Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко, а также главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Екатерина Можейко. 

А края-то кривые

Сковородка.jpg

«Товар качественный, — убеждали покупателя продавцы. — И не беда, что крышка плотно не закрывается, покрытие-то у сковороды хорошее».

Но Алена М. с ними не согласилась. Ведь неслучайно, купив сковороду известной фирмы, она попросила продавца-консультанта помочь подобрать к ней крышку. Вместе они нашли подходящую по диаметру, и девушка, оплатив покупки, отправилась домой. Там она первым делом решила примерить крышку и поняла, что она не подходит к сковороде, точнее, плотно ее не закрывает. Рассмотрев внимательно, покупательница поняла, что сковорода кривая.

Уже на следующий день Алена М. обратилась в магазин с просьбой обменять некачественный товар, а именно сковороду. Но продавец отказала, заявив, что сковорода надлежащего качества и на ней можно готовить. И лишь после вмешательства специалистов сектора по защите прав потребителей, которые объяснили, что закон на стороне покупателя, в магазине согласились выполнить требование горожанки.  

Дали усадку

Горожанин сдал два демисезонных пальто для проведения химчисткой чистки. После выполнения работ уже дома он примерил изделия и понял, что они ему малы, так как дали усадку.

Мужчина обратился к исполнителю, возмущенный тем, что пальто стали меньше, но там померили их линейками и заверили, что все соответствует размеру.

— Если у клиента есть претензии к качеству работ, выполненных химчисткой, то он должен написать заявление, непременно в двух экземплярах — разъяснил Алексей Кондратьев. — В нем необходимо выдвинуть свое требование, а именно устранение недостатков. Если же это невозможно, то согласно закону «О защите прав потребителей» исполнитель должен возместить потребителю двукратную стоимость испорченной вещи. В нашем случае исправить недостаток нельзя. Но надо понимать, что на изделии указан размер, а документами регламентированы допустимые нормы усадки при выполнении химической чистки. Значит, проведение экспертизы позволит установить, выполнены работы качественно или нет. А чтобы при возникновении спорной ситуации у клиента не появились проблемы, еще при передаче изделия исполнителю необходимо настаивать на выдаче квитанции. В этом документе должно быть указано наименование изделия, его стоимость, какие работы необходимо выполнить и их стоимость, полное название исполнителя и прочее. Иногда химчистки устанавливают гарантийный срок, если таковой есть, то в период его действия экспертиза проводится за счет исполнителя. Если гарантийный срок не установлен, то оплата экспертизы ложится на плечи потребителя, но в случае выявления брака в работе химчистки она должна будет возместить эти расходы.

На страховку надейся, а сам не плошай

Экран.jpg

При покупке смартфона продавец предложил Максиму А. сразу застраховать обновку, оформив дополнительный договор

Молодой человек согласился, так как стоимость ее была невелика. И буквально через месяц очень обрадовался, что поступил так предусмотрительно, потому что уронил свой телефон и разбил экран. Он обратился в страховую компанию, договор с которой заключил, но в выплате страховки ему там отказали.

В секторе по защите прав потребителей, куда мужчина пришел с вопросом «Почему страховая не захотела оплатить ремонт?», внимательно изучили договор и объяснили, что отказ соответствует его условиям.

— К сожалению, очень многие покупатели не читают документы, которые подписывают, — подчеркнул Алексей Кондратьев. — А в договоре страхования, который приобрел молодой человек, указано, что страховой случай наступает, если будет установлено, что смартфон пострадал от воздействия третьих лиц. То есть в случае, когда кто-то выхватывает у вас телефон, бросает его и экран разбивается, можно обращаться за страховкой. Правда, все описанное выше еще надо доказать. И если внимательно изучить все пункты, то поймешь, что воспользоваться этой страховкой в реальной жизни практически невозможно.     

Качество по штрих-коду

Теперь благодаря системе «Честный ЗНАК» можно проверить на подлинность парфюмерию и фотоаппараты. 

С 1 октября 2020 года производители и импортеры духов, туалетной воды и фототехники обязаны наносить маркировку на потребительскую упаковку или этикетку. А также вносить в систему «Честный ЗНАК» сведения о маркировке этой продукции. На каждом товаре должен быть нанесен код в формате Data Matrix, исключение сделано только для кинокамер, фотовспышек и ламп-вспышек.

По словам Светланы Ткаченко, маркировка товара и внесение сведений о нем в систему «Честный ЗНАК» в первую очередь защищает интересы покупателя, так как у него теперь есть возможность проверить, где и кем произведен данный товар. Таким образом, потребитель сможет сделать правильный выбор, если он настроен на покупку качественного товара.   

Сегодня маркируются меховые изделия, духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, обувь, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки, сигареты (табак), а также лекарства. Правда, если препарат произвели до 1 июля 2020-го, он может продаваться и без маркировки до истечения срока годности.

Без очков не увидела

Очки.jpg

Заплатив более четырех тысяч за солнцезащитные очки, Татьяна У. отправилась в отпуск без них, хотя товар получила.

Солнцезащитные очки, необходимые ей для постоянной носки, женщина подбирала очень тщательно, внимательно изучая их характеристики на сайтах интернет-магазинов. И на одном нашла именно то, что хотела, и по форме, и по качеству.

Женщина оформила заказ, оплатила выбранную модель и принялась ждать посылку. Буквально через десять дней пришло извещение, и хабаровчанка отправилась за обновкой на почту. Но каково же было ее разочарование, когда, распаковав посылку, она увидела вовсе не то, что выбрала и заказала.

Горожанка попросили специалистов сектора по защите прав потребителей помочь ей вернуть деньги и предоставила им документы на оплату товара, приобретенного дистанционно.

— Мы ознакомились с документами и выяснили, что деньги женщина перевела не интернет-магазину, а некоему физическому лицу на его банковскую карту, — сообщила Екатерина Можейко. — Но отношения между двумя физическими лицами законом «О защите прав потребителей» не регламентируются. В данной ситуации покупательнице придется решать вопрос в суде на основании Гражданского кодекса РФ с привлечением свидетелей. 

Специалисты напоминают, что, совершая покупки дистанционно, надо обращать внимание на то, кому вы производите оплату. Чтобы потом иметь возможность защитить свои права, платить надо юридическому лицу.   

Быстро подешевели

За смарт-часы для внука-первоклассника бабушка заплатила 2 999 руб., но когда в товаре обнаружился дефект и она решила вернуть часы, продавец согласился выдать ей лишь 199 руб.

Такую странную арифметику в магазине объяснили тем, что сами часы стоят именно 199 руб., а все остальное — это якобы плата за интернет.

— Мы изучили чек, который выдали при продаже смарт-часов. Там указаны название товара «смарт-часы» и его стоимость — 2 999 руб., —  рассказала Светлана Ткаченко. — По закону в данном случае потребителю должны вернуть всю уплаченную за некачественный товар сумму согласно кассовому чеку.

Если же в чеке отдельно указаны стоимость смарт-часов, а отдельно интернета, то покупатель также вправе требовать возврата всей суммы. В законе установлено, что продавец должен компенсировать все расходы, которые понес потребитель, купив товар ненадлежащего качества.  

Нечестная этикетка

«Если постельное белье качественное, обменять его нельзя, — заявил продавец потребителю, — тем более вы нарушили товарный вид, распаковав комплект».

Но покупатель посчитал отказ неправомерным и обратился в сектор по защите прав потребителей. Там он объяснил, что в магазин пришел, чтобы купить двуспальный комплект постельного белья. Продавец помог выбрать, на этикетке указаны размеры двуспального комплекта. Но дома, распаковав покупку, горожанин обнаружил, что пододеяльник явно меньше двуспального одеяла, а простыня мала для кровати. Естественно, сложить белье так, как это было сделано на предприятии, ему не удалось, и он принес все в магазин в обычном пакете.

— Постельное белье действительно включено в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату, — прокомментировала ситуацию Светлана Ткаченко. — Но в данной ситуации покупателю предоставлена недостоверная информация о товаре, а потому на основании статьи 12 закона «О защите прав потребителей» он вправе выдвинуть одно из требований статьи 18 закона. В частности, он может настоять на обмене товара на другой (нужного размера), вернуть покупку и потребовать возврата денег или попросить о соразмерном уменьшении цены. 

Зачем оправа без линз?

Не выбрав ничего из готовых изделий, Семен Андреевич Л. решил отдельно по рецепту окулиста приобрести в оптике линзы и там же, выбрав оправу, заказал изготовление очков. 

Заказ ему выполнили в срок, но пару недель спустя мужчина обнаружил, что сразу на обеих линзах появился дефект. Он написал заявление в оптику и потребовал вернуть ему деньги за линзы, оправу и работу. Но там ему отказали, объяснив, что линзы являются товаром медицинского назначения и не подлежат обмену и возврату при условии, что они надлежащего качества.  

В секторе по защите прав потребителей мужчине посоветовали провести экспертизу, которая должна установить причины возникновения дефектов в линзах. Если выяснится, что они бракованные, ему должны будут не только вернуть деньги за линзы, но и компенсируют все прочие расходы. И несмотря на то, что оправа качественная и к качеству изготовления у заказчика тоже нет претензий, вернуть должны будут все уплаченные деньги, в том числе и за экспертизу.  

 

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)