Специальные выпуски
Семеро разных
Лилия знаток английского, Настя королева тортов и шоколада, Алена спортсменка, Аня певица и скрипачка, а Миша отличный юморист. Объединяет их одно: все они работают… в вагонном депо «Хабаровск-2».
Вообще-то ребят, которые сейчас составляют костяк молодежного совета предприятия, семеро. Александра Куликова и Роман Бадуля, пока мы беседуем с остальными в учебном классе, заняты на своих участках — выкроить окошко не смогли.
— Саша у нас бригадир, работает прямо, что называется, «в поле», — говорит молодежь. — Но вагоны — это еще и много документации.
Лилия Попович, например, отвечает за ремонт частных составов, формирует дефектные ведомости и сметы. Анна Труш — за хранение запчастей. Анастасия Пинчук специалист по охране труда, Алена Хромченко — по претензионной работе, а Михаил Мифтахов вообще слесарь.
— Хотя на самом деле я больше сисадмин, — смеется он. — Работаю с показаниями автоматических систем, с радиосвязью. Если вы за километр слышите, как у нас над рельсами звучит голос из динамиков, то это как раз моя работа.
Слесарь превращается…
Но это в основном. А сейчас, перед Новым годом, Аня и Михаил перевоплощаются в Деда Мороза и Снегурочку. Эта традиция появилась в 2021-м, когда ребята создали совет депо и решили поздравить особенных ребят, которые растут в семьях сотрудников: таких набралось четверо.
Теперь гастрольную деятельность (Аня и Миша ездят к ребятам на своих машинах в свободное время) решили распространить на всех желающих: сейчас совет активно собирает заявки, а символическую плату за зимние волшебные визиты молодежь направит на благотворительность. С прошлого года это тоже постоянная практика: работники депо купили микроволновку в детский дом, отправляли посылки военнослужащим, устраивали мини-праздники для ветеранов депо, которые уже не могут сами прийти на мероприятие, и собирали подарки для детей из малоимущих семей.
— Тут мы сотрудничаем с центром социальной работы с населением «Единство» — я как раз пою там в концертной бригаде «Россия, вперед!», — объясняет Анна Труш. — Так что они передают нам имена ребят и их мечты, которые они раскрывают в письмах Деду Морозу. Некоторые из них не удивляют, например лего или модные наушники, а от некоторых сложно сдержать слезы. Так, были два брата, которые заказали одинаковые подарки: пакетик сладостей, один апельсин и одну машинку — не для себя, а друг для друга…
Зачем зажигать коллег
Впереди у семерки, кстати, главное творческое испытание: первый в истории депо общий корпоратив — большой, на сто человек.
— На нас все: бронирование залов, меню и, конечно, развлекательная программа, — перечисляет Анастасия Пинчук. — Раньше каждый отдел праздновал сам, но мы решили наконец всех объединить. Хотя это, конечно, почти нереально. У нас большое предприятие: 780 человек, и больше 500 из них — в Хабаровске.
Сначала, признается молодежь, сотрудники, занятые своей работой, реагировали на их инициативы настороженно:
— Думали, будет что-то неинтересное или потребительское. Но потом поняли, что мы организуем игры и соревнования бескорыстно и действительно хотим сплотить коллектив. Теперь мы получаем другую обратную связь, и нам приятно, что мы смогли чем-то заинтересовать коллег, зажечь их.
Но им-то самим зачем все это нужно? Ведь кроме мероприятий и праздников есть еще и экология: активная семерка дважды за год принимала участие в акции «Чистые берега», за что получила от старших товарищей емкую характеристику «Не ноют ни в жизни, ни на субботниках».
— Как зачем? Чтобы людям было хорошо, — не задумываясь отвечает Аня.
— Ну вы только представьте, как это: большое предприятие, а на нем ничего не происходит, — подхватывает Михаил.
— Да и просто работать — это скучно, — добавляет Лилия.
Трудно быть богами вагонов
Начальник депо Леонид Ткаченко их идеи, к слову, поддерживает. Поэтому, наверное, они и выполнили почти все намеченные на год планы. Но амбициозные цели, конечно, остались.
— Думаем свозить всех на пейнтбол, — говорит Анастасия. — Еще в планах организовать большую игру «Квиз, плиз!» сразу для многих отделов. Очень хотим привлечь к активностям коллег из других населенных пунктов.
— А еще пробиться в конкурсы, которые обычно устраивают для менеджеров! — делится Михаил. — Будем самовыдвиженцами. Один раз у нас уже получилось: мы тогда решили, что будем богами вагонов, и вышли в хитонах. А может, вообще рок-группу создадим. «Ранетки» распались, так что вот он, наш шанс!
Что ж, про рок-группу не знаем, а вот потенциал для железнодорожного стендапа тут, похоже, точно есть.
Морковку бывшему Тайсону!
Добавка к обычному меню и фотосессии ожидают ушастых обитателей живых уголков городских экоцентров.
Все-таки их год наступает ― надо бы уважить! Впрочем, и они приготовили подарочек юным экологам.
Бои остались в прошлом
В детском эколого-биологическом центре обитают два символа 2023-го: старушка Тася и кролик Кролик.
― Их нам подарили горожане, ― говорит Татьяна Борзенкова, директор центра. ― Знаете, как бывает: люди заводят животное, а потом выясняется, что у кого-то из домочадцев аллергия на шерсть, или дети наигрались, надоело, и надо кролика куда-то пристроить. Часто отказываются по той причине, что они все погрызли в квартире. Их надо выпускать из клетки, но при этом следить ― могут перекусить провода и погибнуть. Опасаемся, чтобы после новогодних праздников нам не понесли кроликов, в Год крысы столько грызунов прибавилось…
Тася ― рекордсменка. Ей больше десяти лет, хотя считается, что кролики в домашних условиях живут максимум 7—8. В дикой природе кроличий век и того короче ― пару лет. В прошлой жизни Тася звалась Тайсоном ― прежние хозяева ошиблись с определением половой принадлежности и окрестили в честь эпатажного боксера за буйный нрав и желание кусаться. Зверя отдали в экоцентр, где выяснилось, что это кролик-девочка, а юные экологи, окружившие Тайсона-Тасю заботой, быстро укротили ее. Теперь Тася покорно позволяет брать себя на руки, не вырывается и не демонстрирует независимость, как кролик Кролик, которого не выпускают в люди. За смирение Тасе достается приятный бонус ― летом ее выгуливают на территории центра, где ушастая старушенция радостно скачет в травке.
Кролик Кролик в живой уголок переехал из городской квартиры, потому что не соответствовал ожиданиям хозяев. Его заводили, чтобы гладить и играться, но характер у него оказался звериный. Такому палец в рот не клади! Агрессора отдали юным экологам ― с ними не забалуешь.
― На Новый год дадим им побольше морковки и сена ― праздничное меню, ― улыбается Татьяна Геннадьевна. ― Морковку они очень любят.
Ушастые «отказники»
В живом уголке «Косатки» сразу три кролика.
― Не всегда хозяева готовы ухаживать за животными, надо кормить, убирать, чистить клетку, в квартире поднимать провода, чтобы кролики не перекусили, ― рассказывает директор экологического центра «Косатка» Оксана Прокошенко. ― К тому же кролики могут быть шумными и активными по ночам ― стучать лапками по клетке или шуршать, греметь лотком. Это тоже становится одной из причин, по которой люди стараются избавиться от питомца.
Все обитатели живого уголка ― «отказники». Из новичков ― пара попугайчиков, которых хозяева просто выставили в подъезд. Видимо, надоели своим щебетом. Неделю птахи мерзли в подъезде, пока соседи не отнесли их в «Косатку».
― В уголке кролики ― самые популярные, к ним всегда спешат наши воспитанники, ― продолжает Оксана Геннадьевна. ― Конкуренцию им составляют разве еще шиншиллы и морские свинки. У каждого из них по несколько имен ― разные группы детишек называют их по-своему, и те откликаются. Ребята пытаются их дрессировать, вырабатывая рефлексы на звук и свет. Кролики в принципе поддаются воспитанию, их легко можно приучить к лотку. Они делят клетку на две зоны: отдыха и «санитарную». В одной они живут, на вторую ходят в лоток.
Перинатальный центр
Деловая Розочка, она же Мила, с задорной челкой — дама резкая и своенравная. Если что-то не по ней, не постесняется это продемонстрировать. Надо ― тяпнет или лягнет. Характер ее хорошо известен, поэтому к ней стараются лишний раз близко не подходить. Любимец всей «Косатки» ― Пушистик, он же Марик. Декоративный красавчик и само спокойствие.
Кроликов выпускают размять лапы, пройтись по комнате, когда рядом нет юннатов. Прогулки иногда оборачиваются стремительными романтическими встречами ― такова кроличья природа. Под Новый год Розочка слегка округлилась, и поправился еще один Безымянный кролик (то есть теперь-то уж точно понятно, что это крольчиха) пятнистого перепелиного окраса. Дамы явно намерены увеличить численность ушастого населения живого уголка. Так ли это ― станет ясно совсем скоро. Кролики долго в интересном положении не ходят.
Когда рождаются крольчата, требуется тишина, и живой уголок на время становится недоступен для детей, иначе новорожденные могут погибнуть. Малыши появляются на свет совсем крошечные, беззащитные и голенькие. Они дозревают в коконе из материнской шерсти, а потом отправляются в самостоятельную жизнь ― обычно крольчат отдают в надежные руки.
Возвращение усатого солнца
Первая музейная кошка Хабаровска, Гунеш, вернулась на работу в «Мир говорящих машин» в преддверии Нового (отчасти кошачьего) года.
Хвостатая смотрительница с музыкально-туркменским именем, означающим «солнце», появилась в культурном учреждении в 2019-м: в здании 1911 года стали замечать грызунов. Проработав год и подарив коллективу четырех котят (один из них, Архип, продолжает династию и трудится в археологическом музее), Гунеш, как и все мы, попала под коронавирусные ограничения.
Чтобы не оставлять зверя одного в пустом здании, директор МГМ Евгения Веретенникова забрала кошку к себе домой. А когда мероприятия возобновились, усатая женщина уже совсем привыкла к новому месту.
Однако недавно она опять появилась в свежих анонсах и видео музея.
— Да, Гунеш действительно снова в нашей команде, уже примерно две недели, — подтвердила по телефону администратор «Мира говорящих машин» Ксения.
«Директор плачет и клянет аллергию», — так объяснили в соцсетях культурного учреждения возвращение пушистой сотрудницы. А сама она, судя по кадрам, чувствует себя комфортно и с удовольствием общается с посетителями.