Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

Поставьте то, не знаю что

Через суд пытается предприниматель взыскать стоимость изготовления мебели с хабаровчанки, которая уверена, что все сделали не по ее эскизу.    

Горожанка заказала изготовление и установку шкафа-купе, обратившись к индивидуальному предпринимателю, оказывающему такие услуги. Вместе с сотрудником фирмы составили эскиз, на котором указали количество дверей, порядок размещения полок и цвет. В договоре также прописали стоимость, дату изготовления и порядок оплаты. Согласно документу, женщина внесла аванс и стала ждать указанного числа. В назначенный день сотрудники фирмы привезли и установили шкаф. Но когда предложили хозяйке принять работу и рассчитаться, она отказалась, заявив, что выбирала другие двери.

Уладить вопрос пытался и руководитель фирмы, он встретился с заказчицей и объяснил, что дверей, о которых она говорит, у них даже в наличии никогда не было, поэтому никто не мог пообещать их установить. Но женщина отказывается вносить деньги за работу, требуя, чтобы все сделали так, как она хочет.

— Сначала к нам обратилась горожанка, мы изучили документы и указали ей, что в договоре и эскизе не указано, какие должны быть двери, — сообщил Алексей Кондратьев. — А также объяснили ей, что сначала надо рассчитаться за выполненную работу, а потом предъявлять претензии по ее качеству. Но безрезультатно.     

Решение о том, кто прав, а кто виноват, предстоит принять суду.


Сезоны — они разные

Еще в декабре Жанна У. купила демисезонные сапоги, но первый же выход в них выявил брак.

В новых сапогах женщина отправилась в середине марта на день рождения к подруге, а вечером дома обнаружила дефект — подошва в районе носка отклеилась. На следующий день она пришла в магазин, показала сапог и потребовала заменить товар. Но продавец претензию рассматривать отказался, объяснив, что данный товар является сезонным, и гарантийный срок на него начинает действовать с наступлением соответствующего сезона. А недостаток появился как раз по той причине, что носить сапоги начали раньше срока.

— Так весна уже наступила, середина марта на календаре, — недоумевала девушка.

На это продавец заявила, что сезонность в торговле устанавливается специальным постановлением губернатора края, и в нашем городе согласно этому документу весенний сезон начинается 1 апреля.

Специалисты сектора по защите прав потребителей, к которым обратилась хозяйка сапог, разъяснили, что определить причину дефекта могут эксперты, но обращаться к ним покупательница должна сама.

— Если эксперт подтвердит наличие производственного брака, то магазин должен будет не только выполнить требование, выдвинутое покупателем (обмен, устранение недостатка или возврат денег), но и возместить стоимость экспертизы, — уточнила Светлана Ткаченко. — А вот если бы горожанка с претензией по качеству товара пришла после начала весеннего сезона, то все хлопоты по проверке качества легли бы на плечи продавца.


За чей счет возврат?

возврат товара.png

«Кто должен оплатить возврат бракованного товара, приобретенного в интернет-маркете, и вернуть деньги?»

 С таким вопросом регулярно обращаются хабаровчане в сектор по защите прав потребителей. Так, горожанин купил на «СДЭК-маркете» ноутбук, который ему доставила так же компания СДЭК. Но когда он пришел получить свой товар, увидел ноут без упаковки и забирать отказался.

— Есть вероятность того, что он уже был в употреблении, ремонтировался и прочее, я не готов рисковать и хочу вернуть деньги, — объяснил покупатель.

За помощью он обратился к специалистам сектора, которые подготовили и направили письма продавцу и доставщику. Вопрос удалось урегулировать по закону: «СДЭК-маркете» оплатил возврат товара и вернул деньги. 

— Мы обращаем внимание, что, если товар, приобретенный в интернет-магазине или на маркетплейсе, не подошел по цвету, размеру, комплектации и прочее,  но он надлежащего качества, то его возврат продавцу оплачивает покупатель, — уточнил Алексей Кондратьев. — Если же в товаре выявлены недостатки, то все расходы ложатся на плечи продавца.         


Информация вместо кредита

Мне обещали помочь найти банк и поручителей для оформления кредита, а по факту ничего не сделали. Как вернуть деньги?

С таким вопросом обратилась в сектор по защите прав потребителей молодая женщина. У нее не очень хорошая кредитная история, поэтому она решила заключить договор на предоставление справочно-информационных услуг по подбору поручителей и банка для получения кредита. За 30 тыс. руб. женщине предоставили список финансовых учреждений и потенциальных поручителей, но одобрения на выдачу кредита она так и не дождалась.

— Услуга оказана согласно договору, который подписала горожанка, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Информацию ей предоставили в обещанном формате и количестве. Поэтому никаких нарушений со стороны исполнителя нет. Проблема в заказчике. Обращаем внимание всех горожан, что при подписании договора надо внимательно читать все пункты. В данном случае справочно-информационные услуги оказаны в полном объеме.

По словам специалистов, сегодня рекламируется множество подобных услуг, например информационное сопровождение для получения звания «Ветеран труда». Стоимость подобных договоров от 15 тыс. руб., а по факту гражданин платит за информацию, которая находится в свободном доступе.      


Решать покупателю

Автомобилистка требует, чтобы магазин предоставил ей запчасть по той цене, которая была на момент сделки, а продавец отказывается, ссылаясь на пункты договора.   

Татьяна Т. обратилась в автомагазин, чтобы приобрести деталь, необходимую для ремонта ее авто. В наличии нужной запчасти не оказалась, но продавец сообщил, что может заказать ее у поставщика. Женщину это вариант устроил, она выбрала деталь, заплатила за нее 10 тыс. руб. и подписала с магазином договор, по которому доставить ее должны были в течение 10 дней. Но через два дня из магазина позвонили и сообщили, что у поставщика необходимой запчасти нет, поэтому они готовы расторгнуть договор и вернуть деньги или могут заказать ее у другого, но это выйдет на 5 тыс. руб. дороже. Немного поразмышляв, Татьяна согласилась, заметив, что ремонтировать все равно необходимо. Деньги она перевела сразу, а деталь забрала через неделю.

А еще семь дней спустя обратилась к специалистам сектора с вопросом, может ли она потребовать назад дополнительное внесенные 5 тыс. руб., так как в интернет-магазине, нашла такую же деталь дешевле.

— В договоре, который она подписала в магазине, указано, что в случае отсутствия нужного товара или изменения цены продавец обязуется уведомить об этом заказчика, и свои обязательства магазин сдержал, — заметил Алексей Кондратьев. — Решение купить запчасть за 15 тыс. руб. горожанка приняла сама, а магазин действовал согласно договору.     


Карта для денег

Горожанин хочет, чтобы продавец сразу вернул деньги за костюм, который не подошел по размеру.   

Когда Константин примерял костюм к свадьбе в магазине, ему все понравилось. Но дома на будущего супруга взглянула невеста и покупку забраковала. «Он тебе мал, надо купить на размер больше». Мужчина к пожеланию прислушался, пришел в магазин, но костюма нужного размера в наличии не оказалось. 

— Я вернул товар и попросил, чтобы деньги продавец отдал мне сразу, лучше наличными, но тот сообщил, что может только на банковский счет, так как оплата была по карте, — рассказал Константин. — Но деньги могут прийти через день или два, а костюм мне надо срочно покупать. Почему нельзя сразу выдать наличными из кассы?

По словам Светланы Ткаченко, продавец действует по законодательству. Во-первых, согласно ст. 25, при возврате качественного товара, не подошедшего по цвету, фасону, размеру и прочее, деньги возвращаются в течение трех дней.  Во-вторых, согласно Письму от 01.08.2011 N 112-Т Центрального Банка РФ, если оплата производилась банковской картой, деньги магазин должен перечислить на ту же самую карту.       


Подпись против закона

Магазин попытался обхитрить покупателя, но в итоге будет отвечать в суде.  

Реле давления для водяного насоса Анатолий А. купил в хозяйственном гипермаркете. Но деталь оказалась неисправной и со своей функцией не справилась: насос вовремя не остановился и залил помещение. Мужчина с бракованным реле обратился к продавцу, подчеркнув, что, помимо стоимости товара с дефектом, магазин должен оплатить ему ремонт комнаты. Продавец с претензией согласился, но предложил сначала вернуть деньги за неисправную деталь, а потом, когда будет подсчитана стоимость ущерба, компенсировать и ее. Анатолий А. так и сделал: передал реле, получил деньги и расписался в чеке, подтвердив, что их ему передали. 

Вновь в магазине он появился через три дня с заключением эксперта о причиненном вреде, но продавец развел руками. «Вы самолично поставили подпись в документе, где указано, что товар мы принимаем без экспертизы, поэтому от всех прочих претензий вы отказываетесь», — объяснили покупателю отказ компенсировать убытки.

Мужчина не сдался и обратился в сектор по защите прав потребителей.

— Согласно закону «О защите прав потребителей», условия, ущемляющие права покупателя относительно действующего законодательства, считаются ничтожными, — заметил Алексей Кондратьев. — И даже тот факт, что гражданин поставил свою подпись, силы не имеет. По закону продавец должен компенсировать все убытки, причиненные покупателю в результате эксплуатации товара ненадлежащего качества. В досудебном порядке вопрос магазин урегулировать отказался, поэтому мы посоветовали  Анатолию А. обратиться в суд. 

 

  



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)