Специальные выпуски
Ежедневно на городские маршруты выходит около 500 единиц подвижного состава.
― В этом году удалось обновить муниципальные и частные парки, ― говорит начальник управления промышленности, транспорта, связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский. ― Для МУП «ГЭТ» приобретено 17 новых троллейбусов с автономным ходом и 11 трамваев. Коммерческие перевозчики закупили 49 автобусов.
Сегодня «Хабаровские вести» рассказывают о тех представителях транспортной сферы, на кого можно равняться, чей труд высоко ценят не только руководители, но и пассажиры.
Нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу» II степени награждена водитель трамвая Любовь Ращинская.
В профессию она пришла, что называется, по зову сердца.
— Мама 40 лет управляла трамваем (жили мы в Иркутске), и всю эту тяжелую работу знаю изнутри с самого детства, — рассказывает женщина. — Но вот только она не хотела для меня такой судьбы, поэтому заставила получить высшее педагогическое образование — я выучилась на учителя физкультуры. Нескольких лет хватило, чтобы понять: школа — это не мое.
Тайком от мамы Люба окончила курсы водителей троллейбуса, заняв на это денег у знакомой, и все-таки осуществила свою мечту — села за руль электромашины. Со временем родительница смирилась с выбором дочки, а когда знакомые стали благодарить за такого грамотного и вежливого водителя, даже гордилась ею.
В Хабаровск Любовь Ращинская приехала в 2008 году вслед за мужем, который здесь жил. И, как говорят руководители предприятия горэлектротранспорта, с того времени они обрели опытного и незаменимого работника. Сейчас водительский состав троллейбусного депо почти на 80 процентов женский. Многие считают, что управление этими машинами доверяют представительницам слабого пола, потому что оно простое — нажимай себе кнопки «движение» да «стоп». Однако наша героиня развеяла такой миф.
— Мужчины, которые пришли к нам на переобучение с муниципальных автобусов, все как один твердят: троллейбусы водить сложнее, — говорит Любовь Терентьевна. — Сами посудите: во время движения я смотрю не только за дорогой, но и наблюдаю, чтобы токоприемники работали исправно. А провода частенько в мороз покрываются инеем, и вставки (специальные элементы, предназначенные для съема тока с контактного провода) быстро стираются, их приходится менять прямо в пути.
Для этого водитель поднимается на крышу троллейбуса и вручную подтягивает вниз каждую штангу весом от 12 до 14 кг и переустанавливает устройство. Вот где пригождается хорошая физическая подготовка! Чтобы безаварийно водить машину, необходимо знать все ее особенности, а главное — «болячечки» (так между собой троллейбусники называют небольшие неисправности).
— Они бывают разные, — отмечает Любовь Ращинская. — К примеру, зимой замерзают компрессоры, тогда двери плохо открываются или тормоза пропадают. Обо всех неполадках рассказываем ремонтникам, которые их исправляют.
Ежедневно наша героиня перевозит до 900 пассажиров. Люди все разные, встречаются благодарные и отзывчивые, особенно среди старшего поколения, которые и спасибо не забудут сказать. Но все же в последнее время народ стал более замкнутым, иногда даже обозленным.
— И, несмотря ни на что, я общаюсь с пассажирами с улыбкой и стараюсь передавать им свое хорошее настроение, — признается водитель. — Тем более что сейчас троллейбусы новые, они более комфортные, горожане оценили такие хорошие условия.
Родные Любови Ращинской с пониманием относятся к ее непростой профессии, хотя сын уговаривает сменить тяжелую работу, но ее сердце принадлежит электромашине, а руки тянутся к заветному рулю. И в этом тоже она нашла свое счастье.
Как стать лучшим начальником службы эксплуатации, не понаслышке знает Анна Мухина.
Под ее крылом два подведомственных подразделения — трамвайное и троллейбусное депо, а это ни много ни мало 240 человек. До знакомства с Анной Викторовной, я имела смутное представление, чем именно занимается такой специалист, как она, возможно, только бумажной работой. Однако на деле оказалось, составлять скучные приказы — далеко не все обязанности.
— Одно из важных направлений моей деятельности — работа с обращениями людей, — рассказывает начальник службы эксплуатации. — Пишут обычно в соцсети, на сайт, и по большей части это жалобы на неудовлетворительное обслуживание и оказание транспортных услуг. Реагируем буквально на каждое сообщение. Иногда человек воспринимает сложившуюся ситуацию слишком эмоционально и приходится убеждать, что водитель или кондуктор вовсе не нарушил его права. Но случается, что и с коллективом приходится работать, чтобы не грубили, не превышали полномочий.
Распространенная причина конфликта, когда зимой водители трамваев не открывают первую и последнюю двери.
— Дело в том, что вагон большой, печки в нем, конечно, мощные, но если через каждые 500—700 м все выходы открывать, в салоне становится холодно, и снова сыплются недовольства, — объясняет Анна Викторовна. — В часы пик, когда людей много и их нужно распределить равномерно, работают все двери.
Кадровый голод среди водительского состава — проблема, которую руководство старается решать всеми возможными способами, в том числе и открытием после семилетнего перерыва учебного центра. Этим также вплотную пришлось заниматься начальнику службы эксплуатации и специалистам «ГЭТ».
— Мы разработали на основе готовых шаблонов собственную обучающую программу, — делится опытом Анна Мухина. — Дальше встал вопрос, кто будет преподавать, ведь старейшие работники, которые раньше этим занимались, уже возрастные. На нашу просьбу о помощи откликнулся один ветеран, остальных педагогов подобрали из числа опытных действующих сотрудников. Каждый преподает свою дисциплину: механику, электротехнику и прочие.
Вот так ежедневно Анна Викторовна и решает насущные вопросы, телефон ее порой раскаляется от звонков. И только умение найти к каждому подход, выслушать и принять правильное решение помогает справиться с любыми трудностями.
Вот уже 14 лет водитель трамвая первого класса Сергей Цикун выходит на линию, и ни единой жалобы от пассажиров на него не поступало.
«Вежлив и корректен в общении, способен урегулировать любую конфликтную ситуацию», — так характеризует работника руководство. На что сам он скромно отвечает: «Да просто характер такой». До того как сесть за пульт управления трамваем, Сергей Степанович около 20 лет посвятил железной дороге, электровозам. И честно признался, что порой вести многотонный состав по безлюдной местности гораздо проще, чем вагон с пассажирами в городе.
— Здесь ответственность выше, всегда нужно быть внимательным, — говорит он. — То автомобиль на рельсы выскочит, то люди перебегают пути, только и гляди в оба.
Рабочий день у водителей трамвая начинается по-разному, в зависимости от места жительства. Кто, как Сергей поближе находится — в Южном, могут позволить себе поспать подольше, а работникам северов, чтобы успеть на дежурную машину, приходится вставать в три часа ночи. По прибытии начинается приемка вагона.
— Главное, чтобы все механизмы и оборудование были исправны, — рассказывает водитель. — Особое внимание обращаем на ходовую часть, работу печек, чтобы в наличии были противооткаточные башмаки (особенно зимой) и в салоне царил порядок. Сейчас очень комфортно стало работать, в отличие от того времени, когда ходило много старых трамваев, они часто ломались, и вся линия вставала колом. Теперь такое случается, только если неисправен сам путь или рвется контактная сеть.
Чтобы понять, о чем говорит наш герой, ненадолго садимся за пульт управления машины, стоящей в депо. Энергия есть, на экране светятся около десятка лампочек, а слева от вагоновожатого рычаг, при помощи которого движется и тормозит техника. Двери можно открывать и закрывать как кнопками, так и сенсорным управлением. На камерах видно, что происходит в салоне и за его пределами.
О сложности профессии Сергею Цикуну близким рассказывать не приходится, так как у них семейный подряд — его жена Наталья тоже трудится водителем трамвая (иногда диспетчером по совместительству). Смены они берут одинаковые, чтобы больше времени проводить вместе. Отдых тоже совместный, особенно любят дачный сезон.
— Посадки делаем больше для души, попутно с отдыхом, — говорит мужчина. — На другие увлечения времени пока не хватает. Частенько еще и дополнительные смены берем, копейка лишней не бывает.
Пока мы беседуем, в кабине трамвая показывается механик, который возвещает, что поломка стеклодувов устранена, можно пользоваться. Ну что ж, пора в рейс. Желаем удачи профессионалу своего дела!