Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска, фото из открытых источников

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

Миллиметры имеют значение

Заказчик уверен, что в салоне ему испортили шторы, не выдержав размеры, а портные уверяют, что такая погрешность допустима. 

К созданию интерьера новой квартиры Максим А. подошел очень ответственно. Он долго выбирал фасон портьер, цвет и текстуру, советовался со специалистами и друзьями. А когда определился, сам купил ткань и отправился в салон пошива штор.

Мастер внимательно выслушал заказчика, нарисовал эскиз, записал размеры и отправил внести предоплату. Когда же мужчина пришел забирать заказ, то оказалось, что комплект для спальни неверно раскроили, и рисунок располагается не так, как задумывалось, а в двух других комплектах не выдержали заданные размеры.

Относительно первого заказа в салоне согласились с претензией, а по еще двум, заявили, что погрешность меньше сантиметра считается допустимой и ее не будет видно.

— Заказчик должен написать официальное заявление и выдвинуть свои претензии, а исполнитель — дать официальный ответ в установленный законом срок. То, что погрешность допустима, ему придется доказывать с участием экспертов, — отметила Светлана Ткаченко. — Если же будет установлено, что шторы испорчены, то согласно статье 35 закона «О защите прав потребителей» салон должен выплатить гражданину двукратную стоимость ткани, а также вернуть деньги, уплаченные за работу. 

Свойства те же

Мужчина получил на время ремонта бензиновой косилки электрическую, но, немного попользовавшись, потребовал другую. Продавец решил проконсультироваться у специалистов сектора по защите прав потребителей.   

— В июле горожанин купил в нашем магазине бензокосилку, а в конце августа принес, объяснив, что она не работает, — рассказал продавец. — Так как на этот товар установлен гарантийный срок, и он еще не истек, мы забрали косилку для проверки качества и гарантийного ремонта. Но покупатель заявил, что надо косить траву, а потому на время ремонта мы должны предоставить ему другой агрегат. У нас для таких случаев припасена электрокосилка (она работает на аккумуляторе). Он ее взял, но через три дня пришел и сказал, что нужна такая же как у него — бензиновая, потому что с этой ему неудобно: она быстро разряжается.

Как уточнил Алексей Кондратьев, по закону покупатель должен написать заявление с просьбой на время ремонта безвозмездно предоставить ему аналогичный товар, и на выполнение этого требования продавцу отводится три дня.

— А самое главное — подменный товар должен обладать теми же основными потребительскими свойствами, что и переданный в ремонт, — добавил Алексей Юрьевич. — Основное свойство косилки — косить траву, а на бензине она работает или на аккумуляторе, значения не имеет. Поэтому продавец действует в рамках закона.  


Все включено! А разве так можно?

Заплатив за телевизор 34 тыс. руб., покупатель очень удивился, когда в чеке увидел, что его стоимость 26 тыс. руб. 

Рассчитавшись за товар и забрав его, мужчина на такси отправился домой и по дороге изучил чек. Каково же было его удивление, когда оказалось, что сам телевизор стоит всего 26 тыс. руб., еще 5 тысяч он заплатил за страховку и 3 тысячи за дополнительное техническое обслуживание.

— На витрине возле данного товара указана  сумма, которую я и отдал. Выходит, все это уже включено и продается в комплекте. А разве так можно? — поинтересовался он у специалистов городского сектора по защите прав потребителей.

— Нельзя. Закон «О защите прав потребителей» запрещает навязывать покупателю или клиенту платные услуги, или обусловливать  приобретение одного товара покупкой другого, — сообщила Светлана Ткаченко. — Страховка и техническое обслуживание — это дополнительные услуги, которые продавец вправе предложить покупателю, а тот может,  как согласиться, так и отказаться. В данном случае потребителю вообще об этом не сообщили, то есть ввели в заблуждение. Поэтому мы посоветовали обратиться в магазин, написать заявление на отказ от этих дополнительных услуг и возврат уплаченных за них  8 тыс. руб. Закон в этой ситуации на стороне покупателя.    


Слово производителя — закон

«Продавец не может установить гарантийный срок меньше того, который определил производитель».

Хабаровский автолюбитель очень надеется, что эта норма закона поможет ему сэкономить. 

Полгода назад в автомагазине горожанин купил две лампочки для габаритов своего авто, заплатив за комплект почти 6 тыс. руб.. Но через шесть месяцев одна из них перегорела. Он вновь обратился к продавцу, но тот оказался не готов нарушить упаковку и согласился вновь продать две, хотя требуется одна. Тогда автолюбитель зашел на сайт производителя этих лампочек, где увидел, что гарантийный срок на данный товар составляет два года.

— Вы должны мне обменять лампочку, потому что она сломалась в период гарантии, — заявил мужчина в магазине.

Но там сообщили, что из-за санкций с этим производителем они больше не взаимодействуют, а потому не могут отвечать по его гарантийным обязательствам.

— К сожалению, санкции многим усложнили жизнь, но закон есть закон, его никто не отменял, — заметил Алексей Кондратьев. — И продавец обязан выполнить требование покупателя, потому что оно законное.


Обновка с сюрпризом

Пощеголять в новом костюме Елене Б. не довелось: он потерял свой товарный вид после первой же стирки.

Комплект из темных брюк и белой блузы, купленный на распродаже в магазине, прежде чем надеть, девушка решила постирать в холодной воде. Каково же было ее разочарование, когда она обнаружила, что обнова полиняла.

С претензией обратилась к продавцу, которая при помощи влажной салфетки лично убедилась, что краска нестойкая. Покупательница написала заявление с требованием  вернуть деньги за некачественный товар. Но тут выяснилось, что ее покупка не является комплектом, а была собрана из брюк и блузы, изготовленных из разной по текстуре ткани. При этом продавец заявила, что вернет деньги, только после экспертизы в Торгово-промышленной палате.      

— Мы объяснили покупательнице, что она вправе предъявить претензию как по качеству товара, так и по непредоставлению полной и достоверной информации о нем,  — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Правда, оплачивать проверку качества и при необходимости экспертизу горожанке придется самой, так как гарантии на товар нет, но все деньги она сможет вернуть, потребовав у продавца не только стоимость костюма, но и компенсацию понесенных расходов.  


Декада на раздумья

«Мы заберем товар на проверку на 20 дней и только по ее результатам примем решение по вашему заявлению».

Такой ответ получила горожанка, которая вернула в магазин неисправный смеситель. Проблема в том, что свою функцию он не выполняет и воду не перекрывает. Хабаровчанка принесла товар продавцу и написала заявление с требованием вернуть деньги, планируя купить другой смеситель в другом магазине.

— В законе «О защите прав потребителей» четко прописаны сроки, в которые продавец обязан удовлетворить требование покупателя, — подчеркнула Марина Гатина. — На проверку качества товара и возврат денег отводится 10 дней, а 20 дней проверять можно в том случае, если потребитель настаивает на замене, и до 45 дней отводится на ремонт. За нарушение данной нормы закона предусмотрена неустойка, которая составляет 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки. Если  магазин через 10 дней не даст ответ и не вернет деньги, начнет капать неустойка.    


Условия-нарушители    

IMG_6218.jpg

Заявление с требованием вернуть деньги за некачественный товар в автомагазине рассматривать отказались и уверены, что правы.  

Необходимые для ремонта автомобиля детали Алексей Владимирович купил в специализированном магазине. Вместе с приятелями они сняли неисправные механизмы и установили новые, но желаемого результата не получили. Когда стали разбираться, выяснили, что одна из деталей с браком.

Алексей Владимирович взял ее и отправился в магазин, чтобы обменять на качественную или вернуть и забрать деньги. Но продавец сразу попросил показать документы из автосервиса, который произвел ремонт. Когда же услышал,  что все работы мужчина выполнял на пару с другом, то заявил, что претензию рассматривать не станет.

— Он показал на чеке, который выдал мне при продаже, строчку о том, что претензии по качеству товара принимаются только при условии, что ремонт выполнялся в автосервисе, — объяснил Алексей Владимирович, обратившись в городской сектор по защите прав потребителей.

Специалисты заверили горожанина, что условия договора, противоречащие закону «О защите прав потребителей», считаются недействительными. Закон дает покупателю право обменять бракованный товар на качественный или отказаться от него и потребовать возврата денег.    

 

  

  



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)