Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.
Красивый, но слабый
Подарок сама себе к новому году Галина выбирала, ориентируясь на внешний вид, в результате вынуждена приобрести еще один такой же.
Когда фен, верой и правдой отслуживший десять лет, вышел из строя, женщина решила, что пришла пора купить новый. В конце декабря она отправилась в магазин, где выбрала себе подарок. Особое внимание уделила цвету: он должен был гармонировать с недавно отремонтированной ванной комнатой. Испытать обновку в деле решила 31 декабря, готовясь к встрече гостей, и оказалась сильно разочарована, потому что дул фен слабовато, и сушить длинные волосы пришлось довольно долго.
Подруга, с которой она вечером поделалась своим огорчением, посоветовала сразу после праздников отнести товар в магазин, чтобы обменять на более мощный. Галина так и сделала, но продавец, выслушав ее аргументы, заменить прибор отказался.
— В данной ситуации закон на стороне магазина, — подчеркнула Марина Гатина. — Во-первых, фен входит в перечень товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат. Во-вторых, статья 25 закона «О защите прав потребителей» гласит, что если в товаре нет брака, то обменять его можно только при условии, что он не был в употреблении. В-третьих, вся информация о свойствах, в том числе о мощности фена, есть на коробке, так что у горожанки была возможность ее изучить, прежде чем купить.
Купив смартфон, как он думал, в рассрочку, Анатолий Александрович оказался обладателем кредита под солидные проценты.
Мужчина зашел в магазин, чтобы прицениться к гаджету, на покупку которого планировал подкопить за два-три месяца. Консультант, предложивший на выбор несколько моделей, рассказал, что ждать необязательно, так как можно приобрести товар в рассрочку. Мол, телефон мужчина получит сразу, а рассчитываться за него будет шесть месяцев. Молодой парень был настолько убедителен, что Анатолий Александрович согласился. Очков у него с собой не было, а потому договор он подписал, не вчитываясь в пункты, уверенный, что там все именно так, как объяснил консультант.
Дома, изучив новенький гаджет, мужчина решил прочитать и договор. Каково же было его изумление, когда он увидел, что покупку совершил в кредит, и помимо стоимости смартфона ему придется выплатить солидные проценты банку.
— В данном случае продавец нарушил статью 10 закона «О защите прав потребителей», которая предписывает ему до момента покупки предоставить покупателю полную и достоверную информацию о том, что он приобретает, на каких условиях и так далее, — подчеркнул Алексей Кондратьев. — Этого сделано не было, поэтому горожанин вправе расторгнуть договоры купли-продажи и кредитный, вернуть товар и получить назад свой первый взнос. Мы посоветовали ему написать письменную претензию и потребовать расторжения договоров.
Кто должен оплатить демонтаж, ремонт и последующую установку прибора учета расхода холодной воды, если он вышел из строя, а гарантия уже закончилась?
С таким вопросом обратился к специалистам горожанин, у которого счетчик на воду проработал чуть больше года.
— В течение двух лет потребитель вправе предъявить продавцу претензию по качеству товара, — заметил Алексей Кондратьев. — Тот, в свою очередь, должен провести проверку качества и установить причину неисправности. Если выявится заводской брак, то прибор должны отремонтировать и установить за средства магазина, также продавцу придется компенсировать расходы на демонтаж. В случае, когда проверка брак не подтвердила, а покупатель с таким выводом не согласен, он вправе требовать проведения экспертизы. В период гарантии ее оплачивает продавец, а по завершении — покупатель. Будет установлено, что недостаток производственного характера — стоимость экспертизы также должны вернуть.
Кто виноват?
Способ ремонта насоса горожанину подсказали в магазине, а потом отказались вернуть деньги за бракованный товар.
Когда отработавший несколько месяцев погружной насос начал барахлить, хозяин решил поделиться проблемой с продавцом, который посоветовал ему немного подрезать шланг. Мужчина так и сделал, но насос покачал еще недельку и опять остановился. Тогда покупатель снял его и привез в магазин, где передал товар вместе с требованием обменять на другой надлежащего качества, но получил отрицательный ответ. Отказ продавец обосновал тем, что шланг был немного подрезан, а значит, в дефекте виноват покупатель.
— Магазин должен начать с проведения проверки качества, которая и установит причину сбоев в работе насоса, — сообщила Светлана Ткаченко. — Если будет установлено, что поломка — это следствие действий хозяина, тогда ремонтировать мужчине придется за свой счет. При обнаружении заводского брака все расходы ложатся на продавца.
Шесть команд вышли в финал XXV городского конкурса по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний среди учеников старших классов.
Тех, кто поборется за награды юбилейного конкурса, определил первый этап «Тестирование». Каждый его участник должен был самостоятельно ответить на 100 теоретических вопросов по законодательству о защите прав потребителей и предпринимательской деятельности.
Как рассказала председатель жюри конкурса Светлана Ткаченко, в этом году старшеклассники порадовали своими знаниями.
— Сразу пять ребят, трое из лицея «РИТМ» и двое из экономической гимназии, не допустили ни одной ошибки, получив сто баллов из ста возможных. Еще две девушки из гимназии и юноша из школы № 40 ошиблись всего один раз, получив результат в 99 баллов.
В финале, который состоится 2 февраля, за победу поборются команды гимназий № 1 и экономической, лицеев «РИТМ» и Волочаевский, школ № 40 и 29.
Зима на дворе, а мне ребенка одеть не во что, новый теплый комплект оказался с дефектом.
Молодая мама рассказала, что зимнюю одежду для трехлетней дочери приобрела еще осенью, а когда заметно похолодало, достала обновку. И полукомбинезон, и куртка девочке впору, вот только беда, собачка на молнии при застегивании проскакивает и вылетает. Женщина сообщила, что рассказала о недостатке продавцу, озвучив несколько вариантов решения вопроса: заменить куртку, отремонтировать ее замок, обменять на другой комплект, но в магазине ни одно из предложений не приняли.
— Мне сейчас важно, чтобы посреди зимы ребенок не остался без теплой одежды, поэтому меня бы устроил любой вариант, — заметила она.
— Первое — надо понимать, что она покупала. Если в чеке указано «комплект» и стоит единая цена, то и претензию надо писать по комплекту, требуя его замены целиком. Если же отдельно приобретался полукомбинезон, а отдельно куртка, тогда все требования будут относиться именно к последней, — разъяснила Марина Гатина. — Претензию надо оформить письменно. Продавец должен товар принять, провести проверку и, если подтвердится брак, выполнить требование покупателя. Срок, который отводится продавцу, зависит от желания покупателя: на замену товара 7 дней, а на расторжение договора купли-продажи и возврат денег — 10.
«Гарантия, данная на зимние ботинки, на фурнитуру не распространяется».
Именно так Михаилу В. объяснили в магазине отказ заменить купленные неделю назад зимние ботинки, на которых во время ходьбы расстегивается молния. По словам мужчины, обувь его бы полностью устроила: теплая, нескользкая, удобная, если бы не замок на одном из ботинок. Как бы старательно он его ни застегивал, максимум через десять минут ходьбы молния расходится. Это, естественно, доставляет дискомфорт и, по твердому убеждению покупателя, является поводом для замены.
— Начать мы посоветовали с письменной претензии, которую надо передать продавцу вместе с товаром, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — В магазине товар обязаны принять и установить причину такого поведения молнии. Заявление о том, что на фурнитуру гарантия не распространяется, неправомерно, потому что она часть изделия и отдельно не приобреталась. После покупателю надо дождаться официального ответа, который должны дать в течение 10 дней. Дальнейшие действия будут зависеть от результатов проверки качества, проведенной магазином. Если потребитель с ними не согласится, он вправе настоять на экспертизе.
Финансово наказать продавца за нарушение норм законодательства может покупатель.
Заводской брак в автомобильной детали Григорий Иванович выявил буквально на следующий день после установки. Он сразу отправился в магазин и в устной форме попросил заменить некачественный товар, но ему отказали, сославшись на то, что деталь автолюбитель устанавливал сам и, наверное, что-то сломал.
Мужчину аргумент не убедил, и он решил посоветоваться со специалистами городского сектора по защите прав потребителей.
— Мы объяснили, что в период действия гарантийного срока продавец обязан принять товар и провести проверку качества, которая и установит причину дефекта, — рассказал Алексей Кондратьев. — После помогли потребителю составить претензию в письменном виде и посоветовали вместе с деталью передать в магазин. Мужчина так и сделал и сообщил, что ответ пообещали дать через 30 дней. По закону, на замену некачественного товара продавцу отводится 7 дней. Если срок нарушен, то покупатель вправе потребовать выплаты неустойки, которая составляет 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки. То есть, если продавец, как и обещал, даст ответ через 30 дней, автолюбитель сможет получить неустойку за 20 дней.