Специальные выпуски
Бай Ин хабаровские учителя и одноклассники называют просто Инной. Она живет в городе пять лет, но так не скажешь: по-русски говорит с совсем легким акцентом.
Школьница учится в гимназии восточных языков № 4 и в прошлом году принесла ей успех на уровне страны — стала призеркой Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку. Между прочим, уже второй раз. При этом была восьмиклассницей, а задания выполняла за девятый.
— Часто тебе говорят, что этнической китаянке легче справиться с олимпиадными заданиями?
Наверняка девушку спрашивают об этом постоянно.
— Часто, — без всякой обиды улыбается Ин.
— И что ты отвечаешь таким людям?
— Что кроме китайского там есть еще часть про русский язык и русскую культуру. И это для меня очень сложно. Но я все равно стараюсь, чтобы получить максимально хорошие результаты.
О которых, кстати, предпочитает скромно умалчивать. Так, например, она поступила, когда журналисты пришли в гимназию поздравлять их с однокашницей Викой Михалевой уже с новыми достижениями: победой и призовым местом в региональной олимпиаде по китайскому. Ин охотно отвечала на все вопросы, но о всероссийском этапе даже не упомянула.
А ведь в 2023 году она попадает туда автоматически и могла бы миновать муниципальный и региональный туры. Но все равно участвовала вместе с другими.
— Почему? Это уже новые задания и новые знания. Мне очень интересно, — просто отвечает школьница.
Что, согласитесь, говорит о многом.
А еще она считает, что изучать и понимать друг друга российским дальневосточникам и жителям КНР жизненно необходимо:
— Это очень важно для будущего, потому что мы соседи. Чтобы быть дружными.
И физик, и лирик
Список музыкальных достижений Владимира Сухова скоро будет напоминать свиток с именем короля, настолько он длинный.
Например, к 15 годам Вова трехкратный обладатель стипендий мэра Хабаровска и губернатора края. Еще в его копилке диплом третьей степени весьма престижного конкурса «Молодые дарования России» и пять творческих состязаний разного масштаба только за этот год.
Девятиклассник из политехнического лицея уже потихоньку зарабатывает своей игрой на гитаре.
— Получается около пяти-шести тысяч в месяц, — примерно подсчитывает он. — Только я еще ничего не снимал и не тратил, все лежит на будущее.
Учиться он решил сам, когда девятилетним попал с родителями на концерт классической гитарной музыки.
— Но я не просто послушал, — уточняет парень. — Потом сходил в гости к знакомым, у которых была гитара, посмотрел, потрогал струны и понял, что мне нравится.
Так школьник очутился в детской музыкальной школе № 4.
— Как нагрузка? Мне кажется, поначалу этот груз учебы сваливается на каждого, — говорит Владимир. — Но это только первое время, его надо перетерпеть. Мне было трудно первые полгода, может, год. А потом стало хорошо.
Сейчас он проводит с гитарой по два-три часа в день и говорит, что мало: если бы не грядущие ОГЭ, времени было бы больше.
— У меня как-то в музыкалке урок длился почти четыре часа! — вспоминает школьник. — А на каникулах мог играть по два-три часа без перерыва дважды в день.
Он занимается у педагога Ирины Чертиновой и состоит в ансамбле «Серебряные струны» — многие знают их дуэт с Варварой Лаврищевой.
— Но мне, если честно, больше нравится выступать сольно, — признается он. — И в дуэте хорошо, но так ты полностью погружаешься в музыку и ведешь ее так, как хочешь.
А еще это первый известный нам старшеклассник, который отдыхает… за уроками.
— Странно звучит, понимаю, но это правда, — смеется Вова. — Думаю, если предмет нравится, тебе всегда легко и интересно. У меня так… с физикой и информатикой.
И сдавать он будет как раз эти предметы. Вот вам и лирик.
Закрытые границы — не повод отказываться от побед в зарубежных конкурсах, уверены в хабаровском клубе «Роботрек».
В прошлом августе их ребята получили сразу два кубка на международных соревнованиях по робототехнике IYMRC-2022 в Южной Корее. Команде Кирилла Лобаса, Артема Клементьева и Матвея Апарина досталось второе место, а четверке из Ивана Бакушкина, Артема Блинова, Валерии Власовой и Алексея Посохова — третье.
— Это были заочные состязания проектов, — рассказывает тренер по робототехнике Ирина Бородина. — Мои ребята, Кирилл, Артем и Матвей, создали роботизированное кафе с перегородками, где к посетителям не подходят официанты, а команда постарше сконструировала шоколадную фабрику.
Конкурсная разработка должна была решать насущную проблему. Поскольку из-за пандемии кафе и рестораны не работали, юные хабаровчане попробовали организовать пространство так, чтобы снизить риск заболеваемости.
— В кафе есть меню с датчиками: посетитель выбирает пункт, сигнал подается на кухню, повар готовит, ставит еду на поднос, и она с помощью специального механизма перемещается к столику, — описывает педагог. — Что делали дети? Все: стругали, вырезали, клеили и программировали.
А еще усиленно занимались иностранным языком: презентовать проект нужно было на английском. И да, Кирилл, Артем и Матвей в это время учились в начальных классах.
Ну а сейчас Ирина Бородина набрала команду ребят постарше: они работают над роботом — уборщиком туалетов.
Онлайн-журнал старшеклассницы Елизаветы Самсоновой про достопримечательности Южного микрорайона с говорящим названием «Южный ― нужный» прошлым летом в хорошем смысле навел шороху среди молодежи.
Сорокастраничный электронный зин, который выложило в открытый доступ издание «Утес», посмотрели почти четыре тысячи человек. Как выяснилось, это был Лизин проект для городского фестиваля «Хабаровск.НАШ». Где она, кстати, победила.
― Сначала хотела выпустить гид по общеизвестным развлекательным местам, но мой учитель Дмитрий Владимирович Морозов предложил не повторять то, что делают многие, а обратиться к своему району, ― рассказывает одиннадцатиклассница из школы № 85. ― Мне эта идея понравилась гораздо больше моей.
На проект ушло четыре месяца. По словам Лизы, самым увлекательным было собирать информацию и делать фотографии интересных локаций. Природные зоны в зине соседствуют с торговыми центрами, культурные учреждения ― со сталинками и стрит-артом на гаражах, и все это приправлено интервью с местными художниками и мнениями жителей.
Верстать страницы тоже было весьма интересно ― старшеклассница делала это впервые. В журнале много авторской графики и даже используются рукописные шрифты. Оно и неудивительно: недавно Лиза окончила детскую школу искусств № 7, училась у педагога Ольги Захаровой.
― Об Ольге Станиславовне тоже хочу сказать отдельно: если бы не она, я бы вообще не рисовала, а сейчас я жить без этого не могу, ― признается Лиза. ― Больше всего люблю акварельные портреты: из-за того, как спонтанно ложатся краски, они получаются очень живыми и будто светятся.
Девушка говорит, что фестивальный проект помог ей многое понять про себя и будущее:
― Осознала, что хочу заниматься творчеством. Моя мечта ― монетизировать его и зарабатывать любимым делом.
Свою инициативу, кстати, она планирует продолжать, потому что решила остаться в Хабаровске. И, возможно, сама внесет лепту в облик города: Лиза хочет поступить на архитектуру и дизайн в ТОГУ.
Гран-при фестиваля «Новые имена стран АТР — 2022» в номинации «Музыкальное исполнительство» досталось 11-летней флейтистке Маше Азаренко.
Она занимается в Центре эстетического воспитания детей у педагога Ильи Журавлева. Инструмент девочка взяла в руки, когда ей было еще пять. Говорит, родители просто записали ее на занятия, и сначала она совсем не понимала, нравится ей или все-таки нет.
— Но очень скоро я просто влюбилась в блок-флейту! — признается Маша.
Причем так сильно, что к своему возрасту играет такие сложные произведения, как аллегро Генделя или вальс № 2 Шостаковича, который, кстати, написан для целого симфонического оркестра. Именно он и принес ей абсолютную победу в «Новых именах». Секрет успеха, как выяснилось, в том, чтобы четко знать, что делаешь.
— Чтобы звук был более сильным, нужно подавать воздух небольшими порциями и успевать вовремя перекрыть его языком, иначе звуки будут смазываться, — объясняет юная флейтистка.
При этом, по ее словам, она занимается с инструментом не больше часа за раз:
— Зато каждый день много лет. Это для меня важнее, чем длительность занятий.
У нее и кроме музыки есть чем заполнить время — расписана вся неделя. Один день — сольфеджио, еще два дня —блок-флейта и эстрадные танцы, четвертый день — только хореография. Да и учебу не забрасывает: вообще-то Маша отличница.
Что она делает, когда не надо заниматься? Подбирает на слух мелодии из мультиков и детских фильмов. Например «Приключения Электроника», «Бродячий замок Хаула» или «Гравити Фолз». А «Бременских музыкантов» они играют дуэтом с младшей сестренкой.
Сейчас у Маши последний год обучения блок-флейте. Но бросать она не собирается. Просто, так сказать, сменит направление — освоит… еще одну флейту, но уже поперечную. Ту самую, которую музыкант держит у плеча, а не впереди.