Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко, а также главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Екатерина Можейко.

Заверните по ГОСТу

чистка.jpg

Пакет с вещами, выданными после химчистки, порвался, и содержимое выпало на землю. Кто несет ответственность, если пакет выдали в химчистке?

С таким необычным вопросом в сектор по защите прав потребителей обратилась хабаровчанка, которая забирала из чистки одеяло и две подушки. Женщина рассказала, что сотрудник фирмы сложил все почищенные вещи в один пакет, она его взяла, но на улице не успела сделать и десяти шагов, как пакет порвался. Горожанка собрала вещи, которые, естественно, вновь нуждались в чистке, и вернулась к исполнителю услуги с требованием вернуть деньги за работу. Но ей ответили отказом, объяснив, что надо было нести аккуратнее.

— Есть Государственный стандарт по оказанию услуг химической чистки, в котором написано, что каждое изделие при выдаче потребителю должно быть упаковано. Это требование исполнитель услуги нарушил, — разъяснил Алексей Кондратьев. — Но не совсем права и хабаровчанка, требуя назад свои деньги. По закону она должна настоять на устранении недостатков, то есть на повторной чистке изделий. И только если это не поможет или исполнитель откажется, вправе требовать возмещения убытков.   

«Не понравилось» не считается

Могу ли я вернуть спортивный костюм, если дома я его примерила и поняла, что это не мой фасон, он мне не нравится?

Елена Б.

Как объяснили в секторе по защите прав потребителей, в законе нет такого понятия, как «не нравится». Статья 25 закона дает покупателю право в течение двух недель обменять товар надлежащего качества, который не был в употреблении, если он не подошел по цвету, фасону, габаритам, размеру или комплектации. Вернуть товар и забрать деньги можно только в том случае, если продавец не сможет предложить другой, нужного размера, цвета, фасона.

Также специалисты рассказали, что в новых правилах торговли немного изменен перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату. В частности, он конкретизирован в вопросе мебели. Теперь указано, что нельзя обменять и вернуть мебельные гарнитуры бытового назначения. 

Развели рукавами

В ателье перестарались и слишком длинные рукава сделали короткими. Хозяин изделия в растерянности: как быть?

Мужское меховое пальто Александр П. приобрел за 50 тыс. руб. Обновка пришлась ему по душе, вот только рукава оказались длинноваты. Мужчина обратился в ателье с просьбой их укоротить, мастер все измерила и внесла данные в квитанцию. Хозяин пальто квитанцию подписал и заплатил за работу. Когда же пришел забирать и примерил изделие, то оказалось, что в ателье перестарались и отрезали лишнее, рукава теперь не дотягивали и до косточки. После примерки Александр попросил их надставить, но работники развели руками, нечем, мол, обрезки выкинули. К тому же мастер показал квитанцию, в которой мужчина оставил свой автограф в знак согласия с указанными там параметрами.

«Вы размеры утвердили, мы по этим меркам все сделали», — аргументировала мастер свой отказ.

Но, по словам Светланы Ткаченко, согласно статье 12 закона «О защите прав потребителя» при рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков надо исходить из предположения об отсутствии у него специальных познаний о свойствах и характеристиках предоставляемой услуги. И если исполнитель откажется устранять недостатки, мужчина вправе обратиться в суд и потребовать возмещения двукратной стоимости изделия, морального вреда, неустойки. Еще 50 процентов от суммы, присужденной судом, составит штраф.

Спроси, а потом купи

Сначала посоветоваться с родными или друзьями, а потом принимать решение, рекомендуют хабаровчанам специалисты сектора по защите прав потребителей.

— Опять активизировались продавцы, которые ходят по квартирам и предлагают якобы уникальные товары с солидными скидками, — поделилась Светлана Ткаченко. — Они сообщают, что в магазине такой прибор стоит 20 тыс. руб., но сегодня в их фирме акция, и они готовы продать его за семь. Причем требуют от гражданина принять решение прямо сейчас, потому что через два часа цена изменится. Такие продавцы, как правило, ориентируются на граждан старшего возраста, которых умело убеждают в необходимости приобрести товар. Потом покупатель приходит к нам и сообщает, что прибор ему не нужен и он хочет его вернуть. Но сделать это невозможно, потому что никаких сведений о продавце нет. Бывают также случаи, когда гражданин даже подписывает кредитный договор, чтобы успеть совершить покупку. Поэтому мы советуем не торопиться, позвонить родным и рассказать о товаре, его стоимости. Если такой возможности нет, то надо внимательно прочитать все документы и только потом подписывать. 

Малое — часть большого

Приобретенная в зоомагазине кормушка автоматическая вышла из строя через год, а гарантию продавец установил в три раза больше.

Покупательница обратилась в магазин с просьбой вернуть деньги, так как прибор на гарантии, но продавец ей отказал, сославшись на то, что из строя вышел элемент, который является расходным материалом.

— Мы изучили документы на прибор и выяснили, что неисправная деталь обозначена там, как быстро изнашивающийся элемент, — сообщила Екатерина Можейко. — Но и это не имеет в данном случае значения так как по закону гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар. То есть на отдельную деталь гарантия не может быть меньше. Поэтому покупатель вправе предъявить претензию и выдвинуть свое требование.    

Что написано пером?

Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на витрине под товаром на ценнике указана скидка, а на кассе пробивают полную стоимость, ссылаясь чаще всего на то, что акция уже закончилась, а ценники заменить забыли. Как быть в такой ситуации?

Константин А.

— По закону товар покупателю должны продать по той цене, которая указана на ценнике, — сказал Алексей Кондратьев. — Если ваши права нарушены, то нужно писать заявление на имя руководителя предприятия (хозяина магазина). Согласно новым правилам продажи товаров, которые вступили в силу с 1 января 2021 года, торговое предприятие может не иметь книги отзывов, но зато обязано принять от покупателя претензию и дать ответ в отношении заявленных требований.    

Без правил сломался

скачок.jpg

Купили стабилизатор, так как в нашем районе наблюдаются перепады напряжения. Он не проработал и дня. Обратились в магазин, где нам отказались вернуть деньги за некачественный товар, объяснив, что прибор не рассчитан на такие перепады и мы сами виноваты, что он пришел в негодность.

За консультацией по данному вопросу в сектор обратилась женщина, проживающая в пригороде Хабаровска. Специалисты изучили паспорт и инструкцию по эксплуатации прибора и не нашли там информации о максимальных и минимальных параметрах напряжения. В этой связи продавец не может говорить о нарушении правил эксплуатации и должен удовлетворить требование потребителя о возврате денег.

Кстати, отсутствие информации, неполные или недостоверные сведения о товаре, предоставленные продавцом при реализации товара, также являются поводом для возврата изделия, даже если оно качественное. 

Первое слово дороже второго

Горожанин попросил вернуть деньги за некачественный товар, а продавец решил его отремонтировать.

Купленный в магазине телефон сломался через три дня. Молодой человек обратился к продавцу и попросил вернуть ему деньги за товар ненадлежащего качества. Тот заполняет квитанцию, в которой указывает, что забирает товар для ремонта на 20 дней.

— По закону, если покупатель выдвигает требование вернуть деньги, то квитанция, считается недействительной, так как на возврат денег закон отводит 10 дней, — прокомментировал Алексей Кондратьев. — Если же покупатель никаких требований не выдвигает, то условия диктует продавец. Но при этом надо помнить, что по закону на замену дается 7 дней, если требуется дополнительная проверка, — до 20 дней. 

Мы не передумаем

Второй месяц из-за действий продавца подросток ходит в осенней куртке.

Родители своевременно позаботились о сыне и купили ему зимний пуховик, но дома обнаружили в товаре недостаток и уже на другой день обратились в магазин, потребовав вернуть деньги. Продавец заявление принял, но с претензией не согласился и отказался принимать назад товар с дефектом. Через десять дней позвонил, попросил привезти изделие и выдал родителям расписку. А еще через две недели опять же по телефону предложил прийти и забрать отремонтированный пуховик.

— Но мы уже присмотрели сыну другую куртку и ждем возврата денег, чтобы ее купить, — посетовали родители. — Как нам быть?

Как отметила Екатерина Можейко, если есть заявление покупателя на возврат денег, то продавец должен его выполнить в течение десяти дней. После, помимо возврата уплаченной за некачественный товар суммы, потребитель вправе требовать пеню за каждый день просрочки в размере одного процента от стоимости товара. Причем размер неустойки не ограничен.

Учи статьи

Подготовка к 22-му городскому конкурсу среди школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний началась в Хабаровске.

Первый, заочный этап в форме тестирования, где участникам команд надо будет ответить на 100 вопросов, касающихся законодательства, пройдет в конце февраля. А очный, финальный этап, в котором встретятся лучшие по итогам тестирования, состоится в середине марта.

Заявки на участие в конкурсе принимают в управлении образования администрации Хабаровска.     



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)