Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко, а также главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Екатерина Можейко.
Дед Мороз по договору
В начале этого года в сектор по защите прав потребителей поступали звонки от горожан, недовольных состоявшимися новогодними корпоративами. Причем жалобы в основном сводились к тому, что обещали интересную праздничную программу, а ограничились какими-то нелепыми шутками и плясками Деда Мороза со Снегурочкой.
В преддверии грядущих праздников специалисты сектора напоминают, что выбор сегодня есть, услуги по организации и проведению таких мероприятий предлагает множество заведений. А для того, чтобы вечер, а с ним и настроение не оказались испорченными, надо обратить внимание на содержание договора, который вы подписываете. В нем обязательно должна содержаться информация о дате, месте и времени проведения мероприятия. Отдельно также в письменной форме оговариваются меню и программа с перечислением всех номеров, конкурсов и прочего. Это необходимо на тот случай, если исполнитель не выполнит всех взятых на себя обязательств, и тогда потребитель имеет право на уменьшение цены либо на отказ от исполнения договора и возмещения понесенных убытков.
Надо также помнить, что если заказчик по каким-либо причинам передумает проводить праздник в заведении, с которым заключил договор, то по закону (статья 32) он имеет право расторгнуть договор на любой стадии, возместив исполнителю практически понесенные расходы. Но только при условии, что исполнитель подтвердит их документально.
С переноской welcome
Моя любимая собачка помещается на ладони, на каком основании меня с ней не пустили в аптеку? С детьми же разрешается и в аптеку заходить, и в магазин, а она для меня как ребенок.
Антонина П.
— Постановлением правительства Хабаровского края утверждены правила содержания домашних животных, в которых прописан запрет допуска домашних питомцев в помещения детских, образовательных, физкультурно-спортивных, медицинских организаций, торговли и общественного питания, а также на детские и спортивные площадки, — сообщила Светлана Ткаченко. — Исключение составляют собаки-поводыри и служебные, а также собаки мелких пород и щенки в возрасте до трех месяцев, которые находятся в специальных переносках. То есть если бы Антонина поместила свою любимицу в специальную корзинку и зашла с ней в аптеку, никаких претензий ей бы не предъявили.
Кстати, согласно вышеназванным правилам, домашних собак в намордниках допускается оставлять на привязи возле торгового центра, детской, спортивной или медицинской организации на период не более часа. Но при этом хозяин животного должен обеспечить безопасность граждан, в первую очередь исключить для собаки возможность отвязаться.
Обман с выездом на дом
В сектор обратилась хабаровчанка с жалобой на качество кухонной тумбы, изготовленной по индивидуальному заказу.
Исполнителя она нашла в одном из деловых центров Хабаровска. Правда, офис оказался закрыт, зато на двери имелся телефон дизайнера фирмы. Женщина позвонила и пригласила специалиста к себе. Сотрудник компании приехал, записал все пожелания заказчицы, касающиеся материала, цвета, размеров изделия, в свой блокнот. На прощание он попросил предоплату в размере 8 тыс. руб. и отбыл якобы с целью выполнять заказ.
Через несколько дней хабаровчанке доставили обыкновенный стол, который не подходил по цвету, был сделан не из влагоустойчивого материала, как было оговорено, а самое главное — не соответствовал оговоренным размерам. Дозвониться до офиса и до дизайнера заказчице не удалось, и тогда за консультацией она обратилась в сектор по защите прав потребителей.
— Помочь в этой ситуации горожанке непросто, так как никакой информации об исполнителе у нее нет, из документов только расписка о принятых деньгах. Ей известны лишь Ф.И.О. и телефон приезжавшего дизайнера, поэтому она может попытаться его разыскать через налоговую и получить данные субъекта, который и станет ответчиком в суде, — прокомментировала Екатерина Можейко. — Чтобы не попасть в подобную ситуацию, рекомендуем горожанам заключать подобные договоры только в офисах. Причем в документах обязательно оговаривать размеры, материалы, дизайн, сроки, а также наименование исполнителя и один экземпляр непременно оставлять себе. Помимо этого, надо требовать чек, подтверждающий факт внесения предоплаты. Согласно ст. 29 закона «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе по своему выбору потребовать уменьшения цены, безвозмездного устранения дефектов, возмещения расходов на их устранение третьими лицами. Если же недостатки существенные, то возврата уплаченных денежных средств.
Холодный по закону
Практически ежедневно в сектор по защите прав потребителей обращаются горожане с жалобой на то, что недавно приобретенные зимние одежда и обувь не спасают от холодов. «Можно ли вернуть такие товары как некачественные?» — интересуются они.
— К сожалению, в законодательстве нет такого понятия как холодный, — прокомментировал Алексей Кондратьев. — В разных регионах страны зимой температурный режим различается, где-то теплее, где-то холоднее. Так что говорить: холодный, значит некачественный, будет неправильно. По закону потребитель имеет право получить полную и достоверную информацию о товаре, его составе и на этом основании решить — подходит он ему или нет. Одежда и обувь могут изготавливаться как из натуральных материалов, так и из их заменителей, что также сказывается на теплопроводности вещей.
Если продавец предоставил информацию о том, что обувь (одежда) изготовлена из натуральной кожи с натуральным мехом, а на деле окажется, что это качественная подделка, то согласно статье 12 закона «О защите прав потребителей» покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи, потребовать возврата уплаченных за товар денежных средства и возмещения всех понесенных убытков. Причем сделать это можно в любые разумные сроки.
БАД ты мне или не БАД
Поверив газетной рекламе, мужчина средних лет приобрел чудо-препарат, который в итоге не дал никакого эффекта.
К специалистам сектора обратился горожанин, который в почтовом ящике нашел газету медицинского содержания. В одном из материалов якобы титулованный доктор расхваливал некий препарат, обладающий исцеляющими свойствами. Мужчина обратился по указанному в газете адресу и приобрел разрекламированное средство, но его употребление никак не отразилось на его здоровье.
— Мы побывали на торговом месте, где индивидуальный предприниматель (официально зарегистрирован) реализует препараты, выдавая их за лечебные, — пояснила Светлана Ткаченко. — Как выяснилось в ходе проверки, представленные там средства лекарствами не являются, и это указано на упаковках, поэтому правильнее их называть биологически активными добавками (БАД). Согласно действующим правилам, при реализации таких препаратов на упаковке должна быть информация о составе, потребительских свойствах, противопоказаниях и обязательно о том, что они не являются лекарственными средствами. Гражданам же советуем не доверять словам и рекламным статьям, а внимательно изучать сопроводительную информацию. К тому же надо помнить, что лекарства могут продаваться только в аптечной сети, а всевозможные БАДы также в специализированных отделах диетического и спортивного питания.
Мелирование с отсрочкой
С жалобой на салон красоты, из которого она вышла не совсем красивой, обратилась горожанка в сектор по защите прав потребителей.
Женщина начала с вопроса: «Видите ли вы у меня на волосах мелирование?» И в ответ услышала: «Нет». Далее она рассказала, что в интернете нашла образец стрижки с мелированием и колорированием волос. Картинку показала мастеру салона и поинтересовалась, сможет ли он сделать так же. Получив утвердительный ответ, села в кресло. Через несколько часов, взглянув в зеркало, клиентка не увидела на волосах желанного окраса. Своим недоумением она поделилась с мастером, и тот объяснил, что мелирование после тонирования проявится через неделю. К тому же дома горожанка обратила внимание, что и постригли ее неровно, один висок оказался длиннее. Прождав семь дней и не получив желанных перемен цвета, женщина обратилась в салон с просьбой исправить недостатки, но там ей сказали, что все сделано замечательно.
— По статье 29 закона «О защите прав потребителей» женщина вправе потребовать устранения недостатков выполненной работы. Если же возникнет спор о качестве стрижки и окрашивания, то ей придется провести экспертизу, так как гарантию на свои услуги салон не установил, — рассказала Екатерина Можейко. — Заказчик должен доказать, что услуга оказана ненадлежащим образом. При этом исполнитель обязан удовлетворить требование заказчика и возместить расходы на проведение экспертизы.
Качественная уценка
Многие магазины проводят традиционные ноябрьские распродажи, значительно снижая стоимость товаров. Что делать, если приобретенная в «черный день» покупка окажется с дефектом или не подойдет тебе по размеру? Можно ли ее вернуть или обменять?
Надежда Ч.
— Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей» на товары, купленные со скидкой, распространяются те же законы, как на те, что приобретены за полную стоимость, — разъяснил Алексей Кондратьев. — Кроме того, в соответствии со статьей 24 при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой, установленной договором, и той, что действует на момент удовлетворения требования покупателя. То есть в случае, когда стоимость товара подросла, продавец должен вернуть именно эту сумму, если же она снизилась, то возврат происходит по чеку. На товары, купленные на распродаже, распространяется действие статьи 25, согласно которой покупатель вправе в течение двух недель обменять товар, не подошедший по цвету, размеру, габаритам, комплектации или фасону. Но сделать это можно только при условии, что он не был в употреблении, сохранены фирменные этикетки, ярлыки и упаковка. Если товара для обмена нет, то продавец должен вернуть сумму согласно чеку.