Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.
Акция не для всех
Новый смартфон радовал хозяйку всего один день, а причиной смены настроения стал просмотр информации о платежах по банковской карте.
Только на следующий день после похода в магазин Евгения С. решила просмотреть свои расходы и выяснила, что в магазине, где она приобрела смартфон, с нее сняли сумму на тысячу больше той, что указана на ценнике. Она сразу направилась в магазин, чтоб разобраться в ситуации.
— Демонстрируя телефон, продавец сказал, что его цена 10 990 руб., — объяснила Евгения. — Смартфон такой модификации я уже смотрела в другом салоне, но там он был на тысячу дороже. На решение совершить покупку именно в этом магазине повлияла цена. Я оплатила товар картой, забрала его и довольная вернулась домой. А на следующий день увидела, что с меня сняли 11 890 руб. Когда решила разобраться, продавец разъяснил, что на витрине указана цена по акции, а я участником этой акции не являюсь. Но когда мне показывали телефон и называли стоимость, об этом речи не было. Я написала заявление и потребовала вернуть деньги, так как при продаже мне не предоставили полную и достоверную информацию о товаре. Я отдала товар, а мне вручили квитанцию, в которой указали, что он принят для проверки качества. А неделю спустя из магазина позвонили и сказали приходить за телефоном, так как никаких недостатков в нем не обнаружено. А качественный технически сложный товар обмену и возврату не подлежит.
Специалисты сектора по защите прав потребителей, выслушав эту историю, посоветовали Евгении настаивать на своем. По закону, если покупателю не предоставлена полная и достоверная информация о товаре, он вправе требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы независимо от качества изделия.
Знания плюс творчество
Пять школьных команд стали финалистами XXIII городского конкурса по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.
Всего в традиционном состязании старшеклассников в этом году приняли участие 125 учащихся городских школ. Команды пяти учреждений вышли в финал.
Как рассказала председатель жюри конкурса Светлана Ткаченко, первый этап представляет сбой тестирование, в ходе которого ребятам надо ответить на 100 вопросов, касающихся законодательства.
— В этом году школьники нас порадовали знанием теории, — добавила она. — Трое ребят смогли безошибочно ответить на все вопросы, еще четверо не справились лишь с одним. Самые высокие показатели у команды Экономической гимназии, в которой один стобалльный результат и три на 99 баллов. На втором месте ребята из лицея «РИТМ» — у них два стобалльных результата. Также в пятерке финалистов ученики гимназии № 1, школ № 80 и 40.
Финальный этап конкурс запланирован на 25 февраля. Там учащихся ждут несколько испытаний, требующих не только теоретических знаний, но и творчества.
Бесконечная стирка
Купив стиральную машинку перед Новым годом, супруги Тимохины до сих пор стирают руками и не знают, когда смогут автоматизировать процесс.
Молодая семья решила сделать себе подарок, и 26 декабря в магазине бытовой техники супруги выбрали стиральную машину-автомат, которая должна была существенно облегчить жизнь, так как у них маленький ребенок. Дома сами установили ее на заранее подготовленное место, но уже 29 декабря вынуждены были привезти обратно в магазин, так как машинка протекала. Там покупатели написали заявление с требованием вернуть деньги за некачественный товар и отдали продавцу. Тот объяснил, что на проверку качества у магазина есть 21 день, как только мастер посмотрит, им дадут ответ. После чего выдал квитанцию, в которой указано, что товар принят для проверки качества.
Супруги прождали до 31 января, но с ними никто не связался. Они сами позвонили в магазин и выяснили, что мастер еще не приходил. «Что нам делать и как быть?» — поинтересовались Тимохины, обратившись в сектор по защите прав потребителей.
— Плохо, что заявление на возврат денег написано только в одном экземпляре, и сегодня у покупателей на руках нет документа, подтверждающего их требование, а есть лишь квитанция о том, что товар принят для проверки качества, — подчеркнула Марина Гатина. — Поэтому в очередной раз напоминаем, что претензию необходимо оформлять в двух экземплярах, один из которых остается на руках у покупателя.
А супругам посоветовали получить в магазине копию своего заявления. По закону на выполнение требования о возврате денег продавцу отводится 10 календарных дней. В случае нарушения срока выплачивается неустойка, которая составляет 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки.
Написанному верить
«Любая стрижка за 200 рублей».
Такое объявление на двери парикмахерской привлекло внимание Степана К., и он решил подстричься. Каково же было его удивление, когда мастер, завершив работу, сказал, что стоимость услуги 350 руб.
— Но ведь я рассчитывал на одну сумму, которая как раз и была при себе, а должен оказался почти в два раза больше, — посетовал Степан, делясь со специалистами сектора. — Я решил выяснить почему. Оказалось, что объявление относится только к гражданам пожилого возраста, которые могут воспользоваться льготной ценой при предъявлении пенсионного удостоверения, но это нигде не указано. Права ли парикмахерская.
— Здесь налицо нарушение законодательства, статья 10 которого предписывает исполнителю предоставить полную и достоверную информацию об услуге до того, как клиент примет решение, — разъяснила Марина Гатина. — То есть прейскурант, заверенный печатью, а также информация об акциях должны находиться на видном, доступном для потребителя месте. В данном заведении это требование не выполнено, а значит, потребитель вправе заплатить ту сумму, которая указана в объявлении на двери.
Перестарался? Отвечай!
Трижды отдавал хабаровчанин в ремонт свой планшет, который не держал заряд, в итоге тот вообще перестал работать.
В сервисный центр Анатолий П. обратился с просьбой заменить на планшете треснувший экран и аккумулятор, который не держит заряд. Через три дня забрал свой гаджет, заплатив за каждый вид работ по полторы тысячи рублей. Но через день понял, что тот как не держал заряд, так и не держит. Он вновь отнес планшет в мастерскую. Специалист сказал, что попробует заменить еще одну деталь, которая может играть роль. Но и после повторного ремонта ситуация не изменилась. Тогда мастер предложил еще один вариант ремонта. И когда Анатолий в третий раз пришел за планшетом, тот вообще не включился. Мастер сказал, что сделал все, что мог, просто поломка была «неремонтопригодная».
— В такой ситуации потребитель вправе потребовать возврата денег за некачественную услугу, — уверен Алексей Кондратьев. — А вот на компенсацию стоимости испорченной вещи он сможет претендовать, если докажет, что неисправность возникла из-за неверных действий мастера. В случае получения такого экспертного заключения сервис должен будет за свой счет устранить недостатки либо вернуть двукратную стоимость планшета.
Плата виртуальная, чек реальный
Покупательница решила вернуть товар, который не подошел по размеру, но не смогла доказать продавцу, что покупку совершила именно у него.
Специалистам сектора хабаровчанка объяснила, что в магазине померила спортивный костюм и решила купить. Но выяснилось, что терминал не работает, наличных денег у нее не было, и продавец предложила перевести деньги на свою карту. Горожанка так и сделала. Еще раз примерив дома обновку, поняла, что костюм маловат, а большего размера в магазине не было. Через день она пришла туда с покупкой и попросила вернуть деньги. Но продавец заявила, что данный товар приобретен не у нее.
— Статья 25 закона «О защите прав потребителей» дает право в течении двух недель обменять, а в случае отсутствия вещи для обмена вернуть товар, который не подошел по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, при условии, что он не был в употреблении, сохранен его товарный вид и есть документ, подтверждающий факт покупки, — уточнила Светлана Ткаченко. — В нашем же случае такой документ отсутствует, поэтому покупатель может рассчитывать только на порядочность продавца или показания свидетелей. А всем потребителям мы напоминаем, что обязательно требуйте чек или его копию, даже если переводите плату за товар на банковскую карту или телефон продавца.
Гарантийная настойчивость
Клиент требует предоставить информацию о том, какие детали были отремонтированы или заменены, а сотрудник сервисного центра отказывается это сделать. Кто прав?
— По закону «О защите прав потребителей» после завершения ремонта исполнитель обязан предоставить заказчику полную информацию о том, какие работы были выполнены, детали или механизмы заменены, — ответил Алексей Кондратеьв. — В случае, когда в сервисе не желают это делать, потребитель вправе подать письменную претензию с требованием выдать всю информацию. Если снова получит отказ, может обращаться в надзорные органы для решения вопроса. Данные о проведенном ремонте и замененных деталях необходимы на случай появления в товаре тех же неисправностей. Если причина будет в тех же механизмах, потребитель сможет потребовать выполнения ремонта в рамках гарантии или возврата денег за некачественный ремонт.