Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска, фото — ru.freepik.com

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

Ремонтировать нельзя заменить

Заменить бракованный товар потребовала покупательница, но в магазине решили его просто отремонтировать.    

Девушка приобрела утюжок для выпрямления волос, причем специально выбрала тот, что может какое-то время работать без сети (на аккумуляторе). Примерно через полтора месяца пользоваться им при отсутствии электричества оказалось невозможно, потому что аккумулятор перестал держать заряд.  Гарантийный срок еще действовал, поэтому потребительница обратилась в магазин, где ей объяснили, что товар технически сложный и его можно только отремонтировать.  Вмешательство мастера помогло ненадолго: через неделю все вернулось на круги своя.  

Хозяйка утюжка вновь обратилась к продавцу, но в этот раз указала, что проблема вернулась, следовательно, ее можно считать существенной, и потребовала заменить товар на качественный.     

В магазине заявление и прибор забрали, а через неделю позвонили и сообщили, что его можно забрать после ремонта.

— Покупательница действовала в рамках закона, и магазин должен был обменять товар в течение 7—20 дней, — подчеркнула Марина Гатина. — Горожанке мы посоветовали настоять на своем требовании, и если в установленные законом сроки оно не будет выполнено, то она вправе претендовать и на неустойку в размере 1 процента от стоимости товара за каждый день просрочки.    


Требование на выбор

Первый же день эксплуатации подаренного внуку велосипеда завершился поломкой: рассыпалась пластиковая часть педалей.

Как объяснил дедушка, купивший ребенку велик, взяли его с витрины, потому что он был последний.

— Возможно, под действием солнечных лучей пластик потерял свою прочность и стал ломким, — заметил он.

В магазине, куда покупатели пришли с заявлением и с неисправным велосипедом, заявили, что сам товар исправен, а педали — это комплектующие и их готовы заменить.

— Покупатель вправе принять такое предложение, но он должен понимать, что покупал он изделие (в собранном виде), и педали, как и все остальное, — являются его частью, — отметила Светлана Ткаченко. — По закону продавец должен выполнить одно из требований покупателя: ремонт, замена, соответствующее снижение цены или возврат денег. 


Качество под вопросом

монитор.jpg

Неделю назад купил новый монитор для компьютера, попользовался и понял, что цвета недостаточно контрастные, картинка нечеткая, поэтому у меня устают глаза. Могу я его вернуть или обменять на другой, потому что этот мне не нравится.    

Анатолий Семенов 

— Статься 25 закона «О защите прав потребителей»  дает покупателю право в течение двух недель обменять товар, который не подошел по цвету, размеру, комплектации, фасону или габаритам, на другой. Сделать это можно при условии, что он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, фирменные этикетки и ярлыки, — подчеркнула Марина Гатина. — Но, во-первых, компьютерным монитором пользовались, во-вторых,  причины «не понравилось» нет. И самое главное — данный товар является технически сложным, поэтому он включен в перечень тех, которые не подлежат обмену и возврату, если они надлежащего качества. Но покупатель сообщил, что цвета недостаточно контрастные, а картинка нечеткая, и причиной этого может быть производственный дефект. Поэтому мы посоветовали Анатолию обратиться к продавцу с претензией по качеству товара. Он должен принять его и провести проверку. Если будет выявлен изъян, то в течение 15 дней монитор можно обменять на качественный либо вернуть деньги. Позже — отремонтировать по гарантии.     


Все претензии продавцу

Вернуть бракованный товар хабаровчанин решил в ближайшем пункте «Озон», но получил отказ.

В секторе по защите прав потребителей мужчина объяснил, что на маркетплейсе «Озон» заказал товар, который ему домой доставил курьер. Когда он померил и внимательно рассмотрел новые кроссовки, то увидел дефект. Со своей претензией он обратился в пункт, который расположен с торца в его же доме. Выбрал его, потому что ближайший.

— Все претензии по качеству товара, приобретенного на маркетплейсе, надо предъявлять непосредственно продавцу, то есть тому лицу, которому вы переводили оплату, — рассказал Алексей Кондратьев. — «Озон» в данном случае является посредником между покупателем и продавцом и ответственности за качество товара не несет.   


Просроченный недостаток

плита.jpg

Подарок маме на день рождения оказался с браком, но вернуть его нельзя.

Новенькая газовая плита стала подарком от дочери к юбилею мамы. Все, как она хотела: газовые конфорки, электрическая духовка. Распаковали и установили обновку не сразу, и то, что стекло в двери духовки держится плохо и выпадает во время пользования, выяснилось примерно месяц спустя.

Женщина сразу достала документы, выяснила, что гарантийный срок составляет 18 месяцев, и вызвала мастера. У специалиста она потребовала заменить ей бракованный товар на качественный. Но тот объяснил, что 15 дней, отведенные законом, уже прошли, и теперь возможен только ремонт, так как этот товар является технически сложным.

— В данной ситуации продавец прав, обменять товар можно будет только в том случае, если один и тот же дефект повторится после ремонта, — объяснила Светлана Ткаченко.        


Условие вне закона

Претензии по качеству товара мы принимаем только в том случае, если при доставке покупатель обнаружит, что упаковка повреждена.

Такое условие фирма по производству межкомнатных дверей включила в памятку, которую Константину М. вручили, когда он приобрел там две двери.

Товар доставили, упаковка была целая, поэтому мужчина подписал документ о том, что претензий не имеет. Но когда приехал установщик этих самых дверей и снял с них целлофан, то покупатель обнаружил, что на одном дверном полотне большая царапина, а на другом заметная потертость на стекле. 

Константин сразу связался с продавцом и сообщил о дефекте, но тот напомнил про свои условия. Правда, позже в магазине согласились заменить стекло на качественное. А вот относительно царапины заявили, что дефект механический и претензии не принимаются, мол, сам виноват.    

— Но ведь упаковку вскрывал мастер, которого направил именно магазин, — возмутился мужчина. — И повредить до этого было некому. Как быть?

— Условие договора, которое ущемляет права потребителя относительно действующего законодательства, считаются ничтожными (статья 16.1), — заметила Светлана Ткаченко. — Поэтому необходимо с письменной претензией обратиться к продавцу и потребовать замены дверей с дефектами либо устранения недостатков.   


За что клиент платит

духовка сервис.jpg

Уже дважды ремонтировал духовой шкаф в сервисе, и он вновь сломался. Мастер в очередной раз предлагает платную замену детали.  Несет ли сервис какую-то ответственность, если поломка — результат некачественно выполненной работы?

Михаил В. 

— Когда потребитель передает технически сложный товар в сервис для ремонта, он должен от исполнителя требовать выдачу квитанции, в которой необходимо указать, какая неисправность устранена. Если была замена детали, то какой, а также стоимость ремонта и гарантия на выполненные работы, — разъяснил Алексей Кондратьев. — В случае когда после ремонта, агрегат снова выходит из строя, надо сначала выяснить причину, и если она та же, что уже устранялась ранее, то вновь отремонтировать должны бесплатно. Поэтому мы рекомендуем направить исполнителю претензию и попросить установить. Если дефект повторяется, то оплачивать работу клиент не должен.     


Спрос с подписавшего

Если договор заключен с магазином, то все претензии по качеству выполненных в его рамках работ, надо направлять продавцу.  

В сектор по защите прав потребителей обратилась хабаровчанка. В магазине бытовой техники она купила телевизор, и там же ей предложили заключить договор на доставку товара, установку и настройку. Она согласилась, подписала документ, и уже на следующий день ей привезли товар, а мастер пришел, повесил его на стену и настроил более ста программ.

Первые четыре дня горожанка была очень довольна, а потом настройки сбились, и доступны оказались только несколько центральных каналов. Она позвонила мастеру, он через несколько дней пришел и вновь вернул возможность выбирать, что посмотреть. Но настройки вновь хватило на пару дней, после чего история повторилась. Тогда горожанка опять  позвонила мастеру, он пообещал прийти, но слово не сдержал, а после и вовсе перестал отвечать.

— Договор об оказании услуги по настройке телевизора вы подписали с магазином, а потому и свои претензии надо направлять туда же, —  заметила Светлана Ткаченко. — Именно продавец в данной ситуации несет ответственность за качество работ, а потому и с мастером должен договариваться он. 

   

 

  




Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)