Специальные выпуски
Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующая городским сектором по защите прав потребителей Светлана Ткаченко и а также главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Екатерина Можейко.
Почаевничаем пока
Вышла из строя кофемашина. Отвезли в магазин, где нам сообщили, что отремонтировать можно, и сказали, что все будет готово через 45 дней. Я слышал, что на время ремонта, магазин должен предоставить аналогичный товар для временного использования. Я попросил о такой услуге, но получил отказ.
Такую историю рассказал хабаровчанин, обратившись в сектор по защите прав потребителей. Недовольство мужчины вызвано тем, что он на полтора месяца остался без кофе, так как в товаре оказался производственный дефект, но компенсировать это продавец отказался.
— По закону, если покупатель выдвинул требование о ремонте или замене некачественного товара, продавец должен предоставить ему другой. Но есть перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. В него включены автомобили, мебель, оружие, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета или в медицинских целях, а также электробытовые приборы, используемые для термической обработки и приготовления пищи, — разъяснила Светлана Ткаченко. — Кофемашина используется для приготовления пищи, следовательно, отказ продавца правомерен.
Надо заметить, что действовал покупатель правильно. По закону в тех случаях, когда товар для замены предоставляется, потребитель должен написать соответствующее заявление. Если, получив документ, продавец не выполнит требование в течение трех дней, покупатель может претендовать на неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день.
Больше двух месяцев Александр Ш. ходил пешком, пока купленный по осени автомобиль ждал ремонта в гараже дилера.
Машину мужчина приобрел в салоне, новую, но в первый же месяц в двигателе проявился дефект. Продавец взял авто на ремонт, сообщив, что необходимых запчастей нет, их придется заказывать в другом городе, и когда они поступят, неизвестно, так что на все уйдет не менее двух месяцев. Автовладелец согласился и стал ждать. Когда озвученные два месяца истекли, мужчина пришел в салон, где ему сказали, что детали до сих пор не поступили. За советом он обратился к специалистам.
— В период действия гарантийного срока на ремонт товара закон отводит 45 дней, и неважно — чайник это или автомобиль. Если за этот период дефект не устранен, то покупатель вправе выдвинуть новое требование, в том числе о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы. Также за нарушение сроков начисляется пеня, которая составляет 1 процент от стоимости товара, — разъяснил Алексей Кондратьев.
Купила утюг, но уже через неделю он перестал нагреваться. Что делать в этой ситуации?
С таким вопросом в сектор по защите прав потребителей обратилась хабаровчанка Галина И.
Специалисты объяснили, что если товар ненадлежащего качества, то покупатель вправе передать неисправный товар в магазин и выдвинуть одно из четырех требований: замена, ремонт, возврат или уменьшение цены. И обязательно указать его в заявлении. На возврат или уменьшение цены закон отводит продавцу 10 календарных дней. Причем в этот срок надо успеть провести проверку качества или экспертизу, если таковые требуются. Замену он должен произвести за 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки максимум за 20. Выполнить ремонт необходимо максимум за 45 дней. Причем срок ремонта должен быть указан в квитанции. Если это не сделано, то отремонтировать нужно незамедлительно или за семь дней.
В случае нарушения продавцом сроков выполнения требования, выдвинутого покупателем, последний может претендовать на выплату неустойки в размере 1 процента от стоимости товара.
Испортили — носите сами
Клиентка отказалась забирать платье, которое отдавала в ателье для того, чтобы в изделие вставили замок и немного его укоротили.
Придя в назначенный день забирать свое платье, горожанка увидела лоснящиеся пятна на подоле и, обвинив ателье в том, что вещь испорчена, не стала забирать, потребовав выплатить его стоимость.
Женщина объяснила, что платье совершенно новое, даже этикетки остались. Она его купила с учетом, что придется немного доделать. Для этого обратилась в ателье, где попросила вшить молнию и подшить. Приемщица обратила внимание на следы носки на изделии и даже сказала об этом хозяйке, но та не поверила, решив, что просто так падает свет. Когда работы выполнили, платье отутюжили, и лоснящиеся пятна стали видны отчетливее. Они-то и смутили клиентку.
— По закону, если в процессе выполнения работ появился недостаток, исполнитель услуги должен его устранить. Не может? В течение трех дней должен предоставить клиенту аналогичную вещь либо вернуть двукратную ее стоимость, — уточнила Екатерина Можейко. — Исполнитель объяснила: недостаток она устранила, никаких пятен на платье нет, но хозяйка все равно отказывается его забирать и требует деньги. Разрешить их спор можно посредством проведения экспертизы, но если она установит, что дефект отсутствует, расходы на ее проведение клиентке придется возместить.
Электричество по-московски
Купив двухтарифный электросчетчик, Борис Николаевич рассчитывал, что сможет экономить на оплате электроэнергии, но не получилось.
Только установив новый прибор, мужчина обнаружил, что время там московское, и в ночной период счетчик ведет учет по дневным тарифам. Изучив инструкцию, он понял, что самостоятельно перенастроить агрегат не удастся, и отправился в магазин. Там ему объяснили, что они настройкой не занимаются, и ему самостоятельно придется искать специалистов. Возмущенный покупатель обратился за помощью в сектор по защите прав потребителей.
— Мы встретились с продавцом, который объяснил, что в продаже есть два типа электросчетчиков. Первые имеют хабаровские настройки, а вторые — московские. По цене они также различаются. Те, на которых установлено местное время, дороже, — комментирует ситуацию Алексей Кондратьев. — Также в магазине заверили, что при продаже сообщили об этом покупателю, но он сделал выбор в пользу более дешевого прибора. Правда, устные объяснения никак не подтвердишь, поэтому закон предписывает предоставлять информацию о товаре в письменном виде: выдавая ее при продаже либо знакомя с ней покупателя под роспись. Если это не сделано, потребитель вправе вернуть покупку и потребовать возмещения всех понесенных расходов.
Недавно в одном из крупных супермаркетов попала в неловкую ситуацию: взяла товар, но на кассе выяснилось, что мне не хватает денег, чтобы его оплатить. Причина, как с возмущением заметила кассир, в моей невнимательности. Оказалось, что на ценнике в торговом зале указаны две цены товара. Первая, крупным шрифтом, для обладателей бонусной карты, а вторая, помельче, для всех прочих. Я же, выбирая товар, ориентировалась на первую, и вторую даже не заметила. В итоге ушла расстроенная и без покупок. Прав ли продавец, указывая на ценнике два варианта?
Ирина Дружева
— В правилах продажи отдельных видов товаров прописаны требования к ценникам. В частности, они должны быть оформлены в едином стиле, на них указывается наименование товара и его цена, причем одна, — сообщила Екатерина Можейко. — И покупатель вправе требовать, чтобы ему продали товар именно по той цене, которая написана первой и крупным шрифтом. Информация о бонусах и скидках может быть размещена дополнительно в специальных объявлениях.
После установки встроенной кухни выяснилось, что навесной шкаф закрывает вытяжное отверстие. Могу ли я предъявить претензию изготовителю, если дизайнпроект кухонного гарнитура составлял специалист этой же фирмы, который для этого приезжал в квартиру?
Оксана А.
— В данной ситуации предъявить претензию можно только в том случае, если у вас есть договор на услугу по составлению этого самого дизайн-проекта, — объяснила Екатерина Можейко. — Если же договор вы не заключали и данную услугу не оплачивали, изготовитель никакой ответственности не несет. Заказчику надо быть внимательнее и обращать внимание на подобные нюансы, прежде чем подписать договор на изготовление кухни или на выполнение иных работ.
Две вроде ни к чему
Подарки стараюсь покупать заранее, вот и к 23 февраля приобрела для брата электродрель. Но недавно выяснила, что он сам в преддверии Дня защитника Отечества сделал себе такой подарок. Могу ли я вернуть дрель, ведь коробку никто даже не открывал? Чек у меня имеется.
Галина Алексеевна У.
— Закон не дает возможности вернуть товар надлежащего качества, а позволяет его обменять, сославшись на то, что покупка не подошла по цвету, размеру, фасону, габаритам или комплектации, при условии, что он не был в употреблении. Вернуть товар возможно только в том случае, когда продавец не сможет подобрать подходящий, — уточнил Алексей Кондратьев. — При этом есть утвержденный Правительством РФ перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату. В числе прочего в него включены технические сложные товары бытового назначения, на которые установлен гарантийный срок. Электродрель относится именно к этой группе, поэтому обменять ее по закону не получится.
Увидев на китайском рынке сапоги, аналогичные тем, что купила в магазине, Татьяна Евгеньевна очень удивилась.
— Продавец заверила меня, что обувь изготовлена в Новосибирске, и отметила, что лучше китайской, потому что не скользит, — поделилась женщина со специалистами сектора по защите прав потребителей. — Я поверила на слово, а после посещения рынка решила найти информацию о производителе на своей обновке. Но ни на сапогах, ни на коробке нет данных о том, где изготовлен товар, из каких материалов, каковы его потребительские свойства. Имеется лишь чек и талон, в котором написано, что гарантийный срок — один месяц. Можно ли вернуть сапоги, если я уже несколько раз их надевала?
По словам специалистов сектора, продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре, причем в письменном виде. Если таковая отсутствует, товар можно вернуть и потребовать возврата уплаченной за него суммы, даже если он был в эксплуатации.