Специальные выпуски
Звук есть, результата отсутствует — так объяснила горожанка претензии к недавно купленному триммеру.
Его она купила, чтобы поддерживать стрижки сыновей и реже водить их в парикмахерскую. Но первая же попытка использовать инструмент по назначению закончилась провалом.
— Он включается, жужжит, но волосы не состригает, — сообщила она специалистам сектора по защите прав потребителей. — Я обратилась в магазин с просьбой заменить товар, но мне сказали, что он работает.
Как разъяснила Марина Гатина, покупателю надо обратиться в магазин с заявлением о недостатках в товаре и выдвинуть одно из требований, предусмотренных статьей 18 закона «О защите прав потребителей». Продавец, в свою очередь, должен провести проверку качества товара, установить причину неисправности и сообщить покупателю. Если результаты горожанку не устроят, то она вправе настоять на проведении экспертизы. В случае, когда на товар установлен гарантийный срок, и он еще не истек, оплачивает ее продавец. Иначе все расходы ложатся на потребителя. Если эксперт установит производственный брак, то магазин должен компенсировать все расходы, в том числе и на экспертизу.
Действовать по такой же схеме посоветовали специалисты и другой хабаровчанке, которая обратилась, потому что через полтора года эксплуатации экран ее недешевого смартфона выгорел. В магазине сказали, что готовы отремонтировать, но заплатить придется примерно половину стоимости нового гаджета. Женщина уверена, что причина в ненадлежащем качестве самого смартфона, и хочет, чтобы ей заменили товар на исправный.
— Такой шанс у хабаровчанки есть. Правда, экспертизу ей придется оплатить из своего кармана, и только если наличие производственного брака подтвердится, она может претендовать на новый гаджет, — уточнила Марина Гатина.
Празднование юбилея для Федора Г. закончилось в травмпункте.
И причина не в том, что именинник перебрал, а в том, что на лестнице в кафе не было перил.
— Я спускался по лестнице, поскользнулся и упал, потому что перила там отсутствуют (там идет их замена), и держаться было не за что, — поделился пострадавший. — Могу ли я потребовать от заведения компенсации вреда, причиненного здоровью и морального? И кто должен нести ответственность — собственники здания или представитель общепита?
Федор объяснил, что хозяин кафе недавно взял помещение в аренду, поэтому сказал, что претензии посетитель должен предъявлять собственнику, а тот вообще отказался разговаривать, сообщив, что не имеет к этой истории никакого отношения.
— Ответственность в данном случае несет исполнитель, который предоставляет услуги общественного питания, и именно он должен в полном объеме возместить вред, который причинен здоровью посетителя, — уверена Светлана Ткаченко.
Продавец уверен, что насекомые за ночь могут испортить видеокарту, покупатель с ним не согласен.
Новый компьютер Алексей решил собрать сам, и все детали для него покупал отдельно в разные дни. Когда же наконец все было приобретено, он собрал блок, включил и понял, что видеокарта неисправна.
— Ее я приобрел за три дня до того, как проверить, и все это время она лежала в магазинной упаковке, — рассказал Алексей. — На следующий день я отнес ее продавцу и попросил обменять на рабочую, но тот сказал, что сначала надо провести проверку качества. Когда я пришел в следующий раз, мне выдали письменное заключение, в котором сказано, что на видеокарте обнаружены следы жизнедеятельности насекомых, и именно это стало причиной ее поломки. Но, во-первых, у меня в квартире нет тараканов, а во-вторых, неужели они способны за одну ночь вывести ее из строя?
— Мы посоветовали мужчине настоять на проведении независимой экспертизы, — отметил Алексей Кондратьев. — На данный товар установлен гарантийный срок, он еще не истек, поэтому услуги эксперта должен оплатить магазин.
Гарантийный срок на товар истек, но в магазине от покупателя не отмахнулись.
Газовый счетчик, установленный четыре года назад начал выдавать какие-то нереальные цифры потребления, и приглашенный мастер подтвердил, что прибор неисправен.
Внимательно изучив документы, Валентин Михайлович выяснил, что продавец давал гарантию на два года, а вот изготовитель установил срок эксплуатации 12 лет.
— Выходит, производитель обещал, что прибор будет работать 12 лет, а он выдержал всего треть, — отметил мужчина и отправился с неисправным счетчиком в магазин.
Там его внимательно выслушали и объяснили, что в данной ситуации предъявить претензию он может только изготовителю, и они готовы ему помочь составить заявление.
— Очень приятно, когда в торговле работают грамотные и ответственные люди, — отметила Светлана Ткаченко. — Потребителю все правильно объяснили, претензию надо направлять на завод.
Цветы от возлюбленного с другого континента 8 Марта ждала Ирина А., но безрезультатно.
Мужчина не смог поздравить любимую девушку с Международным женским днем лично, так как проживает в Австралии. Но он заранее озаботился приятным сюрпризом и в одном из цветочных салонов заказал доставку букета. А оплатить услугу попросил приятеля из Подмосковья.
— Он предупредил меня, что в праздник с 10.00 до 14.00 мне доставят от него букет, и я честно прождала до 16.00, — рассказала Ирина. — Больше ждать не могла, потому что у меня был билет на вечерний поезд во Владивосток. А когда через четыре дня вернулась, то сразу обратилась в салон и попросила вернуть деньги. Мне объяснили, что курьер приходил в 20.00, никого не застал, и они готовы передать букет с опозданием, но я отказалась. И тогда объяснили, что ничего не вернут, так как выдвигать требования может только заказчик, добавив: «Пусть ваш кавалер из Австралии и пишет претензии».
— В преамбуле к закону сказано, что «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд», — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Цветы предназначались девушке, то есть она должна была их использовать, следовательно, также является потребителем услуги и вправе выдвигать требования исполнителю услуги. Поэтому мы посоветовали Ирине написать претензию в двух экземплярах и потребовать возврата денег, так как услуга по доставке цветов не была оказана вовремя.
Женщина не знала, что поврежденная упаковка продуктов является поводом для их возврата, а потому не стала спорить с продавцом.
Только расплатившись за продукты, Галина Львовна увидела, что упаковка с охлажденной куриной грудкой порвана. Она сразу обратилась к кассиру с просьбой заменить ей товар, но тот объяснил, что раз она все оплатила, менять ничего не станут.
Горожанка решила проконсультироваться в секторе по защите прав потребителей, где ей объяснили, что она напрасно сдалась.
— Порванная упаковка в данном случае является недостатком товара, а по закону «О защите прав потребителей», если этот дефект покупатель обнаружил, как говорится, «не отходя от кассы», то он вправе требовать замены на качественный либо возврата денег, — уточнила Марина Гатина. — Многие граждане считают, что все эти правила относятся к непродовольственным товарам, но это не так. Продукты — это то же товар, и статьи закона на них распространяются.
«Неужели из-за политики магазина я должен ходить в костюме, который мне мал?»
С таким вопросом в сектор по защите прав потребителей обратился Павел А., объяснив, что неделю назад купил деловой костюм, который нужен ему для работы. Дома уже в присутствии жены еще раз померил, и вместе они решили, что пиджак маловат в плечах, и такой же, но на размер больше, будет смотреться лучше.
На другой день Павел обратился к продавцу с просьбой обменять товар, но в ответ ему сообщили, что костюмы они не обменивают, такова политика магазина.
— Закон в этой ситуации на стороне покупателя, — заверила Светлана Ткаченко. — Статья 25 дает право в течение двух недель обменять товар надлежащего качества, который не подошел покупателю по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, при условии, что он не был в употреблении, сохранен его товарный вид и есть документ, подтверждающий факт покупки. Поэтому мы посоветовали обратиться в магазин с письменным заявлением, и если ему дадут официальный письменный ответ, аналогичный устному, то можно обращаться в суд.
Роман М. очень удивился, когда, включив новый телефон, обнаружил там несколько папок с фотографиями и заполненную книжку с контактами.
Мобильник мужчина приобрел в сетевом магазине крупного оператора. Модель он выбрал заранее, поэтому в торговом зале ничего не рассматривал и не проверял. А дома вставил в него сим-карту, включил и понял, что он не первый хозяин.
Роман обратился к продавцу, написал претензию, подчеркнув, что ему продали смартфон, бывший в употреблении, и попросил заменить на новый. Магазин принял заявление и товар, а через неделю покупателю пришел ответ, что фотографии и телефонная книжка — это результат демонстрации гаджета покупателям.
— Хоть магазин и дал развернутый ответ, отказал он незаконно, — разъяснил Алексей Кондратьев. — Мы посоветовали мужчине обратиться в суд, подкрепив свои претензии фотографиями, на которых далеко не магазинные пейзажи в разное время года. То есть ему продали товар, бывший в употреблении, но не предоставили об этом информации, следовательно, Роман вправе требовать снижения цены, возврата денег или замены на новый. Если ответчик откажется решить вопрос в досудебном порядке, то ему придется также заплатить штраф, который составит 50 процентов от суммы, присужденной в пользу заявителя.