Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.
Формулируйте правильно
«Кроссовки мне малы, пяточная часть неудобная и поэтому натирает, что для спортивной обуви недопустимо. Прошу вернуть мне деньги».
Именно так написал в своей претензии Степан У. и получил закономерный ответ по статье 25 «товар был в употреблении, поэтому возврату и обмену не подлежит».
— Мы всегда говорим, что надо правильно оформлять претензию, а в этой ситуации покупатель перечислил несколько причин, которые регламентируются разными статьями закона, — уточнила Светлана Ткаченко. — Если товар не подошел по размеру, то это статья 25, согласно которой обменять или вернуть его можно только при условии, что он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, упаковка, фирменные ярлыки и этикетки. Если же он натирает и, по мнению покупателя, сделан некачественно, то это статья 18. Согласно ей продавец должен принять товар, провести проверку качества, а при необходимости экспертизу, и установить причину дефекта. В случае выявления производственного брака покупателю должны вернуть деньги и компенсировать понесенные расходы.
Один из десяти рулонов обоев супруги К. вскрыли, чтобы оценить, как они будут смотреться в их новом доме. В итоге сошлись во мнении, что для северной комнаты они темноваты, и решили обои вернуть. Но продавец согласился принять только девять рулонов, потому что у десятого нарушена фабричная упаковка, и он потерял товарный вид.
Специалистам сектора супруги сообщили, что никаким другим способом определить, подходят ли выбранные обои, они не могли. Поэтому с решением магазина не согласны.
— По статье 25 покупатель вправе в течение 14 дней с момента покупки обменять товар, не подошедший по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, но только если сохранен его товарный вид, — отметила Светлана Ткаченко. — Согласитесь, что обои, с которых сняли упаковку, продать проблематично. Поэтому отказ магазина вполне закономерен. При этом стоит напомнить, что статья 25 дает право на обмен товара, и лишь в том случае, когда продавец не сможет подобрать подходящий товар, покупатель вправе требовать возврата денег.
«Решила расторгнуть договор на строительство дачи, потому что исполнитель обязался выполнить все работы зимой, а по факту только в конце марта приступил к работе. Решить вопрос о возврате аванса не удалось, хотя на руках договор, в котором прописаны все даты. Дачный участок на территории Хабаровского района, сама я живу в краевом центре, а предприниматель зарегистрирован в районе имени Лазо. В какой суд мне обращаться с исковым заявлением?»
Антонина Ф.
— Исковое заявление в суд потребитель вправе подавать там, где ему удобно, — подчеркнул Алексей Кондратьев. — Можно по месту регистрации организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, истца или по месту заключения договора. Еще один немаловажный момент: если сумма иска менее 1 млн руб., госпошлину платить не надо.
Своя арифметика
Посетить все восемь занятий, на которые приобрела абонемент, Анастасия Ш. в установленные сроки не смогла по семейным обстоятельствам, а когда решила расторгнуть договор на оказание услуг, то еще и осталась должна спортивному клубу.
Одно занятие там стоит 1,5 тыс. руб., но если приобрести месячный абонемент на восемь тренировок, то стоимость одной составит всего 500 руб. Девушка заплатила за месяц таких занятий 4 тыс. руб., но сходила всего на три тренировки. Она написала заявление и попросила заведение вернуть деньги за неиспользованный абонемент. Но ей сообщили, что при расторжении договора ей придется доплатить еще 500 руб., так как, по существующим у них правилам, если посетитель не выхаживает все занятия по абонементу и расторгает договор, то расчет ведется по стоимости разового посещения.
— Закон «О защите прав потребителей» дает гражданину право расторгнуть договор на оказание услуг на любой стадии и потребовать возврата уплаченных за него средств за минусом расходов, которые уже понес исполнитель, при этом он должен обосновать все свои расходы, — разъяснила Марина Гатина. — Кстати, в данном случае никаких условий расторжения договора при продаже сертификата девушке не сообщили и с порядком его расторжения не ознакомили.
Подарочный сертификат магазина косметики Галине Петровне преподнесли коллеги на юбилей. Сумма там оказалась приличная, поэтому женщина решила сначала купить то, что ей нужно, а остаток истратить позже, когда появится необходимость. Но продавец заявила, что, если сертификат активирован, надо истратить всю сумму или остаток сгорит.
— Но почему я должна покупать не нужные мне в данный момент косметические средства? Ведь впрок их не наберешь, у них тоже есть срок годности, — негодовала Галина Петровна, рассказывая о своей ситуации специалисту сектора.
Но, как объяснила Марина Гатина, магазин в данной ситуации ничего не нарушает. Закон дает продавцу право самому определять ассортимент предлагаемой продукции, форму обслуживания. Единственное условие — вся эта информация должна быть доведена до покупателя до того, как он приобретет сертификат. В данном случае эти правила указаны на упаковке подарочного сертификата.
В магазине согласились заменить бракованный товар на аналогичный, но с доплатой. Покупатель переплачивать отказался и решил проконсультироваться в секторе по защите прав потребителей.
Как рассказал мужчина, деталь для ремонта автомобиля он приобрел в специализированном магазине, но при установке выяснилось, что она с дефектом. Покупатель принес товар в магазин и написал заявление с требованием обменять бракованную деталь на качественную. Продавец товар принял, провел проверку качества и установил наличие производственного брака. Он согласился обменять неисправную запчасть на качественную, но подчеркнул, что автолюбителю придется доплатить, так как стоимость изменилась.
— Статья 24 закона «О защите прав потребителей» дает право на обмен бракованного товара на качественный этой же марки и модели без пересчета стоимости, — сообщила Марина Гатина. — Поэтому покупатель вправе настаивать на том, чтобы деталь ему передали без доплаты.Статьи не путайте
С таким вопросом в сектор по защите прав потребителей обратилась хабаровчанка, которой хирург после травмы руки посоветовал приобрести ортез для постоянной носки. Это женщина и сообщила, обратившись в магазин, реклама которого обещала при необходимости предоставить услугу ортопеда. Продавец, внимательно выслушав покупательницу, заверил, что сам подберет подходящее приспособление, потому что давно работает и хорошо разбирается в этих вещах. Горожанка примерила предложенный ортез, ее все устроило, и она его приобрела. Но через два часа использования она поняла, что он ей натирает и доставляет большое неудобство, потому что мал. В магазине, куда она вновь обратилась, ей объяснили, что купленное приспособление рассчитано на периодическое использование и для постоянной носки не предназначено. Ей предложили оформить заявление письменно. Выдали бланк, где уже указана статья закона «О защите прав потребителей» (некачественный товар). А в ответе, который она получила через три дня, указали, что ей отказано на основании статьи 25 (обмен товаров надлежащего качества, не подошедших по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации), подчеркнув, что медицинские изделия обмену и возврату не подлежат.
— Продавец допустил сразу несколько нарушений, так как изначально предложил написать заявление не по той статье закона, да еще и в ответе сослался на другую, — отметила Светлана Ткаченко. — Мы посоветовали покупательнице написать заявление, сославшись на статью 10, которая предписывает продавцу предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре до заключения договора купли-продажи. И опираясь на статью 12, которая говорит, что в случае непредставления информации покупатель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи или обмена товара на подходящий.
Сначала хабаровчанин передал товар в сервис для ремонта, а потом потребовал вернуть за него деньги, но получил отказ.
Мотокультиватор Георгий Иванович купил для дачного участка, но успел вскопать всего одну грядку, как агрегат сломался. В паспорте товара он нашел адрес сервисного центра и отвез туда культиватор для ремонта. Ему выдали квитанцию, где указали, что отремонтируют за 40 дней, но на словах обещали побыстрее. Через два дня мужчина позвонил в сервис и выяснил, что его культиватор все еще неисправен, и решил написать заявление в магазин, чтобы вернули деньги. Но ему отказали.
— Если в период действия гарантийного срока в товаре выявляется брак, то покупатель вправе выдвинуть одно из требований: обмен, ремонт или расторжение договора купли-продажи и возврат денег, — заметила Светлана Ткаченко. — В данном случае потребитель выбрал ремонт, и изменить свое требование он вправе лишь в том случае, если сервис нарушит сроки устранения дефекта. Других причин для этого нет.