Щит и меч потребителя
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя

Подготовила Нина ЖИГУНОВА совместно с сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска, фото из открытых источников

Разбираться в нюансах законодательства нам помогали заведующий сектором по защите прав потребителей администрации г. Хабаровска Светлана Ткаченко, главный и ведущий специалисты Алексей Кондратьев и Марина Гатина.

Неустойка возможна

Супруги У. еще в октябре купили межкомнатные двери в комплекте,  сразу оплатили доставку и установку, надеясь, что этот финальный этап ремонта пройдет до Нового года, и праздник они встретят  в чистоте и красоте. Но их планам не суждено было сбыться. 

Двери привезли в назначенный день и час, да и мастер приехал во время, но когда он распаковал товар, то оказалось, что двери по цвету отличаются от наличников. Причем вина здесь не покупателей — они выбрали все одного цвета, а продавцов, которые невнимательно отнеслись к сбору заказа. В магазине ошибку признали и согласились ее устранить, обменяв наличники, но предложили оформить новый заказ, который выполнят только в январе 2024-го.

«Имеем ли мы право на компенсацию?» — поинтересовались супруги У.

— Согласно преамбуле закона «О защите прав потребителей», недостатком товара в том числе является его несоответствие условиям договора купли-продажи. И это по статье 21 закона, дает потребителю право потребовать замены товара, а продавец обязан сделать это в течение семи дней. Если данное требование не будет выполнено, покупатель может отказаться от договора купли-продажи и забрать уплаченные деньги, — объяснила Светлана Ткаченко. — Компенсация здесь не предусмотрена, а вот право на неустойку за то, что требование о замене не выполнено в течение семи дней, у потребителя имеется.          


Не только модель, но и артикул

Новый смартфон начал барахлить уже через день. Отнес его в сервисный центр, где дали заключение, что в товаре брак, и отремонтировать его нельзя. С этим документом я пришел в магазин и попросил обменять бракованный товар. Продавец сообщила, что готова предложить такую же модель, но другого цвета, поэтому придется доплатить. Законно ли такое требование продавца?

Павел А.

— Данная ситуация регламентируется статьей 24 закона «О защите прав потребителей», в которой указано, что если модель и артикул те же, дополнительные расходы покупатель нести не должен, а вот если артикул отличается, то требование по доплате законно, — отметил Алексей Кондратьев. — Поэтому надо изучить документы, и если в данном случае идентификация различается, то все по закону.  



Бессрочное хранение

Хабаровчанка обещала забрать приобретенную сантехнику через пару месяцев, а обратилась за ней через пять лет.

Начиная ремонт в приобретенной квартире, Ирина А. купила в специализированном магазине сантехнику, но договорилась оставить ее на складе до окончания работ в ванной и туалете. Ремонт затянулся, и до установки душевой кабины, унитаза и раковины дело дошло только через пять лет.  

  — Я периодически звонила в магазин, узнавала, и мне говорили, что мои товары стоят в складском помещении, — рассказала женщина. — И вот в ноябре мы приехали, чтобы забрать, но нам сказали, что найти товар не могут. Дело в том, что директор магазина и человек, с которым мы договаривались, там больше не работают.

Как выяснилось в дальнейшей беседе, никакого документа, подтверждающего факт передачи товаров на хранение, в свое время составлено не было, да и чеки на его оплату у покупательницы не сохранились.

— Только юридические факты имеют юридические последствия, поэтому надо написать заявление и ждать, — подчеркнула Светлана Ткаченко. — Дальнейшие действия зависят от того, какое ответ даст магазин, признает ли, что покупатель пять лет назад не забрал сантехнику, а оставил ее на хранение.  Если он будет отрицательным, вопрос придется решать в суде, где каждая сторона должна будет доказывать свою правоту.


Долго думал

Три года потребовалось Максиму К., чтобы понять: проводить выходные на базе, куда друзья подарили ему сертификат, он не планирует.

Как рассказал мужчина, обратившись в сектор по защите прав потребителей, осенью 2019 года друзья подарили ему сертификат на посещение загородной базы отдыха. И вот недавно он решил съездить туда, чтобы обменять сертификат на деньги, но получил отказ.

Администратор базы объяснила, что в сертификате указано, во-первых, активировать его в течение года, а во-вторых, деньги не возвращаются. Но при этом она отметила, что они готовы пойти ему навстречу и предоставить оплаченную услугу.

— Я не собираюсь там отдыхать, мне нужны деньги. Что надо делать? — подчеркнул свою позицию горожанин.

По словам Алексея Кондратьева, ситуация неоднозначная.

— По закону «О защите прав потребителей», ст. 32, гражданин вправе отказаться от услуги на любом этапе и получить уплаченные за нее деньги за минусом уже понесенных исполнителем расходов. Информация в сертификате о том, что деньги не возвращаются, считается недействительной, потому что противоречит закону, — уточнил он. — Правда, есть одно но. Прошло довольно много времени, и гражданин должен понимать, что срок исковой давности истек, поэтому мы не знаем, какое решение примет суд.

 


Закон против географии

Молодой человек решил вернуть бракованный золотой браслет и забрать деньги, но в магазине заявили, что придется несколько месяцев подождать.

Купил изделие мужчина всего пару недель назад, но в процессе носки очень быстро выяснилось, что не все звенья прочно спаяны. Он обратился в магазин, где признали, что  это производственный брак, и выдали ему квитанцию, в которой в числе прочего содержалось несколько предупреждений. Покупатель, не вчитываясь, поставил напротив каждого галочку, подтверждая свое согласие. После чего продавец сообщила, что ответ ему дадут минимум через полтора месяца, так как экспертизу будут проводить в Красноярске.

— Я потребовал возврата денег за некачественный  товар, в магазине согласились, что это брак. Почему должен ждать еще полтора месяца? — возмутился молодой человек.

В секторе по защите  прав потребителей негодование горожанина разделили.

— В законе четко прописано, в какие сроки должно быть выполнено каждое из требований, выдвинутое в случае покупки некачественного товара, — заметила Светлана Ткаченко. — Так, на возврат денег отводится 10 дней, причем за это время должна быть проведена проверка качества, если необходимо — экспертиза. Обмен товара от 7 до 20 дней, устранение недостатка от 7 до 45 дней. Если сроки не соблюдаются, покупатель вправе выдвинуть иное требование, а также настоять на выплате неустойки за их нарушение.            


Красота — это относительно

«В парикмахерской мне испортили прическу. Во-первых, подстригли не так, как я хотела, а во-вторых, цвет совсем не тот, какой просила. Уголка потребителя в салоне нет, чек не дали. Как мне действовать?»

Такой вопрос задала горожанка специалистам сектора по защите прав потребителей.   

— Что касается уголка потребителя, то закон его форму не определил, а только установил обязанность исполнителя услуги предоставить полную информацию о себе, об услугах, тарифах, порядке обслуживания, льготах и прочее, — разъяснила Марина Гатина. — Эту информацию необязательно размещать на стенде на стене, можно в  любой папке, которая лежит на столе или в ином доступном для посетителя месте. Что касается документа, то он доложен быть выдан, причем в форме квитанции, товарного чека или любой другой, где обязательно должны быть прописаны виды услуг, их стоимость, цена на использованные ингредиенты, например краску для волос, и итоговая. Право потребителя — потребовать его выдачу. Что касается испорченной прически, то вопрос очень сложный, потому что оценка качества стрижки и окраски — дело весьма субъективное. Доказывать, что стрижка выполнена непрофессионально, придется получателю услуги.


Всем сидеть

В том, что у недавно купленного стула отвалилась ножка, продавец обвинил покупателя и отказался рассматривать его претензию, нарушив тем самым закон.

Как рассказала Татьяна Т., четыре мягких стула на металлическом каркасе она купила, чтобы заменить отслужившие свое табуреты, но радовалась недолго. Через неделю у одного из них отвалилась ножка. Хозяева осмотрели все и увидели, что ножки везде держатся ненадежно. Со сломанным стулом они отправились в магазин, но продавец заявил,  что, вероятнее всего, его повредили при доставке или эксплуатировали неправильно, поэтому покупатели сами виноваты.

— Магазин в этой ситуации неправ, потому что по закону производитель бытовой мебели обязан устанавливать гарантию на свой товар не менее 18 месяцев, а продавец не вправе его уменьшить, — заметила Светлана Ткаченко. — Поэтому в течение гарантийного срока продавец должен принять неисправный товар, провести проверку качества, установить причину поломки и ознакомить с результатом покупателя. Если он с ним не согласится, тогда продавец должен провести экспертизу, заключение которой и решит спор. Подтвердится брак — потребитель вправе потребовать ремонта, замены или возврата денег. А если будет установлено, что причина — неправильная эксплуатация, то виновный должен компенсировать расходы на экспертизу. 

  Выбирай тщательно

Только дома, изучив техническую документацию и рассмотрев насадки, гражданин решил, что этот триммер для стрижки волос ему не подходит. В тот же день хотел вернуть товар в магазин, потому что не пользовался им, но ему отказали.

В секторе по защите прав потребителей ему сказали, что магазин поступил по закону. 

— Статья 25 закона «О защите прав потребителей» дает покупателю право обменять качественный товар, который не подошел по цвету, фасону, габаритам, размеру или комплектации, при условии, что он не был в эксплуатации, сохранены фирменная упаковка, ярлыки и этикетки. И только в случае, когда подходящего для обмена товара нет, продавец возвращает деньги, — сообщила Марина Гатина. — Но триммер для волос входит в перечень товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат. Поэтому советуем тщательно подходить к выбору и не торопиться с покупкой.  

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)