Специальные выпуски
За улыбки пассажиров
Ежедневно на городские магистрали выходит около шестисот единиц подвижного состава. Часто рабочий день и настрой хабаровчан зависят от того, как они добрались на службу.
За комфорт и безопасность отвечают водители и перевозчики, которые стараются трудиться так, чтобы не было нареканий от пассажиров.
― Ведется работа по обновлению подвижного состава, ― говорит начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский. ― Коммерческие перевозчики в 2022 году приобрели 81 автобус, из них 23 машины большого класса, 35 среднего и 23 малого. В ГЭТе прибавление ― 10 новых современных троллейбусов «Горожанин» с автономным ходом. В 2023 году запланировано обновление 72 автобусов за счет средств коммерческих перевозчиков. Уделяем особое внимание культуре обслуживания пассажиров ― важно, чтобы во время поездки горожанам было удобно и спокойно. Если возникают проблемные ситуации, разбираем их на регулярных совещаниях с перевозчиками, держим на контроле.
Сегодня знакомим читателей «Хабаровских вестей» с пятеркой работников транспортной отрасли, которые были на слуху в 2022-м.
На восьмерку с «Формулы-1»
Серебро всероссийского конкурса водительского мастерства досталось хабаровчанину Алексею Дмитриеву. Всего на мероприятие в Сочи съехались около 70 участников со всей России.
Двадцать лет он работает в системе общественного транспорта города, с 2018 года ― на восьмерке.
― Поездка на конкурс стала для меня неожиданностью, ― признается Алексей. ― Буквально за пару дней шеф сказал, что мы летим в Сочи на соревнования. Я теорию стал перечитывать ― на практике-то все знаешь, иногда на автомате уже действуешь на дороге. А с билетами по теории ПДД переживал, читал их и в самолете, чтобы победить. Но удалось взять только серебро ― обошел парень, который уже не первый раз участвует в конкурсе. Теперь планируем на этот год взять золото во всех трех номинациях: они делятся по классу автобуса. Я выступал на автобусе большого класса.
Практическая часть конкурса проходила на трассе «Формулы-1». Автобусникам выделили участок для упражнений. Задания такие же, как и на хабаровских конкурсах профмастерства: продемонстрировать параллельную парковку, «змейку», задний ход. Все, конечно, на скорости, и главное ― без ошибок. Затем тянули билеты по ПДД и оказанию первой медицинской помощи. По сумме баллов определили победителей. Для дебютанта конкурса такого серьезного масштаба наш водитель показал отличный результат!
― За меня болели родственники и коллеги, потом вместе со мной радовались второму месту, ― рассказывает водитель. ― Вернулся на свою любимую восьмерку вдохновленный. Этот маршрут для меня родной, ни на что не променяю! И район сам славный, и коллектив у нас дружный. В детстве мальчишкой ездил на восьмерке пассажиром, сейчас сам людей вожу. Стараюсь работать так, чтобы пассажиры ехали в хорошем настроении. Разве что пробки по утрам могут его омрачить, но и то на нашем направлении их меньше, чем на других.
Маршрут «Семейный»
Тридцатка в 2022-м отличилась дважды. И все разы со знаком «плюс».
В начале года перевозчик Вероника Шардакова заменила все машины на линии на новенькие «ПАЗ Вектор Некст». Мэр города Сергей Кравчук лично оценил комфорт, прокатившись по маршруту.
― Пассажиры просили обновить парк, и мы купили автобусы, которые соответствуют всем современным требованиям: низкопольные, подходят для маломобильных групп населения, есть пандус и площадка для перевозки колясочника, салон оснащен видеокамерами, ― говорит Вероника Шардакова. ― Теперь наши пассажиры довольны, а для нас это важный показатель работы.
Тридцатка ― маршрут для своих. Здесь практически не бывает новичков и случайных пассажиров. Ходит он по небольшому кругу ― из Южного микрорайона на Пятую площадку.
― Пятой площадкой зря пугают, ― улыбается Вероника Валерьевна. ― У нас отличные пассажиры ― такие душевные! Маршрут проходит мимо нескольких досуговых центров, дома культуры и храма, поэтому люди садятся добродушные и творческие. Как-то бабушки ехали на концерт, так репетировать начали прямо в автобусе ― всю дорогу пели, да так здорово! И экипажу настроение подняли, и другим пассажирам.
Тридцатку в шутку называют семейной ― все свои. Ездят практически одни и те же, у постоянных пассажиров в телефонной книжке забит номер перевозчика.
― Очень удобно: если какая-то проблема на линии ― сразу набирают, звонят или пишут, чтобы оперативно все решить, ― подтверждает Вероника Шардакова. ― Конечно, так проще ― мы знаем, что хотят люди, а они чувствуют отдачу. С праздниками поздравляют ― тоже приятно. Мы на этот Новый год впервые решили поучаствовать в городском конкурсе на лучшее оформление. Наши экипажи сами захотели создать праздничное настроение. Водители нарядились Дедами Морозами, кондукторы ― Снегурочками. Украсили салон, сочинили открытки поздравительные, детишкам дарили конфеты. Их старания оценила конкурсная комиссия ― наши ребята выиграли.
Первым делом не самолеты
Хабаровский край на всероссийском конкурсе представляли два водителя. Второму ― работнику ООО «Васильев» — повезло меньше коллеги с восьмерки. Вячеслав Нигматулин занял шестое место по России.
― Конкурс замечательный, хоть и не удалось победить, но остались только положительные эмоции и от организации, и от возможности пообщаться с водителями из других городов. Если бы такой конкурс у нас провести, да зимой, южане посыпались бы на практике точно, ― смеется Вячеслав. ― Они же не знают, что такое гололед, снег на дороге, это только дальневосточные водители умеют работать в тяжелых условиях.
Идеальным водителем, по мнению Вячеслава, может считаться тот, кто четко выполняет все требования, соблюдает Правила дорожного движения и заботится о своих пассажирах. В пути они ― главные.
― Раньше я работал на 21-м маршруте, сейчас вышел за пределы города ― езжу на 311-м до Советской Гавани, ― рассказывает водитель. ― Удивляло, когда люди, только прилетевшие в Хабаровск, садились в автобус и восхищались, как в нем удобно. Понял их эмоции, лишь слетав до Сочи на «Боинге», ― действительно, в нашем автобусе комфортнее! У нас можно спинку откинуть и отдыхать, пассажиры обычно по пути не отвлекают, в гаджетах сидят или дремлют. А я тем временем слежу за дорогой.
Благодарственное письмо мэра Хабаровска получил Вячеслав Нигматулин за высокий профессионализм. Оно пополнило коллекцию наград водителя ― за годы работы его отмечали ни раз.
Единичка на сердце
Одним из лучших вагоновожатых в городе считается Андрей Акбаш. Коллеги говорят, что он даже постоянные пробки в центре умудряется «объехать» на трамвае. И водит так аккуратно и виртуозно, что ему доверили готовить новичков.
― После армии пришел и сразу отучился на водителя трамвая. Уже 23 года по рельсам! Нравится работа в движении, ― признается Андрей Александрович. ― Некоторых удивляет, как можно любить профессию, где надо вставать в полпятого утра на смену. Но я уже привык, для меня это нормально. Зато ты первым видишь, как просыпается город, как люди спешат на работу, и помогаешь им добраться вовремя. Люблю эту утреннюю суету, нравится, когда народ по пути обсуждает что-нибудь ― так и последние новости города узнаешь.
За два десятка лет вагоновожатый поработал на всех трамвайных маршрутах, но сердце его принадлежит единичке. Путь от вокзала до химфармзавода считает самым примечательным в городе.
― На пятерке тоже есть интересные места, ― рассуждает мужчина. ― Когда выпадало по ней ехать, всегда разглядывал бронекатер, представлял, как он раньше ходил по воде. Говорят, вот по кругу ездишь, но это, поверьте, не надоедает ― город за годы меняется. Вот были домишки и болото в районе «Спутника», а какой красивый микрорайон с многоэтажками вымахал! Сейчас наблюдаю за Гупровским городком ― там тоже перемены. Единственный минус в моей работе ― ежедневные утренние простои на улице Шеронова, когда машины выстраиваются на путях и не пропускают трамваи. Конечно, раздражает, когда ты знаешь, что твои пассажиры опаздывают из-за того, что кто-то на авто вылез на рельсы. Обидно, ведь одно из преимуществ трамвая, что он обходит большинство пробок. Но этот отрезок самый сложный, и не по нашей вине.
Еще один тяжелый участок пути ― подъем на Муравьева-Амурского. Как правильно его преодолеть, Андрей Александрович в качестве наставника уже десять лет рассказывает и показывает начинающим вагоновожатым. Да и, подъезжая к остановкам, тоже нужно смотреть ― люди, особенно молодежь, наушники ― в уши, на голову ― капюшон, и даже могут не заметить приближающийся трамвай.
― А из вагонов, если честно, люблю старенькие РВЗшки, они хоть и возрастные, но надежные, ― улыбается Акбаш. ― И, конечно же, удобны Усть-Катавские, «оранжевые» трамваи.
В маршрутке только девушки
Больше всех благодарностей от пассажиров получает водитель маршрута № 83 Наталья Ишутько.
Единственная в городе женщина за рулем автобуса управляет техникой лучше своих коллег-мужчин.
― Очень приятно слышать, когда пассажиры говорят: «Спасибо», ― отмечает молодая женщина. ― За рулем автобуса я уже три с половиной года, до этого работала на троллейбусе. В электротранспорте много женщин-водителей, там никого это не удивляет, а в автобусе каждый день кто-нибудь да скажет: «Надо же! Нас девушка везет!» Понимаешь, что не зря ты выбрал эту профессию, когда пассажиры дарят тебе положительные эмоции и улыбки. Хоть это и тяжелый труд, и вставать надо рано ― на маршруте в 6.00, значит, подъем в пять, чтобы успеть собраться и накраситься. Но если приносишь пользу людям, значит, ты делаешь все правильно!