Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко, главный специалист Алексей Кондратьев и ведущий специалист Марина Гатина.

За счет продавца

тепло.jpg

«Должны ли мы оплачивать расходы на возврат некачественного товара продавцу?»

С таким вопросом в сектор обратились супруги Умысовы. Они объяснили, что полгода назад через интернет приобрели котел для обогрева своего дома. Он проработал четыре месяца и вышел из строя. Мастер, которого они пригласили, сообщил, что отремонтировать невозможно по причине производственного дефекта. Супруги связались с продавцом, и тот согласился обменять неисправный агрегат на новый, но при условии, что они вернут ему нерабочий. Причем оплатить доставку неисправного котла до продавца и нового они должны сами.

— Это требование продавца неправомерно, так как согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей» « ...доставка крупногабаритного и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца», — разъяснила Марина Гатина. — В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставку и возврат может осуществить сам покупатель. При этом продавец обязан возместить ему понесенные расходы.

Срок — дело добровольное

Купила демисезонные ботинки. В магазине выдали чек, инструкцию, а гарантийный срок не установили. Когда попросила это сделать, отказали. Разве так можно? Вдруг они окажутся некачественными?

Анастасия П.  

— Установка гарантийного срока — это право изготовителя и продавца, а не обязанность, — уточнила Марина Гатина. —  Но если изготовитель устанавливает гарантийный срок, то продавец не может сделать его короче или отказаться от него. При этом покупатель должен понимать, что право предъявить претензию по недостаткам в товаре он может в течение двух лет с момента покупки. Правда, в случае отсутствия гарантийного срока доказывать, что дефекты имеют производственный характер, придется потребителю.   

Почти клиент

Заходила в салон красоты (была записана на стрижку), поскользнулась на неочищенном крыльце и сломала руку. В результате рука в гипсе, я на больничном. Сколько денег потребуется на лечение, еще неизвестно. Могу ли предъявить претензию хозяйке салона?

Наталья Ш.

В секторе по защите прав потребителей сообщили, что в преамбуле закона сказано: «потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать, или получающий услугу, имеющий намерение купить, или приобретающий товар». Соответственно, если человек пришел с целью приобрести товар (услугу), он уже является потребителем, хоть и  потенциальным. И если в этот момент (даже при условии, что договор купли-продажи или предоставления услуг не заключен) будет причинен вред его здоровью или имуществу, согласно статьям 14 закона «О защите прав потребителей и № 1095 Гражданского кодекса РФ, он имеет право требовать от продавца (исполнителя услуг) возмещения всех причиненных ему убытков. Это может быть оплата лечения, возмещение стоимости испорченной вещи или ее ремонт.

Вот эта улица, вот этот дом?

«Как подать в суд на индивидуального предпринимателя, если я не знаю, где он живет? Есть только адрес офиса, в котором он ведет свою деятельность». 

Как выяснилось, горожанин обратился к предпринимателю, занимающемуся изготовлением встроенной техники, внес предоплату, но в назначенный срок ему ничего не сделали.  Мужчина решил расторгнуть договор и забрать аванс, но исполнитель отказался вернуть деньги. Следующая инстанция — суд.

По словам Алексея Кондратьева, подать иск в суд потребитель вправе по месту нахождения организации, жительства индивидуального предпринимателя, жительства или пребывания истца, а также по месту заключения или исполнения договора. В данном случае горожанин может воспользоваться нормой закона и предъявить иск по месту заключения договора, а именно по адресу нахождения офиса.    

С подарком не угадала

она.jpeg

Решив порадовать супруга, Тамара М. подарила ему на 23 февраля автомобильный аккумулятор, но при этом даже не уточнила, какой нужен для их машины.

Женщина объяснила свой выбор тем, что муж не раз сетовал на неисправный аккумулятор, из-за которого машина не заводилась. Но мужа, вопреки ожиданиям супруги, подарок очень расстроил, потому что по размеру он для автомобиля не подходил. С аккумулятором мужчина отправился в магазин, где тот был куплен, чтобы обменять на подходящий или вернуть. Но ему отказали.

— По закону вернуть аккумулятор можно только в случае обнаружения дефекта, — отметила Светлана Ткаченко. — Если же данный товар качественный, то ни вернуть, ни обменять его нельзя. Аккумулятор включен в перечень технически сложных товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат.    

Знать права как дважды два

Пять школьных команд вышли в финал городского конкурса по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.

А всего на первом этапе в борьбу за победу включились 15 команд. В составе каждой семь человек, которым за 60 минут надо было ответить на 100 вопросов.

— Без ошибок на этот раз никто не обошелся, — объяснила заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко. — Возможно, это связано с тем, что законодательство с этого года изменилось, да и команды-участницы обновились на 100 процентов.

По результатам тестирования в финале, который запланирован на 2 апреля, встретятся знатоки законов из экономической гимназии, лицеев РИТМ и математического, школ № 47 и 80. Там их ждут три испытания: визитка, горячая линия и домашнее задание. Тема последнего в этом году звучит так: «Продавец и потребитель, вы друг другу помогите, вы должны как дважды два четко знать свои права».    

Даже чуть-чуть считается

Экспертиза поставила точку в споре продавца и покупателя, причиной которого стали сапоги, не подошедшие потребителю по размеру.

В обувном салоне женщина приобрела демисезонные сапоги. В магазине она их примерила и осталась довольна.  И только дома, походив в обновке по квартире, поняла, что сапоги ей маловаты в голенище. Через неделю женщина вновь пришла в магазин с просьбой вернуть ей деньги за покупку, так как обувь не подошла по размеру. Но продавец осмотрела товар и отказалась выполнить просьбу покупателя, объяснив это тем, что на носках сапог появились заломы, то есть обувь носили. Покупатель пыталась доказать, что она лишь походила в них по дому, но ей не поверили. В итоге сошлись на том, чтобы обратиться с Дальневосточную торгово-промышленную палату с просьбой провести экспертизу.

Заключение эксперта подтвердило предположение продавца о том, что обувь носили.

— В этом случае товар надлежащего качества, бывший в эксплуатации, обмену и возврату не подлежит, и продавец действовал по закону, — резюмировала Светлана Ткаченко.      

Заплатил — береги

В супермаркете рассчитывался за товар и складывал его в пакет, но вдруг меня ударило током, рука дернулась, бутылка с элитным алкоголем выскользнула из рук и разбилась. Должен ли продавец заменить мне товар, ведь все произошло в магазине?

Михаил А.

Как объяснила Светлана Ткаченко, согласно статье 459 Гражданского кодекса РФ продавец свои обязательства по передаче товара исполнил, и за сохранность товара теперь отвечает покупатель.

— Но в данном случае мужчина ссылается на удар током по причине неисправности оборудования магазина, и в силу ст. 17 закона «О защите прав потребителей» он вправе отстаивать свои интересы в суде, — прокомментировала ситуацию Светлана Станиславовна. — Однако бремя доказывания причины произошедшего лежит на покупателе, и он вправе заявить ходатайство суду на проведение экспертизы оборудования супермаркета. И если недостатки будут доказаны, то продавец должен компенсировать все понесенные расходы.

Написанному верить

Доверившись консультанту магазина, хабаровчанка не изучила характеристики товара и купила не то, что ей было нужно.

Установив новую кухню, женщина поняла, что для подключения плиты ей потребуется удлинитель, и отправилась в магазин. Чтобы не ошибиться с выбором, она даже прихватила вилку, но ничего подходящего в торговом зале найти не смогла. Тогда она обратилась к консультанту, который посоветовал купить подходящий по характеристикам удлинитель и использовать переходник. Горожанка так и сделала. Но приехав домой и распаковав товар, она решила внимательно изучить инструкцию и очень расстроилась, прочитав, что использовать переходник с данным удлинителем нельзя.

Женщина вновь поехала в магазин, чтобы вернуть товар, который ей, как выяснилось, не подходит, но получила отказ. Продавец объяснил, что нарушена целостность упаковки, и такой товар вернуть или обменять на другой уже нельзя.

В секторе по защите прав потребителей, куда женщина пришла за помощью, объяснили, что отказ продавца правомерен.

— Вся необходимая информация была на упаковке удлинителя, и у покупателя имелась возможность с ней ознакомиться, — подчеркнул Алексей Кондратьев. — А по закону в двухнедельный срок можно обменять или вернуть товар, который не подошел по цвету, фасону, размерам, габаритам или комплектации, только при условии, что он не был в эксплуатации, сохранены его упаковка, ярлыки и этикетки. Поэтому напоминаем потребителям, что изучать информацию о товаре необходимо до покупки, а не после.       

Гарантия неизвестна

Мастер дал гарантию на батарейку для часов два года, а они остановились, не проработав и года. Могу ли я требовать бесплатной замены элемента питания или возврата денег за некачественную батарейку? 

Павел В.

— Горожанин, который обратился к нам, предоставил небольшой бланк, на котором указаны данные мастера, от руки написано, что произведена замена батарейки, а ниже также от руки — «гарантия два года», — разъяснил Алексей Кондратьев. — Но информации о том, на что устанавливает гарантию часовщик, нет. Может, на элемент питания, а может, на свою работу. Поэтому, когда вам выдают квитанцию на выполненную работу или услугу, требуйте, чтобы в ней четко было прописано, что сделано. А если есть гарантия, то должно быть указано, на что.    

 



 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)