмахивает руками, когда она врезается в препятствие. Так выглядит первый российский подросток, которому удалось выиграть международные соревнования по программированию роботов в Южной Корее.

И да, это девочка. Скромная, но явно целеустремленная.

— Я занимаюсь робототехникой третий год, — тихо рассказывает она. — Сначала вообще этим не интересовалась, но однажды мы с мамой пошли на фильм про гонки, и меня так зацепило, что захотелось стать механиком. Мама поддержала меня и отвела на пробное занятие сюда, в клуб «Роботрек».

Лере сразу стало понятно: это то, что нужно. Ее увлекает и сборка моделей, и программирование, и управление тем, что в итоге получилось. Да и к соревнованиям приноровилась. Правда, сначала казалось, что вокруг одни мальчишки.

— Я правда думала, что девчонок у нас нет, — признается школьница. — Но потом увидела их в младшей группе, да и среди старших появилось человека три…

Впрочем, никто здесь на косички и юбки внимания не обращает, с этим все в порядке. Неловкая ситуация возникла только во Владивостоке на соревнованиях по робогонкам.

— Я была единственной девочкой в заезде, и другие смеялись, мол, сейчас мы ее быстро сделаем, — вспоминает она. — Я обошла большинство из них. Потом их тренер сказал мне: «Молодец! Поставила моих мальчишек на место».

Тогда она пришла второй и чуть-чуть не дотянула до призовых мест в общем зачете. Но дальше — больше.

— У меня было… — Лера хмурит брови и загибает пальцы, — девять соревнований получается. Три городского уровня, два краевых «Робофеста», одни дальневосточные, всероссийские, «Деталька» и две поездки в Южную Корею.

Больше всего она гордится предпоследними — прежде всего потому, что ей удалось быстро взять себя в руки:

— Я была не на своем рабочем месте, очень многое не получалось, хотя до этого все работало. Друг предложил выход, надо было успокоиться и попробовать. И я смогла.

Смогла — слабо сказано. Вообще-то тогда она победила.

— Лера первая из России, кому удалось потеснить на пьедестале мальчишек из Вьетнама, — включается в разговор руководитель «Роботрека» Михаил Селезнев. — А у них сильная традиция. Поэтому я пошел к мэру, рассказал, что у нас есть такая девочка, и попросил ее наградить. Сергей Анатольевич оказался дальновидным и отправил ее на еще одни соревнования: получилось и поощрение, и новая победа.

На этот раз восьмиклассница взяла золото за пилотирование дронов и бои роботов-гуманоидов на мечах. Новые мечты тоже связаны с состязаниями — говорит, поймала азарт:

— Хочу стать чемпионом по робоволейболу, потому что на первой своей игре с треском провалилась. А еще получить призовое место на «Робофесте».

— У тебя же есть, — добавляет Михаил Селезнев.

— Так то краевой, а надо на всероссийском!

— А! Ну тогда твои мечты — мои мечты.

И оба смеются.

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)