Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.
И расходы на чистку
Участницей пенной вечеринки не по своей воле стала хабаровчанка.
После рабочего дня Елена В. заехала в магазин, чтобы купить монтажную пену, так как в выходные они с мужем запланировали замену входной двери в квартире. На стоянке женщина положила пакет с покупкой в салон, включила авто на прогрев и решила почистить машину от снега. На странный звук внутри Елена обратила внимание не сразу, а лишь когда увидела, что салон стал заполняться пеной.
Женщина вернулась в магазин и написала заявление с требованием компенсировать убытки, которые она понесла из-за некачественного товара, предоставив пустой баллон. Продавец тут же вернул ей уплаченные деньги, а на вопрос «Кто почистит салон?» лишь пожал плечами.
— Мы порекомендовали горожанке самостоятельно решить вопрос с уборкой внутри авто, но при этом обязательно взять все подтверждающие данный факт документы, — объяснила Светлана Ткаченко. — Заявление уже написано, и если продавец откажется компенсировать расходы на чистку, можно обращаться в суд.
Претензию по качеству ноутбука Анатолий А. предъявил через три недели после покупки. Товар у него приняли, сообщив, что на диагностику потребуется 30 дней, 10 дней праздничных и еще 45 дней закон отводит на ремонт.
«Неужели мне придется 90 дней обходиться без ноутбука? Это же очень долго!», — возмутился Анатолий.
Как отметил Алексей Кондратьев, если дефект в технически сложном товаре проявился через 15 дней после покупки, то потребитель вправе требовать только его ремонт.
— Правда, по закону «О защите прав потребителей», когда покупатель не настаивает на незамедлительном (7 дней) ремонте, то он не может продолжаться более 45 дней, — уточнил Алексей Юрьевич. — И если потребителю не передадут отремонтированный ноутбук через 45 дней, то с 46-го статья 23 закона дает ему право предъявить иные требования, в том числе расторжение договора купли-продажи и возврат уплаченных средств.
Вступить в борьбу с насекомыми Галина Львовна не смогла из-за неисправного опрыскивателя, но в магазине сказали, что помочь ничем не смогут, так как это бытовая химия.
Баллон с отравой женщина купила по совету соседки, которая сказала, что средство очень эффективное. Предварительно договорилась с дочкой, что та на пару дней заберет к себе любимицу мамы — кошку Люсю, а главное — приютит и ее хозяйку.
— Я вскрыла упаковку именно так, как было указано в инструкции, несколько раз встряхнула баллон и начала давить на распрыскиватель, но все бесполезно. Я потрясла баллон, убедилась, что жидкость там есть, но сам распрыскиватель не работает, — объяснила женщина в магазине. — Он неисправный, а значит, вы должны мне заменить его на качественный.
Но продавец сослался на утвержденный перечень товаров, которые обмену и возврату не подлежат. Мол, данное средство относится к предметам бытовой химии, которые обменять нельзя.
— Эта статья к данной ситуации не подходит. Здесь речь идет о товаре ненадлежащего качества, — заметила Марина Гатина. — Продавец обязан принять товар, провести проверку качества. Если подтвердится заводской брак, покупатель вправе требовать как замены товара, так и расторжения договора купли-продажи и возврата денег.
На эскизе одно, а по факту другое, да еще и с опозданием на две недели.
Именно так коротко обозначил свою проблему гражданин, обратившись в сектор по защите прав потребителей. Он объяснил, что три месяца назад заказал изготовление и установку шкафа-купе. В салоне вместе с продавцом-консультантом они нарисовали эскиз, в котором, помимо прочего, предусмотрели заднюю и боковые стенки.
На изготовление по договору отводилось чуть больше двух месяцев, и в середине января шкаф должен был занять свое место в квартире. Но в назначенный день с заказчиком никто не связался, а когда он сам вышел на сотрудника салона, то выяснил, что установку шкафа сдвинули на десять дней. А потом по той же схеме еще почти на неделю.
В итоге все сделали только в первых числах февраля и, к сожалению, не так, как планировалось. Задней и боковой стенок не оказалось, полки и направляющие прикрепили непосредственно к стене. Когда хозяин попытался поспорить с мастерами, те показали ему свой эскиз, по которому задняя и боковая стенки не предусмотрены.
— Во-первых, согласно статье 28 закона «О защите прав потребителей» гражданин вправе претендовать на неустойку за нарушение сроков в размере 3 процентов от стоимости работ за каждый день просрочки, — сообщила Марина Гатина. — Во-вторых, отступление от эскиза считается некачественным выполнением работ, поэтому потребитель может выдвинуть одно из требований, предусмотренных статьей 29, в том числе устранение недостатка в установленные им сроки либо перерасчет стоимости.
Покупал медную проволоку хабаровчанин килограммами, а когда решил вернуть, то речь зашла о метрах.
Мужчина задумал обновить проводку в своем загородном доме, в том числе сделать заземление. Он купил медную проволоку, но только дома понял, что необходима другая, с сечением побольше. Он сразу же вернулся к продавцу, чтобы обменять, но ему отказали, сославшись на перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Пункт 4-й документа гласит, что нельзя обменять качественные «текстильные товары, кабельную продукцию (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины». Еще один аргумент против — отсутствие у покупателя чека, подтверждающего факт приобретения товара.
— Но когда я покупал проволоку, продавец ее взвесил и озвучил цену, — уточнил покупатель. — Следовательно, она продается не метражом, а килограммами. Рассчитался же я банковской картой, поэтому легко докажу, что купил именно там.
По словам Алексея Кондратьева, надо посмотреть, что написано на ценнике под данным товаром. Если цена указана за единицу веса, то продавец должен обменять проволоку на другую, нужного сечения. Если же цена зависит от длины, то отказ правомерен.
Золотые часы Александр Д. купил в подарок жене в честь годовщины свадьбы, но время с ними словно остановилось.
Сюрприз супругу очень порадовал, поэтому она сразу надела часики и отправилась на работу. Вечером же за праздничным столом сообщила, что время на его подарке и реальное не совпадают. Оказалось, что за день часы отстали почти на пять минут. Следующий день еще увеличил разрыв между реальным временем и «золотым». Александр решил, чтобы не лишать жену подарка, обменять бракованный товар на качественный, но в магазине ему отказали, предложив очень быстро отремонтировать.
— По закону, если с момента покупки прошло менее двух недель, потребитель вправе настоять на замене товара, — подчеркнул Алексей Кондратьев. — В такой ситуации надо выдвигать свое требование продавцу в письменной форме. И если в течение семи дней вопрос не будет решен, можно требовать уплаты неустойки и обращаться в суд.
Только дома, демонстрируя супругу новую норковую шубу, Тамара П. обратила внимание на вытертый и отличающийся по качеству мех на передней полочке и обшлагах рукавов.
Эти недостатки она озвучила продавцу, но тот заявил, что ярлыки и этикетки срезаны, а значит, никакие претензии не принимаются. Причем показал ей статью 25 закона «О защите прав потребителей», где все это указано.
— Статья 25 регламентирует порядок возврата и обмена качественного товара, который не подошел по цвету, фасону, размеру, габаритам и комплектации, — уточнила Светлана Ткаченко. — А в данном случае речь идет о товаре ненадлежащего качества. По закону продавец обязан принять его, провести проверку качества и предоставить ее результаты покупателю. Если последний с ними не согласится, то вправе настоять на экспертизе. Поэтому надо вновь обратиться к продавцу и написать заявление, в котором выдвинуть одно из требований: устранение недостатка, обмен, соразмерное уменьшение цены или расторжение договора купли-продажи и возврат денег.
«Я хотел вернуть деньги и купить сыну новые часы, а мне отремонтировали бракованные. Что делать?»
Такой вопрос задал специалистам сектора по защите прав потребителей горожанин, который на Новый год подарил своему ребенку смарт-часы. Купил он их перед самым праздником в магазине и, поверив продавцу на слово, проверять не стал. Поэтому, когда сынишка, обрадовавшись подарку, сразу же попытался их включить, но не смог, папа расстроился не меньше ребенка. Как только магазин открылся после новогодних каникул, мужчина отправился туда с неисправными часами и написал заявление с требованием вернуть ему деньги за бракованный товар. Но через три дня ему позвонили и предложили забрать исправные часы.
— Когда передавал часы продавцу, то он лично убедился, что они не включаются и не работают, это факт был установлен и при передаче товара в сервисный центр, — уточнил покупатель. — А теперь они говорят, что не ремонтировали, а просто сменили программное управление, но данная процедура якобы ремонтом не является.
Специалисты сектора разъяснили, что требование о возврате денег было выдвинуто законно, так как дефект выявлен до истечения двух недель. Выполнить его продавец по закону обязан в течение 10 дней, если срок нарушен, то за каждый день можно требовать уплаты неустойки в размере 1 процента от стоимости товара.
— И еще один немаловажный момент: в национальном стандарте по техническому обслуживанию технически сложных товаров указано, что смена программного управления — это ремонт, — подчеркнула Светлана Ткаченко.