Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

Поверил на слово

e6f321b8f2bbf558.jpeg

Заплатив почти 10 тыс. руб., хабаровчанин получил посылку, в которой находился предмет, мало похожий на заказанный, обложенный резаной бумагой.        

В одной из социальных сетей горожанин увидел объявление о продаже «очень удобных и недорогих» зубных протезов. Мужчина решил сделать подарок маме и заказать их для нее. Он списался с рекламодателем, который его убедил, что если покупать протезы, то лучше остановить выбор на более качественных и удобных. Тот согласился и перевел продавцу почти 10 тыс. руб.

Посылку заказчик решил открыть сразу на почте. Там он обнаружил что-то пластмассовое, отдаленно похожее на прорекламированный протез, плотно обложенное бумагой.

В секторе по защите прав потребителей, куда обратился горожанин, выяснилось, что никакой информации о продавце у него нет. Деньги он переводил на счет физического лица, в адресе указан город, название улицы и номер дома.

— В такой ситуации поможет только полиция, именно туда надо обращаться с заявлением, — констатировала Светлана Ткаченко. — А потребителям мы рекомендуем внимательнее относиться к рекламе в социальных сетях и, прежде чем платить деньги, получить максимум информации о продавце.    

Ошибка = брак

Приняв заказ и оплату лодочного мотора одной марки, интернет-магазин доставил хабаровчанину другой, при этом продавец уверен, что права покупателя не нарушил.

На сайте магазинов в соседнем Владивостоке Александр Ж. выбрал двигатель для лодки. Он подбирал мотор определенного размера, формы и мощности. Внес оплату и стал ждать доставку. Приехала покупка довольно быстро, но на этом все приятные моменты закончились. Оказалось, привезли мотор другого размера, а главное лошадиных сил в нем меньше. Мужчина обратился к продавцу, но тот завил, что товар качественный, цена одинаковая, и по закону обменять его нельзя.

— Действительно, лодочные моторы включены в перечень товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат, но в этом случае речь идет не о товаре, а о нарушении условий договора, — уточнила Марина Гатина. — В преамбуле закона «О защите прав потребителей» четко сказано, что к недостаткам товара относится нарушение условий договора. А следовательно, в силу вступает статья 18, согласно которой гражданин вправе требовать обмена товара или возврата денег. 

Плата за переменчивость

124.jpg

В этом году сын заканчивает 9-й класс, и еще в октябре на родительском собрании мы решили, как организуем детям выпускной. В программу вошел вечер в кафе с диджеем и музыкой. Деньги начали собирать сразу, и я предварительно внесла 6 тыс. руб. Но планы изменились, на вечер мы не попадаем, так как раньше уезжаем в отпуск. За две недели до даты написала ответственным родителям и попросила вернуть деньги, но мне отказали. Объяснили тем, что везде сделаны заказы и внесена предоплата, и если мы заберем свой взнос, то другим родителям придется платить больше.

Евгения З.

— Согласно статье 32 Закона «О защите прав потребителей», гражданин вправе на любой стадии расторгнуть договор на оказание услуг и потребовать возврата авнса, оплатив уже понесенные исполнителем расходы, — подчеркнула Марина Гатина. — Но свои расходы заведение должно обосновать. Вряд ли за три недели до мероприятия там были какие-то траты. Просто уменьшилось бы количество посетителей вечера, а следовательно, и стоимость блюд. Что касается диджея, то цена на его услуги, как правило, зависит не от количества человек, а от продолжительности. И в этом случае, действительно, другим родителям придется платить больше.

Утром экспертиза, вечером деньги

На претензию покупательницы магазин дал юридически грамотный ответ, тем самым приятно порадовав специалистов сектора по защите прав потребителей.

— Мы систематически проводим работу с предпринимателями, разъясняя им законодательство в сфере защиты прав потребителей, — отметила Светлана Ткаченко. —  И нам приятно видеть, что это не проходит даром.

Женщина купила блузку, пару раз надела, постирала и обнаружила, что ткань под воротником вдоль шва расползлась. По причине носки или стирки такого произойти не могло, и, вероятнее всего, это случилось из-за некачественной ткани. Хабаровчанка обратилась в сектор по защите прав потребителей, где ей объяснили, как правильно составить заявление на имя продавца и какие выдвинуть требования. В установленные законом сроки магазин дал ответ, указав, что готов вернуть деньги при условии, что производственный брак будет доказан.

— Причем продавец даже указал, что покупателю надо обратиться в Дальневосточную торгово-промышленную палату для проведения проверки качества, а при необходимости и экспертизы. В случае подтверждения заводского дефекта он вернет расходы и на проведение этой процедуры, — добавила Светлана Станиславовна. — Все по закону, где указано, что если гарантийный срок не установлен, то обязанность по  доказыванию причин брака ложится на плечи покупателя.           

Внешний вид не имеет значения

«Если стулья грязные, то деньги мы вам не вернем».

Так заявили Алене И. в мебельном магазине, куда она обратилась, потому что два из шести купленных там месяц назад стульев практически развалились на составляющие.

По словам женщины, продавец ей объяснила, что надо принести товар, они посмотрят и, если фабрика сможет их отремонтировать, чтобы потом продать, то деньги ей вернут.  Но при условии, что тканевая поверхность стульев чистая, иначе рассчитывать не на что.

— Продавец неправ, — считает Алексей Кондратьев. — Если по результатам проверки качества или экспертизы будет установлено, что в товаре есть производственный дефект, то состояние обивки значения не имеет. Согласно статье 18 покупатель вправе требовать замены товара, снижения его цены, ремонта или возврата денег.    

Безопасный дефект?

1.jpg

Продавец объяснил, что проявившийся в шинах недостаток не влияет на безопасность пассажиров и водителя, а значит, обменять или вернуть товар нельзя

Специалисты сектора по защите прав потребителей уверены, что так трактовать ситуацию неправомерно. 

Мужчина, пришедший на консультацию, объяснил, что купил четыре новых колеса. Но в сервисе, когда стали устанавливать их на автомобиль, на двух увидели недостатки  (что-то похожее на грыжу). Горожанин  в этот же день обратился в магазин, предоставив дефектный товар, но продавец возвращать деньги или обменивать на качественный отказался. Свою позицию о обосновал тем, что производитель не считает данный дефект заводским, так как он не влияет на безопасность пассажиров и водителя. Тогда автолюбитель написал еще одно заявление, потребовав предоставить доказательства утверждения о безопасности.

— Второе обращение не имеет смысла, так как по закону неважно, влияет или нет, — заявила Светлана Ткаченко. — Если в товаре имеется недостаток, то согласно статье 18 покупатель может выдвинуть одно из четырех требований, в том числе о замене товара или возврате денег. А продавец обязан выполнить требование горожанина. Правда, тому прежде придется доказать, что причина дефекта — заводской брак, проведя проверку качества или экспертизу. Возможно, продавца устроит заключение специалистов сервисного центра. 

Раскачают по закону

Мой сын, младший школьник, очень любит всевозможные карусели, а я все время переживаю. К тому же периодически появляется информация о пострадавших на аттракционах в других городах. Защищены ли их посетители?

По закону, прежде чем оказать услугу, исполнитель обязан предоставить полную информацию о ней, в том числе с какого возраста допускаются посетители, и если речь идет о детях, то должен ли взрослый сопровождать ребенка.  

— Прежде чем приобрести ребенку билет на аттракцион, убедитесь, что он установлен и функционирует по правилам, а у собственника есть все разрешительные документы, — сообщил Алексей Кондратьев. — Если же при оказании услуги будет причинен вред здоровью потребителя, исполнитель несет гражданско-правовую ответственность на основании статьи 14 закона «О защите прав потребителей». Согласно ей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Исключение составляют те случаи, в отношении которых исполнитель сможет доказать, что все произошло вследствие непреодолимой силы или из-за нарушения потребителем установленных правил. 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)