Пьедестал почета
logo

Специальные выпуски

Пьедестал почета

Подготовила Анастасия ШУБИНА, фото автора

Ежедневно городские маршруты обслуживают 480 единиц подвижного состава. Комфорт и безопасность пассажиров обеспечивают водители и перевозчики.

― В этом году удалось обновить муниципальные и частные парки на 11,5 процента, ― говорит начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский. ― Для МУП «ГЭТ» приобретено 17 новых троллейбусов с автономным ходом. Коммерческие перевозчики закупили 38 автобусов, из них 25 это машины большого класса и 13 среднего. Сегодня все они работают на маршрутах города. В планах частников в 2024-м обновить еще несколько десятков машин.

Сегодня «Хабаровские вести» рассказывают о тех представителях транспортной сферы, на кого можно равняться, чей труд высоко ценят не только руководители, но и пассажиры.

Вот, жизни поворот

Семенихин 1.JPG

У вас хорошо: тепло и чисто — как обычно, — замечают жители Тополево, которые каждое утро добираются до работы на автобусе № 26.

Ездить на общественном транспорте гораздо приятней, если водитель, он же и кондуктор, приветливый, не жалеет доброго слова и улыбки для своих клиентов. Например, как Алексей Семенихин, один из лучших работников частного предприятия ООО «Дальавтотехэкспертиза». Из грамот, благодарностей и дипломов, которыми он награждался за добросовестный труд и победы в различных профессиональных конкурсах, можно собрать целую выставку.

За рулем Алексей с юных лет, права получил, когда окончил школу, где преподавали курсы вождения. Баранку крутил и на срочной службе в армии, и после демобилизации с машиной не расставался. А на автобус сел в 2007-м, дело оказалось доходным и по душе.

— Честно говоря, без руля и без ключа просто не представляю своей жизни, — признался водитель со стажем. — Техника для меня и средство заработка, и хобби. Бывает, в выходной прискачу в гараж, знаю, где-то надо мотор подшаманить, салон, кабину помыть-почистить. Иногда коллеги просят помочь в движке покопаться: у нас, шоферов, братство в плане взаимопомощи нерушимое. Да и условия на предприятии отличные — автобусы стоят в теплых светлых боксах, после ремонта — под душ. Есть бытовка, где можно чайку попить, перекусить.

Ни для кого не секрет, что водители частных перевозчиков зарабатывают неплохо — от 80 тыс. руб. Небось, за хорошую зарплату упахаться надо?

— Вовсе нет, — ответил на мое предположение Алексей Семенихин. — Смены у меня три через три с 6.40 до 20.00. Отдыха достаточно, чтобы и за рулем голова была свежая, и с семьей на рыбалке у костра посидеть, шашлык пожарить. Мальчишки (у меня двое сыновей) тоже техникой интересуются, особенно младший Артем, частенько крутится возле капота, если свою машину ремонтирую или в рабочем гараже. Хотя мечтает служить в ФСБ, но у жизни поворотов много…


Пациент, усы на осмотр

Суханов.JPG

От опытного глаза транспортного контролера не ускользнет ни одна деталь — после ремонта он тщательно проверяет все машины.

И не зря: благодаря такой въедливости и скрупулезному отношению к делу, высококлассному специалисту в этой области Алексею Суханову удалось добиться значительной экономии затрат предприятия «ГЭТ» на восстановление подвижного состава и снизить сроки простоя техники.

Инженер по техническому контролю как доктор в поликлинике каждое утро начинает с обхода и осмотра своих железных пациентов, которые только что прошли лечение в механическом цехе. У троллейбусов порой возникают проблемы с усами-токоприемниками, им обновляют изоляцию или регулируют пружины, автобусам чаще латают движки.

— В машине мелочей не бывает, здесь важен каждый винтик и проводок, — отмечает Алексей Викторович. — Какие-то неисправности удается определить визуально, а некоторые болячки можно выявить только при помощи тестеров, дефектоскопов и другого современного оборудования. Чем тщательнее обследуешь технику перед выпуском на маршрут, тем дольше она не ломается.

Новые троллейбусы реже требуют внимания, зато устройство их значительно сложнее старых аналогов, потому что первые внутри напичканы электроникой.

— Когда мы их только получили, чтобы разобраться в конструкции, пришлось перелопатить горы литературы, благо, она поступила вместе с машинами, — говорит инженер. — Многому научили специалисты завода-изготовителя, которые к нам приезжали.

Работа, как и у большинства людей, у Алексея Суханова отнимает основную часть времени. Радует, что с женой удается видеться чаще, потому что трудятся они бок о бок на одном предприятии. И дочка одно время была кондуктором, сейчас в декретном отпуске.

— Может, и у внука проснется интерес к транспортному делу, — улыбаясь, предполагает наш герой. — Гены — штука сильная.  


Вагон ее судьбы  

Березовская.jpg

За 20 лет работы ни одного ДТП и нарекания от пассажиров — таких вагоновожатых ставят в пример не только стажеры.

Татьяна Березовская водитель трамвая в третьем поколении, хотя в молодости вовсе не собиралась получать эту профессию. Когда не поступила в институт на экономический, решила год не терять, а пойти временно поработать.

Бабушка, которая всю жизнь управляла трамваем, сказала внучке: «Иди, Таня, в ТТУ, не пожалеешь. Дядя твой тоже вожатым трудится, и ты курсы окончишь, поездишь стажеркой, а там, может, и понравится». Как в воду глядела старушка, оказалось, девушка тогда села в вагон своей судьбы. И потом она не променяла любимое трамвайное дело ни на какое другое, хотя и получила заветное высшее образование по другой специальности.

— В нашей работе главное внимание, аккуратность и хорошая реакция, — говорит опытная вагоновожатая. — Важно вовремя затормозить, если машина или человек выскочили на рельсы, рычаги нажимать плавно, чтобы во время движения пассажиры не падали и не получали травмы.

На своем профессиональном веку Татьяна Березовская повидала и старые трамваи, выходя из которых к концу дня все внутри у водителя дрожало, и комфортные современные. Но, как показывает практика, любая техника имеет свойство ломаться.

— Хотя сейчас езжу по маршруту единички в новом вагоне, от поломок в дороге не застрахована: бывает тяга не идет, зимой часто машина скользит юзом, — говорит Татьяна Владимировна. — Буксируют вагон только в крайнем случае, поэтому для устранения неисправностей приходится доставать не только из ящика инструменты, но и все свои знания и опыт из памяти.

Вагоновожатая призналась, что по-настоящему предана своему делу и не представляет жизни без вечных путевых листов, знакомых остановок и таких разных пассажиров. Конечно, она гордится наградами от администрации города и знаком отличия «За безаварийную работу» III степени, но и без всего этого, не стала бы меньше любить красавицу-единичку.


Тяга пуще скорости

Петрияшин 1.JPG

Более 350 горожан за день перевозит водитель троллейбуса Евгений Петряшин.

К тому же он настоящий универсал — управляет не только электротранспортом, но и автобусом.

— Еще во время учебы в торгово-экономическом техникуме, знал, что приду в эту отрасль: с детства был неравнодушен к троллейбусам, они меня просто завораживали своей тяговой мощью, — признается Евгений. — Но осуществил свою мечту только после того как отслужил два года в армии, а потом прикипел  к профессии аж на целых 14 лет!   

Большинство горожан десятый сон видят, когда Женя, взбодрившись чашечкой кофе, в четыре утра уже спешит на дежурку (так между собой транспортники называют рабочий автобус). Колесить по городу на троллейбусе маршрутов № 1 и № 2 приходится пять смен с одним или двумя выходными в неделю, в зависимости от графика. Но как герой известного советского фильма «Москва слезам не верит», хабаровский водитель любит свою работу, потому что там начинает крутиться то, что без него не крутилось.

— Каждая кнопка или рычаг, словно продолжение тебя самого, интуитивно знаешь, когда что нажать, — говорит Женя — Электродвигатель мне больше по душе, чем его собрат на горючем топливе, он работает плавно и в то же время мощно. Хотя скорость — не конек троллейбуса, но и в этой машине также весь день в тонусе, в движении. Такой ритм — моя стихия.

Несмотря на молодость, Евгений Петряшин настоящий профессионал своего дела, руководство и коллеги всегда могут на него положиться.

— Он осваивал новые троллейбусы, когда те только поступили в парк, — говорит начальник службы эксплуатации «ГЭТ» Анна Мухина. — Парень технически подкован, поэтому быстро разобрался в сложных умных устройствах, работающих исключительно на электронике.

Но главное, каждый день водитель вежливо и с улыбкой встречает пассажиров. Хотя от людей его и отделяет высокопрочное стекло, но в любую минуту готов прийти на помощь, если случается конфликт или кому-то вдруг станет плохо. Ведь неслучайно за все время на Евгения не поступило ни единой жалобы, наоборот, в свой адрес молодой человек получает только лестные отзывы. Работа такого ценного кадра заслуженно отмечена не только администрацией предприятия, но и благодарностью мэра Хабаровска.    

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)