Пьедестал почета. Образование
logo

Специальные выпуски

Пьедестал почета. Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА. Фото из архива героев и открытых источников

По итогам 2024 года городской системе образования есть чем гордиться: 21 стобалльник, три победителя и пять призеров Всероссийской олимпиады школьников. Злата Трубникова из гимназии № 1 выиграла миллион в конкурсе «Большая перемена», а учитель лицея «Звездный» Мария Пальникова победила во всероссийских состязаниях «Педагогический дебют». И это не все! Рассказываем, кто еще нас удивил и порадовал.

За новыми горизонтами

серпокрылова2.jpg

Абсолютной победительницей конкурса профмастерства «Педагогический звездопад — 2024» стала учитель биологии школы № 87 Елизавета Серпокрылова.

На состязаниях она выиграла в номинации «Лучший педагог-наставник». И это при том, что еще два года назад участвовала в таких конкурсах как молодой учитель. А на этот раз бок о бок с ней испытания проходил ее наставляемый — преподаватель истории Захар Макеев.

— Я шла к этой победе пять лет, — призналась Елизавета. — Научилась не сдаваться и держать себя в руках. Спасибо всем, кто поддерживал и был рядом, организаторам, жюри. Конечно, временами было сложно, но я ни разу не пожалела, что решила принять участие. Это колоссальный опыт!

Она представляла экспертам свое детище — школьное сообщество молодых педагогов.

— Пришла работать в школу в 2019 году, а со мной еще несколько новичков, — рассказала она. — С годами приходило все больше молодых специалистов, и за каждым закреплялся наставник. В 2021 году мы с коллегами Надеждой Лазаревой и Натальей Беньковской поехали на фестиваль «Таврида». Там нужно было создать проект, и мы решили, что молодому педагогу необходим не просто наставник, а место, где ему смогут помочь, выслушать, поддержать те, кто столкнулся с такими же вопросами. Поэтому, вернувшись с фестиваля, мы предложили идею директору.

Молодежь стала собираться каждый месяц и не просто обсуждать сложности и планы, а придумывать большие совместные проекты. Один из них — стилизованные педагогические игры. Квизы по фильмам и песням, пиратские приключения, «педагогическая мафия» и другие ролевые задания —все это быстро распространилось на самые разные образовательные учреждения и захватило весь город.

Она называет своих соратников нереальными и уверена, что дружба на работе не только возможна, но и нужна:

— Когда вы знаете, что есть коллеги, которые всегда поддерживают вас, это может дать вам уверенность и мотивацию пробовать что-то новое.

Так она и сделала. Молодое учительское сообщество школы № 87 продолжает развиваться, а вот сама Елизавета встретила 2024/25 учебный год уже в должности заместителя директора Волочаевского лицея. Впереди новые горизонты.


Цитоплазма и румба

Каплиев.jpg

Воспитанник детского эколого-биологического центра Леонид Каплиев в прошлом году собственными руками создал сенсацию. А точнее, распечатал на 3D-принтере.

Вместе с педагогом Екатериной Зикуновой они разработали сборно-разборную модель растительной клетки. Конечно, сильно больше натуральной величины, зато со всеми составляющими: ядром, мембраной, цитоплазмой, пластидами, вакуолью, митохондриями… Каждая обозначена своим цветом, а некоторые еще и дополнительно разбираются!

— Трехмерным моделированием увлекаюсь достаточно давно, — рассказывает восьмиклассник. — Занимаюсь в детском объединении «3D-моделирование в Blender» (это такое программное обеспечение) при нашем центре, очень нравится. И когда мне предложили сделать модель растительной клетки, решил попробовать.

Дело оказалось непростым. Сначала Леонид подробно изучил клеточное строение, затем поэтапно смоделировал клетку виртуально, на компьютере, и уже после этого приступил к 3D-печати. Которая, между прочим, заняла 15 часов.

То, что эксперимент получился удачным, стало понятно довольно быстро. В апреле клетка-конструктор принесла школьнику третье место на краевом фестивале научно-технического и инновационного творчества «Энергетик», а уже в мае — первое на всероссийской конференции «ЭкоКвантум: шаг в будущее Земли с экологией» на базе ТОГУ. Там парню даже предложили написать грант.

— Сказали, модель очень полезна и школам, и ссузам, и вузам, ее будут охотно закупать, — объяснил Леонид.

Осенью был еще и конкурс научно-исследовательских работ школьников в рамках VIII Дальневосточного молодежного медицинского форума, где разработку тоже высоко оценили.

На фото с этих мероприятий Леня в галстуке и жилетке кажется серьезным и сдержанным. Сразу и не подумаешь, что он ярко блистает в вальсе и румбе! Школьник не на шутку увлечен бальными танцами и занимается в клубе «Платинум». В его копилке 16 медалей и 45 турниров, а в декабре они с партнершей Лилией Малюкиной получили первый спортивный юношеский разряд.

Однако будущее он намерен связать не с биологией или танцами. Леонид собирается стать…

— Программистом. Считаю, что нет ничего интереснее.


Понять законы развития

Горбуля.jpg

Прошлой весной Хабаровск только и говорил, что о семикласснике Артеме Горбуле. Он отправился на Всероссийскую олимпиаду школьников сражаться с девятиклассниками, обошел их и победил.

И это, между прочим, была первая в истории Хабаровска победа на заключительном этапе по обществознанию. В аэропорту ученика экономической гимназии встречали шариками и овациями, а он спокойно улыбался и объяснял:

— Я просто довольно много готовился. На олимпиаде было три тура: один устный и два письменных. Я уверенно прошел по всем трем — написал на 67 процентов. Вот и победил.

«Довольно много» — это ну очень мягко сказано. Позже Артем признался:

— На выходных у меня уходило по 8—9 часов на обществознание. И еще по 4—6 часов в будни.

Но ему нравится. Причем началось это еще с четырех лет:

— Смотрел, как развивается наша страна, и меня заинтересовало, на что она опирается. Я понял, что это обществоведческие науки: они объясняют законы, философию, модели развития. Потом меня заметила наш учитель Екатерина Терновая и пригласила в олимпиадный кружок. Так мы начали заниматься, а что-то я читал сам.

Его вторая наставница, Ольга Саяпина, хвалит подопечного за редкое для его возраста сочетание способностей, ответственности и трудолюбия. Еще бы — Артем, похоже, вообще не привык останавливаться. Закончив с олимпиадой, в мае он уже стоял на сцене ГДК как победитель городского конкурса «Хабаровск — территория лучших». Кстати, второй раз подряд. Только теперь школьник стал абсолютным лидером, набрав 92 балла из 100. А для этого, на минутку, надо весь год не только прекрасно учиться, но и заниматься спортом, творчеством, наукой и активизмом.

Артем говорит, ему очень помогает поддержка близких. Он из многодетной семьи, где все им гордятся и вдохновляются. Младшая сестренка Марина вообще пообещала получать одни пятерки и быть как брат. Хорошая цель, ведь он опять обошел соперников на региональном этапе олимпиады и явно собирается снова попасть на заключительный. Остается восхищаться и желать успехов.


Рисовать умеют все!

викина1.jpeg

Самобытная художница, автор оригинальных букв для «Азбуки Хабаровска», а еще лучший в городе учитель-предметник по итогам 2023/24 учебного года — все это преподаватель изо лицея «Звездный» Ульяна Викина.

Она училась на хабаровском худграфе у именитых наставников — Виктории Романовой и Александра Иконникова. Они привели ее в живопись: Ульяна Сергеевна рисует экспрессивные портреты, яркие абстракции и необычные натюрморты,  регулярно участвуя в профессиональных выставках.

А вот путь в педагогику начался с мамы, которая преподавала ребятам химию:

— Я наблюдала, с какой любовью и преданностью она относилась к своим ученикам. Ее пример вдохновил меня и показал, насколько значима роль учителя в детской жизни. А затем я увидела, как дети раскрывают эмоции и мысли на бумаге, и поняла, что это не только творчество, но и способ помочь им развиваться и выражать себя. Очень радуюсь, видя, как они раскрываются и становятся более уверенными в себе.

Изо — профиль, с которым обычно участвуют в конкурсах педагогов дополнительного образования, а не общего. Но Ульяна Сергеевна подчеркивает, что, к примеру, в начальной школе это вообще один из самых важных предметов:

— Он развивает огромное количество сенсорных связей в голове. Когда ребенок рисует, у него работает не только рука, но и мозг, причем так, как ни в одном другом деле. Это первое. Второе — моторика, чтобы писать красиво, делать разные хорошие вещи. Тут только пластилин, карандаш, фломастеры и кисти. Да и вообще, ребенок должен быть всесторонне развит, а искусство — это огромный культурный пласт. А еще людям нужно отдыхать, у них должно быть хобби, в которое можно погружаться. Лучшие варианты для школьников — спорт, изо и музыка.

Но и на взрослых, по ее словам, это тоже работает. Даже независимо от способностей.

— Всегда говорю, что рисовать умеют все, просто не  так хорошо, как знаменитые художники, — утверждает педагог.  — Только не стоит брать картины по номерам. С них можно начать, но потом надо рисовать от души, то, что хочется. А номера замкнут вас в рамки, и там не будет творчества. Вместо этого возьмите чистый лист или холст — и поймете, насколько отдохнете, не думая о похожести и понятности.

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)