Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко и а также главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Екатерина Можейко.
Защищаем и просвещаем
Нарушения закона при продаже товаров чаще всего в минувшем году становились поводом для обращения хабаровчан в сектор по защите прав потребителей.
— Всего за 12 месяцев к нам поступило 6 228 обращений, — рассказала Светлана Ткаченко. — Тех, что касались вопросов торговли, — 5 366, или 86 процентов от общего числа. 412 раз горожане жаловались на нарушение прав в учреждениях бытового обслуживания, 46 раз — общественного питания, оставшиеся чуть более 400 обращений по прочим направлениям.
Помимо консультаций граждан и предпринимателей, которых специалисты сектора провели более 6 тысяч, они рассмотрели 101 жалобу и организовали 107 проверок хозяйствующих субъектов.
Составить исковые заявления в секторе помогли 25 потребителям. Все дела в суде были выиграны, и в бюджет города зачислено штрафов на сумму почти 177 тыс. руб.
— Еще одно направление нашей работы — просвещение. С этой целью мы проводим семинары, совещания с предпринимателями и встречи с населением, — продолжает Светлана Станиславовна. — Всего за год состоялось 43 таких мероприятия, половина из которых по законодательству в сфере торговли.
Сектор по защите прав потребителей находится по адресу: ул. Нагишкина, 7, тел.: 40-89-72, 40-89-80.
Правила для отсчета
«Неважно, когда вы подключили стиральную машину, важно, когда вы ее купили», — констатировали в магазине и отказались менять некачественный товар.
Всю бытовую технику в новую квартиру супруги Веселовы приобрели заранее. Но ремонт затянулся, а потому заехали они только через три месяца и тогда же начали эксплуатировать обновки. Стиральная машина после подключения не проработала и недели. Они сразу обратились в магазин с требованием вернуть им деньги за некачественный товар. Но там объяснили, что отведенные законом на возврат бракованного технически сложного товара 15 дней уже прошли, и теперь возможно только отремонтировать.
В секторе по защите прав потребителей правоту продавца подтвердили.
— Действительно, статья 18 закона дает право вернуть некачественный технически сложный товар, но отводит на это всего две недели. Причем отсчет начинается не с момента начала эксплуатации изделия, а с даты покупки, — уточнили специалисты. — То, что три месяца машинкой не пользовались, в расчет не идет. Отказаться от покупки они смогут в случае, если продавец нарушит срок гарантийного ремонта (45 дней) либо недостаток окажется неустранимым.
Поспешишь — продавца удивишь
Незнание закона лишило горожанку права обменять бракованный товар на качественный.
Новый монитор перестал включаться через 10 дней после покупки. Хозяйка сразу отнесла его в сервисный центр, попросив провести проверку качества. 25 дней спустя ей выдали заключение о наличии дефекта производственного характера. В этот же день она обратилась к продавцу и, предоставив результаты проверки, потребовала возврата денег, но получила отказ.
— По закону в период действия гарантийного срока с некачественным товаром покупатель должен обратиться в магазин и написать претензию на имя руководителя с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате денег, — сообщила Светлана Ткаченко. — И только после изделие передается в сервисный центр для проверки. Сделать это может как сам покупатель, так и продавец. Но в данном случае порядок действий был нарушен, сроки упущены, поэтому теперь горожанка вправе требовать только проведения гарантийного ремонта.
Один карман не купишь
Лишившись ключей из-за дырки в кармане нового пуховика, молодой человек решил вернуть товар продавцу.
Горожанин обратился в магазин с претензией на качество приобретенного там изделия и требованием вернуть деньги. Он сообщил, что в первый же день в подкладке кармана пуховой куртки появилась дыра, в которую и выпали ключи от дома. Продавец отказался удовлетворить требование по возврату денег, заметив, что дефект несущественный, к тому же повреждение не на самом пуховике, а всего лишь в кармане и легко устраняется. Он даже предложил зашить дыру, но покупатель от услуги отказался, решив проконсультироваться в секторе по защите прав потребителей.
— Мы разъяснили гражданину, что если установлен гарантийный срок, то он вправе потребовать от продавца проведения проверки качества, а при возникновении спора — и экспертизы. В случае подтверждения производственного дефекта покупатель вправе требовать расторжения договора купли-продажи и возврата денег, так как он не покупал отдельно куртку, а отдельно карманы, — прокомментировала Екатерина Можейко. — Если же гарантийный срок не установлен, молодому человеку придется самостоятельно доказывать, что дыра — это следствие производственного дефекта, а не результат механического воздействия.
Поменять, нельзя вернуть
В послепраздничные дни в городской сектор по защите прав потребителей поступило сразу несколько обращений по вопросу обмена и возврата качественного товара.
В первом случае мужчина, придя в магазин 10 января, заявил: «Эту гирлянду мы купили у вас 29 декабря, но она не подошла нам по размерам, так как не достает до розетки. Хотим ее вернуть и забрать деньги.
Во втором женщина решила вернуть сувенирные рюмки. Она купила их в качестве новогоднего подарка сестре, но точно такие же той преподнесла подруга.
В обоих случаях продавец отказался принять обратно исправный товар и, как выяснилось, действовал по закону.
— Покупатель имеет право в течение 14 дней с момента приобретения обменять товар надлежащего качества, не подошедший по форме, размеру, фасону, габаритам или комплектации, — подчеркнул Алексей Кондратьев. — В заявлении на обмен он обязательно должен указать, по какому параметру покупка его не устраивает, и назвать требуемый. И только если у продавца не окажется желаемого, покупатель вправе забрать деньги. Но все это при условии, что товар не был в употреблении, сохранены фирменная упаковка, ярлыки и непременно имеется чек, подтверждающий факт и дату покупки.
Еще одно обращение касалось нижнего белья, которое мужчина подарил на праздник супруге. В сектор обратилась именно женщина, которая, взглянув на упаковку, поняла, что муж ошибся с размером.
— Чек у него сохранился, коробку мы даже не открывали. Можно ли обменять товар? — поинтересовалась она.
По словам специалистов, в этом случае у покупателей никаких шансов, так как нижнее белье включено в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату.
Сезонное качество
Трещины, появившиеся на демисезонных сапогах, покупательница считает производственным дефектом, а продавец уверен, что это следствие неправильной эксплуатации.
На чьей стороне правда, выясняли специалисты сектора по защите прав потребителей. Как рассказала женщина, демисезонные сапоги купила в конце декабря и сразу после праздников начала носить, чтобы не переобуваться в офисе. Она объяснила, что на улице относительно тепло, к тому же на работу и с работы добирается на машине, которую ставит возле дома.
— Данный товар является сезонным, — разъяснил Алексей Кондратьев. — Поэтому при реализации продавец должен сообщить это покупателю и предоставить ему информацию о наступлении соответствующих сезонов в нашем регионе. В частности, весенний сезон стартует 1 марта. Именно с этой даты начинает действовать гарантийный срок на демисезонные сапоги, купленные в декабре. А еще он обязан предоставить информацию о правилах эксплуатации товара, где и будет указано, при каких температурах их можно носить. Причем все в письменной форме. Но, по словам Галины У., этого сделано не было. Следовательно, согласно статье 10 закона «О защите прав потребителей» гражданин вправе вернуть товар, если продавец не предоставил о нем полную и достоверную информацию.
Также покупательница вправе провести проверку качества, чтобы определить, что стало причиной дефекта, но сделать это ей придется за свой счет. Если будет подтверждено, что недостатки имеют производственный характер, то продавец должен будет не только вернуть деньги, но и компенсировать дополнительные расходы.
Знания для понимания
Школьные команды приглашают поучаствовать в городском конкурсе по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.
Согласно положению, команда формируется из учащихся 9—11-х классов, интересующихся законодательством в данной сфере.
Первый этап состоится 7 февраля. В нем участникам предстоит ответить на 100 тестовых вопросов. По итогам тестирования жюри определит финалистов. В очном этапе школьников ждут традиционные испытания: «Визитка», «Домашнее задание», «Конкурс капитанов» и «Горячая линия». Состоится он в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта.
Заявки на участие в городском конкурсе по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний принимаются в управлении образования Хабаровска.
Красота требует жертв
Платье, приобретенное специально для корпоратива, испортило Елене У. новогодний вечер в кругу коллег.
Уже на следующий день женщина решила вернуть его в магазин и забрать свои деньги, но ей это не удалось.
— Платье сплошь из пайеток, которые, во-первых, оставляют затяжки на колготах, а во-вторых, сильно натирают открытую часть рук, — поделилась она, обратившись в сектор по защите прав потребителей. — Я его всего-то шесть часов поносила, почему не могу вернуть?
Специалисты сектора объяснили, что вернуть можно только товар, который не был в употреблении, и посоветовали провести проверку качества товара. Женщина так и сделала, а с заключением экспертов вновь пришла в сектор. И там выяснилось, что на платье отсутствует информация о составе изделия и правилах ухода за ним. А по закону в случае непредоставления продавцом полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе отказаться от покупки и потребовать возврата денег.