Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя


Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

После этой чудной стрижки

barbershop12.jpg
Предпочитаю короткие стрижки, поэтому решила сделать прическу в барбершопе, но мне отказали, сказав, что девушек не стригут. Законно ли это?

Наталья  Ж.

— Перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются исполнителем самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Парикмахерская или салон имеют право специализироваться на обслуживании определенной категории людей. Единственное условие — информация об этом должна быть предоставлена потребителю, то есть может быть размещена в уголке потребителя. 

Онлайн-банк подскажет дату

Отсутствие чека — не повод отказывать в гарантийном ремонте.

 Бензиновый триммер хабаровчанин приобрел для поддержания порядка на дачном участке. Но во время первого же покоса травы в агрегате проявился недостаток. Мужчина обратился в магазин с требованием отремонтировать товар по гарантии, которая составляет 12 месяцев, но ему отказали. Устранить проявившийся недостаток согласились только за деньги, потому что у покупателя не оказалось на руках товарного чека.

— Я могу назвать точные дату покупки, время, а также стоимость, потому что рассчитывался в безналичной форме, картой, — рассказал он, обратившись за помощью в сектор по защите прав потребителей.

Как разъяснила Светлана Ткаченко, требование непосредственно кассового чека незаконно. Достаточно любого документа, который свидетельствует о покупке в определенной  торговой организации и дату, с которой исчисляется гарантийный срок. 

— Мы посоветовали потребителю обратиться в магазин, написать заявление и выдвинуть свое требование согласно статье 18, в данном случае — устранение недостатка, — добавила она. — Продавец уже сам предаст товар в сервисный центр для проведения проверки качества и гарантийного ремонта в установленные законом сроки.  


Выбор есть

Демонтировать новенький кухонный гарнитур или несколько месяцев ждать, пока исполнитель его доделает. Перед таким выбором оказались супруги Соколовские.      

Мебель для кухни они заказали сразу после новогодних праздников. Определились с проектом, выбрали материалы, расцветку, подписали договор, внесли предоплату и стали ждать. В документе исполнитель указал, что на изготовление, доставку и сборку потребуется четыре месяца.

В конце мая из компании позвонили и сообщили, что мастера готовы приехать и смонтировать кухонный гарнитур. Увы, оценить красоту обновленной кухни хозяевам не удалось: во время монтажа выяснилось, что фасады изготовили не по размеру, и они не подходят. Все вроде красиво, а дверок нет.

Супруги обратились к исполнителю, где им сообщили, что сейчас таких материалов нет, их необходимо заказывать, поэтому придется подождать месяца четыре, может быть, в начале сентября сделают, но гарантии не дают.      

— Заказчики обратились к нам, и мы объяснили, что по закону они вправе установить новые сроки исполнения договора или расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной суммы, — сказала Светлана Ткаченко.    


Очень мягкая мебель

В магазине отказались обменять матрас, объявив его бельевым изделием.  

Покупатели объяснили, что матрас купили в подарок бабушке и немного ошиблись с размером. Когда они его привезли, то даже не стали распаковывать, договорившись сначала примерить. Оказалось, что он больше кровати, поэтому решили его обменять.

— Продавец им объяснил, что матрас якобы относится к бельевым изделиям, а они включены в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату, — поделилась Марина Гатина. — Перечень такой действительно есть, но только матрас под его определения не подходит, потому что относится к мебели. А значит, на него распространяется  действие статьи 25, которая дает покупателю право обменять товар, не подошедший по цвету, размеру, фасону, расцветке или габаритам. Но только при условии. что он не был в употреблении, сохранена заводская упаковка, фирменные ярлыки и этикетки. Причем сделать это можно в течении двух недель с после покупки.     


Тик-так часики

«На корпусе имеются еле заметные вмятины, поэтому мы считаем, что дефект носит механический характер и гарантийному ремонту не подлежит».

Такой ответ получил Денис Т. на заявление с требованием отремонтировать наручные часы. Всего три дня он им порадовался, и когда на утро четвертого решил надеть, почувствовал, что в корпусе что-то болтается, как будто какая-то деталь отвалилась. Молодой человек отнес часы в магазин и в письменной форме сообщил о своих опасениях. Ответ продавец дал через два дня и, судя по нему, ограничился визуальным осмотром. 

В магазине объяснили, что при осмотре часов были обнаружены легкие потертости и еле заметная вмятина, что говорит о нарушении правил эксплуатации товара, а следовательно, если дефекты и возникли, то как раз по этой причине.     

— По закону в период действия гарантийного срока продавец обязан принять товар, провести  проверку качества и установить причину неполадок, — отметила Светлана Ткаченко. — Причем именно установить, а не предположить. И уже результаты проверки довести до покупателя. Если он с ними не согласится, то может настоять на проведении экспертизы. Правда, если подтвердится механическое воздействие, то оплатить экспертизу придется хозяину часов.     


Обувь против приказа

Стильные полуботинки Светлана приметила еще на витрине, и все благодаря оригинальному декору каблука.

А когда померила, и вовсе влюбилась в обнову. Но пощеголяла в них недолго, декоративный металлический ободок на одном из каблуков отклеился и повис. Гарантийный срок, установленный продавцом, составлял шесть месяцев, а прошло  всего два дня, поэтому девушка сразу поспешила в магазин.

Там ее выслушали и в гарантийном ремонте отказали, сославшись на внутренний приказ по обществу с ограниченной ответственностью, согласно которому на декоративные элементы гарантия не распространяется. 

— Это нарушение прав потребителя, так как любое условие, ущемляющее их относительно закона, считается недействительным, — уверена Марина Гатина. — Декоративный элемент отдельно не приобретался, он часть полуботинка, и если его убрать, то обувь теряет свою оригинальность. Поэтому горожанка вправе выдвинуть одно из требований статьи 18. Мы посоветовали вновь обратиться в магазин, написать заявление и выдвинуть свое требование, в данном случае ремонт декоративного элемента. Если продавец вновь откажет, то покупатель вправе подавать заявление в суд.


Правила местного масштаба

Свой порядок устранения производственных недостатков установил хабаровский магазин.  

Сварочный аппарат понадобился Геннадию У. для обустройства своими силами загородного дома. Но через два дня сварочник вышел из строя. Мужчина обратился к продавцу с заявлением и неисправным товаром, но тот сообщил, что примет только заявление. А аппарат же сказал привезти через две недели, когда будет рассмотрено заявление, и то при условии, что такое решение будет принято магазином. 

— Статья 18 закона «О защите прав потребителей» обязывает магазин принимать неисправный товар вместе с заявлением для проведения проверки качества, — разъяснила Марина Гатина. — Далее все зависит от результата проверки и требования покупателя, для каждого из которых законом определены свои сроки. Если покупатель настаивает на расторжении договора и возврате денег, то это 10 дней. На обмен отводится от 7 до 20 дней, на ремонт от 7 до 45 дней. В случае нарушения сроков потребитель имеет право на неустойку в размере 1 процента от стоимости товара за каждый день просрочки.  Причем срок исчисляется с первого обращения.    


Стирает, но не отжимает

imgpreview.jpg

Почти два месяца потребовалось горожанину, чтобы доказать, что купленная стиральная машина-автомат с дефектом.   

Проблема в том, что она работает, стирает на всех режимах, но не отжимает. Хозяин обратился в магазин, товар забрали на проверку качества, по результатам которой сервис выдал акт о том, что машинка исправна. Когда покупатель ознакомился с документом, то увидел, что информации о проведенных ремонтных работах нет, и на этом основании отказался забирать товар домой. Он написал заявление на проведение независимой экспертизы, получив которое, магазин вновь обратился в сервисный центр.

В итоге спустя два месяца машинку отремонтировали и вернули хозяину.

— Гарантийный ремонт должен быть выполнен максимум за 45 дней, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — В случае нарушения срока покупатель может выдвинуть другое требование, в том числе отказаться от договора купли-продажи и вернуть деньги. А также настоять на выплате пени в размере 1 процента за каждый день просрочки. 

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)