Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

Начинай с проверки качества

Himchistka.jpg

Почистить диван перед ремонтом потребовал продавец, даже не осмотрев неисправный товар.

Всего четыре недели радовался Сергей Сергеевич тому, какой у него красивый, а главное, удобный диван. Из строя вышел раскладной механизм, и покупатель обратился к продавцу с просьбой заменить неисправную тахту на новую, так как гарантийный срок еще не истек. Но ему сказали, что сначала он должен выполнить химическую чистку дивана, после чего мастер готов устранить дефект, правда, за плату.

— Магазин нарушает статью 18 закона «О защите прав потребителей», — уверена Марина Гатина. — Недостаток выявлен в период действия гарантийного срока, а значит, продавец должен принять неисправный товар, провести проверку качества и с ее результатами ознакомить покупателя. Если будет обнаружен брак, то обязан выполнить требование мужчины о замене. А потребителю мы напомнили о необходимости все заявления оформлять письменно, в двух экземплярах. Статья 18 дает ему право выдвинуть одно из четырех требований (замена, ремонт, уменьшение стоимости или расторжение договора-купли продажи и возврат денег), но в обращении к продавцу надо указать только одно.

Кстати, при появлении в период гарантийного срока недостатка в крупногабаритном товаре доставку до магазина оплачивает продавец.


Договор рассудит

Во время сборки мебели мастер поцарапал ламинат. Кто должен оплатить работу по его замене?

С таким вопросом к специалистам сектора обратился горожанин, которому в магазине сказали, что они продают мебель и за сборщиков не отвечают.

Горку для гостиной Константин М. купил в специализированном торговом центре и там сразу же оплатил доставку и сборку. Мастер, который в назначенный день и час прибыл, чтобы выполнить работу, поцарапал ламинат, а когда хозяин указал ему на это, попробовал сам устранить дефекты, но не смог. В магазине же потребителю помочь отказались.

— В этой ситуации ответственность лежит на продавце, так как покупатель именно с ним заключил договор на оказание дополнительных услуг и оплатил их, — прокомментировала Светлана Ткаченко. — Согласно статье 14 закона «О защите прав потребителей», если в процессе оказания услуги повреждено имущество заказчика, исполнитель должен компенсировать нанесенный ущерб. Потребителю же необходимо зафиксировать факт порчи имущества, сделав фотографии и заручившись распиской мастера. Это поможет защитить свои права и добиться исполнения закона.  


Бэушный — значит неисправный?

Горожанину продали неисправный товар, а теперь предлагают отремонтировать за плату.

Телевизор мужчина приобрел в комиссионном магазине. Прежде чем оплатить покупку, он убедился, что агрегат в рабочем состоянии, картинка и звук качественные, пульт работает. Но когда принес телевизор домой и включил в сеть, экран так и не засветился.

Покупатель обратился в комиссионку с претензией, где подтвердили неисправность и сказали, что готовы ее устранить за деньги. Объяснили это тем, что телек бэушный, поэтому их вины в поломке нет.   

— По закону, если в товаре, бывшем в употреблении, проявится недостаток, не оговоренный при продаже, покупатель вправе действовать согласно статье 18 и требовать его ремонта, замены, снижения стоимости или расторжения договора купли-продажи, — подчеркнула Марина Гатина. — Свое требование в письменном виде вместе с товаром покупатель должен передать продавцу.


Взял деньги — отвечай

Открыв посылку на почте, вместо витаминов в разноцветных стеклянных баночках Людмила Александровна обнаружила осколки стекла и рассыпавшиеся капсулы. 

— За товар и его доставку до Хабаровска заплатила продавцу интернет-магазина в Москве, но когда я к нему обратилась с претензией, то он сказал, что вопросы надо решать с транспортной компанией.  А где и как ее искать? — посетовала женщина. 

Специалисты сектора заверили ее, что искать никого не надо. Услугу по доставке товара покупательница оплатила продавцу, значит, и вся ответственность на нем. Женщине посоветовали составить письменную претензию и отправить ее на адрес интернет-магазина, который обязан возместить понесенные убытки, вернув деньги за товар и доставку, либо прислать другие витамины.  


За минусом расходов

В секторе по защите прав потребителей хабаровчане регулярно интересуются, как можно вернуть деньги за неиспользованный абонемент в фитнес или бассейн.  

— Ситуации бывают разные, кто-то не смог ходить  на занятия из-за травмы или болезни, кто-то приобрел абонемент на 30 посещений бассейна, а побывал там лишь пару раз из-за нехватки времени, — рассказал Алексей Кондратьев. — Во всех случаях действует статья 32 закона «О защите прав потребителей», согласно которой гражданин вправе расторгнуть договор на оказание услуг (в данном случае физкультурно-оздоровительных) на любой стадии. А исполнитель, в свою очередь, должен вернуть ему деньги за минусом суммы, пропорциональной понесенным расходам. Причем все свои траты он должен подтвердить документально, обосновав каждую копейку, которую оставит себе. Стоит помнить, что данный порядок работает даже в том случае, когда в договоре написано, что деньги за неиспользованные часы тренировок или занятий не возвращаются. По закону, условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, считаются недействительными. При этом старайтесь изучить условия до приобретения абонемента, чтобы выбрать самый подходящий вариант. 


Изучи, а потом соглашайся

Когда покупали хлебопечку, продавец убедила нас приобрести и сертификат на экспресс-сервис, объяснив, что в течение двух лет по нему можно бесплатно устранить любой недостаток. Дома мы внимательно изучили документы и выяснили, что производитель установил на товар 36-месячный гарантийный срок. Можно ли вернуть этот сертификат?

Ольга Анисина

— По закону потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуг на любой стадии, но исполнитель может удержать сумму соразмерно понесенным расходам, — разъяснил Алексей Кондратьев. — В данном случае никаких трат не было, поэтому сумму продавец должен вернуть в полном объеме. К сожалению, покупатели, приобретая технически сложные бытовые товары, нередко соглашаются на предложение оплатить дополнительное сервисное обслуживание, забывая, что в период действия гарантийного срока продавец и так обязан бесплатно устранять недостатки. И даже если гарантийный срок не установлен, претензию можно предъявить в течение двух лет. Поэтому, прежде чем оплатить такую услугу, рекомендуем внимательно изучить предложение: смысл принимать его есть лишь в том случае, если сервисное обслуживание будет производиться по истечении гарантийного срока.      


Платит продавец

Хоккейная клюшка стала для семилетнего Макара новогодним подарком, поэтому, когда через пару дней в хоккейной коробке она рассыпалась на кусочки, он не смог сдержать слез.      

— Сын интересуется хоккеем, готов дни напролет играть на дворовой площадке, так что просьба в письме Деду Морозу подарить клюшку нас не удивила, — рассказал папа мальчика.

Подарок родители выбирали тщательно, соответственно возрасту и росту ребенка, купив не самый дешевый товар с гарантийным сроком шесть месяцев. Когда мальчик пришел домой с обломками практически новой клюшки, папа сразу отправился в магазин. Там ему сказали, что  причина  в неправильной эксплуатации, и если он хочет доказать обратное, пусть за свой счет проводит экспертизу. 

— Продавец неправ, потому что по закону в период действия гарантийного срока устанавливать причины поломки должен именно он, — резюмировал Алексей Кондратьев. — Начать магазину необходимо с проверки качества, с результатами которой ознакомить покупателя. Если он с ними не согласится, продавец должен заказать независимую экспертизу за свой счет. 


Может, лучше без сюрпризов?

1.jpg

Решил в праздник порадовать супругу и дочь ювелирными изделиями, но хочу устроить настоящий сюрприз и заранее им ничего не говорить. Смогу ли я обменять подарки, если они окажутся, скажем, велики или не понравятся?

Олег В.

— Качественные ювелирные товары, не подошедшие по размеру или пришедшиеся не по вкусу, обмену и возврату не подлежат, — сообщила Светлана Ткаченко. — А вот если в ювелирном изделии обнаружится недостаток, то покупатель вправе выдвинуть одно из требований статьи 18 закона «О защите прав потребителей».

При этом Светлана Станиславовна заметила, что после праздника в сектор поступает много вопросов, касающихся подарков, которые не понравились. Поэтому, продумывая сюрприз, необходимо помнить, что есть утвержденный Постановлением правительства РФ перечень товаров надлежащего качества, которые нельзя обменять или вернуть. В числе самых популярных — нижнее белье, нательный трикотаж, медицинские приборы, книги, парфюмерия и косметика, сложно-бытовые товары и прочее. Возможно, лучше обойтись без сюрпризов.  

      

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)