Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.
Поставьте то, не знаю что
Через суд пытается предприниматель взыскать стоимость изготовления мебели с хабаровчанки, которая уверена, что все сделали не по ее эскизу.
Горожанка заказала изготовление и установку шкафа-купе, обратившись к индивидуальному предпринимателю, оказывающему такие услуги. Вместе с сотрудником фирмы составили эскиз, на котором указали количество дверей, порядок размещения полок и цвет. В договоре также прописали стоимость, дату изготовления и порядок оплаты. Согласно документу, женщина внесла аванс и стала ждать указанного числа. В назначенный день сотрудники фирмы привезли и установили шкаф. Но когда предложили хозяйке принять работу и рассчитаться, она отказалась, заявив, что выбирала другие двери.
Уладить вопрос пытался и руководитель фирмы, он встретился с заказчицей и объяснил, что дверей, о которых она говорит, у них даже в наличии никогда не было, поэтому никто не мог пообещать их установить. Но женщина отказывается вносить деньги за работу, требуя, чтобы все сделали так, как она хочет.
— Сначала к нам обратилась горожанка, мы изучили документы и указали ей, что в договоре и эскизе не указано, какие должны быть двери, — сообщил Алексей Кондратьев. — А также объяснили ей, что сначала надо рассчитаться за выполненную работу, а потом предъявлять претензии по ее качеству. Но безрезультатно.
Решение о том, кто прав, а кто виноват, предстоит принять суду.
Сезоны — они разные
Еще в декабре Жанна У. купила демисезонные сапоги, но первый же выход в них выявил брак.
В новых сапогах женщина отправилась в середине марта на день рождения к подруге, а вечером дома обнаружила дефект — подошва в районе носка отклеилась. На следующий день она пришла в магазин, показала сапог и потребовала заменить товар. Но продавец претензию рассматривать отказался, объяснив, что данный товар является сезонным, и гарантийный срок на него начинает действовать с наступлением соответствующего сезона. А недостаток появился как раз по той причине, что носить сапоги начали раньше срока.
— Так весна уже наступила, середина марта на календаре, — недоумевала девушка.
На это продавец заявила, что сезонность в торговле устанавливается специальным постановлением губернатора края, и в нашем городе согласно этому документу весенний сезон начинается 1 апреля.
Специалисты сектора по защите прав потребителей, к которым обратилась хозяйка сапог, разъяснили, что определить причину дефекта могут эксперты, но обращаться к ним покупательница должна сама.
— Если эксперт подтвердит наличие производственного брака, то магазин должен будет не только выполнить требование, выдвинутое покупателем (обмен, устранение недостатка или возврат денег), но и возместить стоимость экспертизы, — уточнила Светлана Ткаченко. — А вот если бы горожанка с претензией по качеству товара пришла после начала весеннего сезона, то все хлопоты по проверке качества легли бы на плечи продавца.
«Кто должен оплатить возврат бракованного товара, приобретенного в интернет-маркете, и вернуть деньги?»
С таким вопросом регулярно обращаются хабаровчане в сектор по защите прав потребителей. Так, горожанин купил на «СДЭК-маркете» ноутбук, который ему доставила так же компания СДЭК. Но когда он пришел получить свой товар, увидел ноут без упаковки и забирать отказался.
— Есть вероятность того, что он уже был в употреблении, ремонтировался и прочее, я не готов рисковать и хочу вернуть деньги, — объяснил покупатель.
За помощью он обратился к специалистам сектора, которые подготовили и направили письма продавцу и доставщику. Вопрос удалось урегулировать по закону: «СДЭК-маркете» оплатил возврат товара и вернул деньги.
— Мы обращаем внимание, что, если товар, приобретенный в интернет-магазине или на маркетплейсе, не подошел по цвету, размеру, комплектации и прочее, но он надлежащего качества, то его возврат продавцу оплачивает покупатель, — уточнил Алексей Кондратьев. — Если же в товаре выявлены недостатки, то все расходы ложатся на плечи продавца.
Мне обещали помочь найти банк и поручителей для оформления кредита, а по факту ничего не сделали. Как вернуть деньги?
С таким вопросом обратилась в сектор по защите прав потребителей молодая женщина. У нее не очень хорошая кредитная история, поэтому она решила заключить договор на предоставление справочно-информационных услуг по подбору поручителей и банка для получения кредита. За 30 тыс. руб. женщине предоставили список финансовых учреждений и потенциальных поручителей, но одобрения на выдачу кредита она так и не дождалась.
— Услуга оказана согласно договору, который подписала горожанка, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Информацию ей предоставили в обещанном формате и количестве. Поэтому никаких нарушений со стороны исполнителя нет. Проблема в заказчике. Обращаем внимание всех горожан, что при подписании договора надо внимательно читать все пункты. В данном случае справочно-информационные услуги оказаны в полном объеме.
По словам специалистов, сегодня рекламируется множество подобных услуг, например информационное сопровождение для получения звания «Ветеран труда». Стоимость подобных договоров от 15 тыс. руб., а по факту гражданин платит за информацию, которая находится в свободном доступе.
Автомобилистка требует, чтобы магазин предоставил ей запчасть по той цене, которая была на момент сделки, а продавец отказывается, ссылаясь на пункты договора.
Татьяна Т. обратилась в автомагазин, чтобы приобрести деталь, необходимую для ремонта ее авто. В наличии нужной запчасти не оказалась, но продавец сообщил, что может заказать ее у поставщика. Женщину это вариант устроил, она выбрала деталь, заплатила за нее 10 тыс. руб. и подписала с магазином договор, по которому доставить ее должны были в течение 10 дней. Но через два дня из магазина позвонили и сообщили, что у поставщика необходимой запчасти нет, поэтому они готовы расторгнуть договор и вернуть деньги или могут заказать ее у другого, но это выйдет на 5 тыс. руб. дороже. Немного поразмышляв, Татьяна согласилась, заметив, что ремонтировать все равно необходимо. Деньги она перевела сразу, а деталь забрала через неделю.
А еще семь дней спустя обратилась к специалистам сектора с вопросом, может ли она потребовать назад дополнительное внесенные 5 тыс. руб., так как в интернет-магазине, нашла такую же деталь дешевле.
— В договоре, который она подписала в магазине, указано, что в случае отсутствия нужного товара или изменения цены продавец обязуется уведомить об этом заказчика, и свои обязательства магазин сдержал, — заметил Алексей Кондратьев. — Решение купить запчасть за 15 тыс. руб. горожанка приняла сама, а магазин действовал согласно договору.
Горожанин хочет, чтобы продавец сразу вернул деньги за костюм, который не подошел по размеру.
Когда Константин примерял костюм к свадьбе в магазине, ему все понравилось. Но дома на будущего супруга взглянула невеста и покупку забраковала. «Он тебе мал, надо купить на размер больше». Мужчина к пожеланию прислушался, пришел в магазин, но костюма нужного размера в наличии не оказалось.
— Я вернул товар и попросил, чтобы деньги продавец отдал мне сразу, лучше наличными, но тот сообщил, что может только на банковский счет, так как оплата была по карте, — рассказал Константин. — Но деньги могут прийти через день или два, а костюм мне надо срочно покупать. Почему нельзя сразу выдать наличными из кассы?
По словам Светланы Ткаченко, продавец действует по законодательству. Во-первых, согласно ст. 25, при возврате качественного товара, не подошедшего по цвету, фасону, размеру и прочее, деньги возвращаются в течение трех дней. Во-вторых, согласно Письму от 01.08.2011 N 112-Т Центрального Банка РФ, если оплата производилась банковской картой, деньги магазин должен перечислить на ту же самую карту.
Магазин попытался обхитрить покупателя, но в итоге будет отвечать в суде.
Реле давления для водяного насоса Анатолий А. купил в хозяйственном гипермаркете. Но деталь оказалась неисправной и со своей функцией не справилась: насос вовремя не остановился и залил помещение. Мужчина с бракованным реле обратился к продавцу, подчеркнув, что, помимо стоимости товара с дефектом, магазин должен оплатить ему ремонт комнаты. Продавец с претензией согласился, но предложил сначала вернуть деньги за неисправную деталь, а потом, когда будет подсчитана стоимость ущерба, компенсировать и ее. Анатолий А. так и сделал: передал реле, получил деньги и расписался в чеке, подтвердив, что их ему передали.
Вновь в магазине он появился через три дня с заключением эксперта о причиненном вреде, но продавец развел руками. «Вы самолично поставили подпись в документе, где указано, что товар мы принимаем без экспертизы, поэтому от всех прочих претензий вы отказываетесь», — объяснили покупателю отказ компенсировать убытки.
Мужчина не сдался и обратился в сектор по защите прав потребителей.
— Согласно закону «О защите прав потребителей», условия, ущемляющие права покупателя относительно действующего законодательства, считаются ничтожными, — заметил Алексей Кондратьев. — И даже тот факт, что гражданин поставил свою подпись, силы не имеет. По закону продавец должен компенсировать все убытки, причиненные покупателю в результате эксплуатации товара ненадлежащего качества. В досудебном порядке вопрос магазин урегулировать отказался, поэтому мы посоветовали Анатолию А. обратиться в суд.