Специальные выпуски
Налепили на все
Забрать аванс пельменями предложили хабаровчанину в кафе.
Праздничный ужин в заведении общепита, приуроченный к годовщине свадьбы, они с супругой начали планировать заранее. Поэтому и в кафе заказ сделали почти за месяц, внеся в качестве предоплаты 10 тыс. руб., но за несколько дней до торжества жена оказалась в больнице, и мероприятие решили перенести. Мужчина обратился в заведение, объяснил причину и попросил вернуть предоплату. Ему ответили, что деньги уже потратили на покупку продуктов, а потому готовы их вернуть, но, к примеру, пельменями.
— Но зачем мне пельмени на 10 тыс. руб.? — посетовал он в разговоре со специалистами сектора. — Да и не очень-то в нашей семье их любят.
— Услуги ресторанов и кафе предоставляются в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг общественного питания, — объяснил Алексей Кондратьев. — Требование внести предоплату вполне объяснимо и законно. При этом, согласно статье 32 закона «О защите прав потребителей», гражданин вправе на любой стадии расторгнуть договор на оказание услуг и потребовать возврата уплаченной суммы, оплатив лишь уже фактически понесенные рестораном расходы. Причем последние исполнитель должен обосновать и подтвердить. Аргумент, что продукты уже куплены, не убедителен, так как эти же продукты кафе может использовать для приготовления блюд другим посетителям, а значит, в убытке не останется. А заставляя заказчика забрать аванс пельменями, кафе нарушает закон.
Проверь и объясни
Заменив неисправную запчасть купленной в автомобильном магазине, завести машину автолюбитель так и не смог.
Он поставил аналогичную с авто приятеля, двигатель заработал, и тогда мужчина обратился к продавцу с просьбой вернуть ему деньги за бракованный товар, но получил отказ. В магазине ему объяснили, что он должен был устанавливать запчасть в сервисе, и если представит документ, подтверждающий это, то деньги вернут. Продавец подчеркнул, что такие условия ставит завод-изготовитель.
— Я водитель со стажем и всегда ремонтирую машины сам, — рассказал автолюбитель. — Почему должен платить деньги работникам сервиса, в профессионализме которых не уверен? А вот в том, что делаю сам, не сомневаюсь.
По словам Светланы Ткаченко, продавец не вправе навязывать покупателю дополнительные условия. По закону, который распространяется не только на продавца, но и на изготовителя, в период действия гарантийного срока магазин должен принять товар, провести проверку качества, и если выяснится, что дефект имеет механический характер, то довести эту информацию до покупателя. Если же будет подтвержден производственный брак — вернуть деньги.
Повезло так повезло
Обещание сделать все бесплатно подкупило пожилую хабаровчанку, она пустила в дом мастеров, а потом и деньги им заплатила.
Позвонившая Светлане Петровне дама сообщила, что она представляет известную фирму по производству пластиковых окон, и все, кто их устанавливает, оплачивают в том числе и гарантийный ремонт. Поэтому мастер готов к ней приехать, осмотреть окна и заменить износившиеся механизмы и резинки. Причем совершенно бесплатно.
В назначенный день молодой человек в спецодежде и с инструментом перешагнул порог квартиры. Он внимательно осмотрел окна, старательно подвигал ручками, поводил по резинкам и сказал, что требуется ремонт, но под гарантию он не попадает. «Если не хотите, чтобы зимой дуло из окон, надо ремонтировать. Стоимость 15 тыс. руб.», — объяснил мастер, предложив подписать договор и оплатить его.
Мерзнуть зимой Светлане Петровне не хотелось, поэтому она поставила подпись и отдала 5 тыс. руб. — все, что на тот момент было в доме.
Вечером к бабушке забежал внук, с которым она поделилась радостью, что ей отремонтируют окна. Тот удивился и объяснил, что окна в отличном состоянии, никакой ремонт им не требуется, а самое главное — они не той марки, которую представлял мастер.
Расстроившись, пожилая женщина обратилась к специалистам сектора с вопросом: как вернуть деньги?
— Никаких документов у горожанки не осталось, и неизвестно, появится ли этот мастер еще на пороге ее квартиры, — резюмировал Алексей Кондратьев. — Поэтому мы всегда рекомендуем не торопиться что-то подписывать, а тем более вносить предоплату. Если предложение вас заинтересовало, возьмите визитку, контактные данные, а вечером посоветуйтесь с близкими, подумайте и только потом принимайте решение. К тому же фирм, оказывающих услуги по ремонту окон, в нашем городе достаточно, так что выбор есть.
Страховка или сертификат?
При покупке смарт-телевизора мне предложили заключить договор страхования или оформить сертификат на дополнительное сервисное обслуживание. Хотелось бы понимать, в чем суть этих предложений.
Станислав Б.
— В случае оформления страховки страховая компания обязуется отремонтировать товар, который был поврежден по вине покупателя, то есть случай не является гарантийным. Но прежде чем подписать и оплатить договор, надо его внимательно изучить и решить, подходят ли вам его условия. Также необходимо понимать, что в случае возникновения проблем все вопросы необходимо будет решать со страховой компанией, — пояснил Алексей Кондратьев. — Приобретая сертификат дополнительного сервисного обслуживания, потребитель продляет гарантийный срок. То есть по закону в течение двух лет покупатель может предъявить претензии по качеству товара, и если дефект окажется производственным, то продавец должен устранить его за свой счет. Так вот сертификат начинает действовать по истечении этих двух лет, но распространяется только на гарантийные случаи.
А праздник сдулся
Фольгированные шары, купленные в подарок любимому племяннику, потеряли вид, не успев порадовать именинника.
Надувные шары из фольги и латекса Михаил В. купил по дороге в детский клуб, куда его пригласил на празднование дня рождения сын сестры. В клубе собралась вся семья, друзья, и молодой человек решил, что ребенок обрадуется большой связке шаров с ярким фольгированным в виде мотоцикла в центре. Приобрел он их в одном из магазинов, выбрав из уже готовых, но еще не дойдя до клуба обратил внимание, что шары стали сдуваться, особенно поник самый большой и дорогой — мотоцикл. Покупатель вернулся обратно и отказался от покупки, потребовав назад уплаченные деньги. Но продавец отказал, объяснив, что он сам виноват: шары надо было нести по улице, упаковав. Мужчина с обвинением не согласился и обратился к специалистам.
— В данном случае продавец неправ, — прокомментировала ситуацию Марина Гатина. — Если товар качественный, но потерял товарный вид из-за неправильной эксплуатации, то это вина продавца. Статья 10 закона «О защите прав потребителей» обязывает его предоставить покупателю полную и достоверную информацию, причем обязательно на русском языке. Если о правилах эксплуатации ему не сообщили, и в результате товар оказался испорчен, ответственность несет продавец. Он должен возместить покупателю все понесенные убытки. Претензию надо оформлять в письменном виде, в двух экземплярах.
График работы свободный
Чек на покупку шкафа-купе у горожанки на руках с июня, а самого изделия до сих пор нет.
В начале лета Дарья А. оплатила изготовление и частично установку шкафа-купе. Выполнить работу мастера обещали к началу августа. Но на дворе уже октябрь, а вместо шкафа чек и обещания. Устав ждать, горожанка пришла в сектор по защите прав потребителей.
— Когда мы попросили показать документы, выяснилось, что кроме чека, в котором указано, что она якобы приобрела шкаф-купе, ничего нет, — поделилась Светлана Ткаченко. — Женщина уже несколько раз общалась с исполнителем, он от взятых на себя обязательств не отказывается, но и делать ничего не делает, предоставляя лишь гарантийные письма. К сожалению, Дарья А. легкомысленно отнеслась к вопросу и не заключила договор, в котором должны быть оговорены сроки исполнения заказа, доставки, установки, стоимость каждой услуги, а приложением — утвержденный заказчиком проект шкафа-купе. Когда мы попытались встретиться с предпринимателем, данные которого указаны в чеке, то оказались у закрытой двери с любопытным объявлением «Выходные дни: суббота и воскресенье. В остальные дни график работы свободный». Решать вопрос горожанке придется в суде.
Задокументируй покупку
На выставке-ярмарке верхней одежды присмотрела себе шубу, но вот покупать опасаюсь: вдруг зимой выявится дефект, где мне тогда искать этого продавца, ведь через пару недель торговцы уедут в другой город или даже регион. Как застраховать себя от неприятностей в этой ситуации?
Альбина П.
— Прежде чем купить товар на ярмарке (временная торговля), надо получить как можно больше информации о продавце. Стоит выяснить, кто он: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, где находится, кто в случае выявления брака будет принимать претензии, — разъяснила Светлана Ткаченко. — А при покупке обязательно требуйте документ, свидетельствующий о том, что куплено, по какой цене и у кого. Как правило, это товарный чек с полным наименованием продавца, его индентификационным кодом, который позволит при необходимости отыскать его по линии налоговых органов.
Колбаса с секретом
Внимательнее изучать тексты на упаковке товара теперь станет Геннадий К.
Уделять больше внимания информации о товаре мужчина решил после очередного похода в супермаркет, где он приобрел колбасу рубленую.
— Я всегда покупаю такую от разных производителей, поэтому вчитываться в текст на упаковке в магазине не стал, — объяснил он. — А дома в спокойной обстановке решил посмотреть и выяснил, что она приготовлена из мяса птицы. И все бы ничего, но на него у меня аллергия. Я обратился к продавцу с претензией, что на ценнике не указано, из чего изготовлен продукт, из-за чего я не смог сделать правильный выбор, и попросил вернуть деньги.
По закону продукты питания надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. А согласно правилам продажи продовольственных товаров продавец должен указать на ценнике наименование товара и цену за единицу. Поэтому магазин в данном случае ничего не нарушал.
Р.S. Благодаря тому, что товарный вид был сохранен (покупатель ее не вскрывал и не резал), продавец пошел навстречу и заменил колбасу на другую, из мяса.