Щит и меч потребителя. Спецвыпуск за 18 октября
logo

Специальные выпуски

Щит и меч потребителя. Спецвыпуск за 18 октября

Подготовила Нина ЖИГУНОВА

Ускорение от собственника

Неожиданно для горожанина по абонементу на десять посещений он смог поплавать в бассейне всего семь раз.

Как мужчине объяснили, когда он попытался выяснить, почему его не пускают, причина в новом собственнике, установившем новые правила и цены.

— Я уже много лет регулярно, круглый год посещаю этот бассейн. Когда покупал очередной абонемент, все было как всегда, о смене собственника и стоимости услуги меня никто не предупреждал, — обрисовал он ситуацию. — И получилось, что я заплатил за десять посещений, а побывал всего семь раз. И все, деньги закончились, потому что подняли стоимость. Как такое может быть? Неужели это законно? Ведь купля-продажа не может пройти за один день.

В секторе по защите прав потребителей отметили, что ситуация сложная, и посоветовали сначала обратиться к предпринимателю с письменным заявлением, выдвинув требование вернуть деньги или предоставить оплаченную услугу. Если тот откажет, надо обращаться в суд.  


Для бизнеса свои законы

Купила лампу для сушки ногтей. Она мне необходима для работы: у меня небольшой бизнес — маникюрный салон. А она оказалась неисправная, я не смогла работать  и потеряла доход, потому что пришлось отказать нескольким клиентам. Могу ли потребовать от продавца не только вернуть деньги за бракованный товар, но и компенсировать убытки? Ведь статья 18 закона «О защите прав потребителей» дает такое право.  

Алена М.

— Нет. Согласно преамбуле закона, на который вы ссылаетесь, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, — подчеркнула Светлана Ткаченко. —  Там также указано, что «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». В вашем случае речь идет именно о предпринимательской деятельности, следовательно, статьи закона на вашу ситуацию не распространяются. Вы вправе предъявить претензию продавцу, руководствуясь Гражданским кодексом РФ.  В случае отказа решить вопрос в досудебном порядке придется обращаться в суд.

 
диван.jpg

Цена ошибки

Новый диван не вписался в тщательно продуманный интерьер комнаты, потому что мастер нарушил условия договора.

Подбирая мебель для квартиры после ремонта, хабаровчанин решил заказать изготовление дивана, потому что готовые модели не подходили по размеру и не вставали на отведенное для этого место.

— В договоре с изготовителем четко прописано, какой длины, ширины и высоты должна быть мебель, — поделился мужчина. — Когда диван привезли, мы попытались поставить его к выбранной стене, но он там не поместился. Я решил перемерить и выяснил, что он длиннее и шире. Могу ли я потребовать, чтобы изготовили другой? Кто должен его увезти? И надо ли мне будет оплачивать доставку другого дивана?   

По словам Алексея Кондратьева, заказчик вправе выдвинуть требование о замене или возврате денег, потому что изготовитель нарушил условия договора. Все расходы по возврату и доставке также ложатся на плечи исполнителя, потому что они возникли по его вине.


Гарантия на словах

Покупая весной теплицу, Тамара Федоровна рассчитывала, что та послужит ей хотя бы лет пять, а потому очень расстроилась, обнаружив недостатки в первую же осень.

Дачница обратилась в магазин, где приобрела теплицу, и написала заявление с требованием заменить на качественную, ведь обещали, что ее хватит на 15 лет. Но продавец ответил отказом, объяснив, что теплицами он не торгует, а продает отдельно конструкцию и отдельно поликарбонат.    

— Женщина показала нам документы, согласно которым она, действительно, приобрела составляющие отдельно. Поэтому претензию можно выдвинуть отдельно по конструкции и отдельно по покрытию, — уточнила Марина Гатина. — Но нигде мы не нашли информацию о гарантийном сроке, а то, что сказал продавец или написано в рекламном буклете, значения не имеет. Мы посоветовали дачнице подготовить еще одно заявление с требованием заменить поликарбонат, но так как гарантийный срок не установлен, ей самой придется доказывать. что товар некачественный.  


смартфоны.jpg

 Статья есть, да не про вашу честь

Хабаровчанка была возмущена тем, что в магазине отказались обменять смартфон, который не подошел ей по габаритам.  

За помощью она обратилась в сектор по защите прав потребителей, где рассказала, что купила телефон накануне, но дома выяснила, что он не помещается в ее клатч, а значит, ей неудобно будет его носить. Она пришла в магазин, объяснила ситуацию и даже написала заявление, сославшись на статью 21 закона «О защите прав потребителей», но продавец обменивать отказался.

— Я им даже не пользовалась, только один раз из коробочки достала. Товарный вид сохранен. Почему нельзя обменять? — возмутилась она.

Как разъяснила Светлана Ткаченко, закон, действительно, дает право в течение 14 дней обменять качественный товар, который не подошел по цвету, размеру, комплектации, габаритам или фасону. Но есть перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ, на которые данная статья не распространяется. И смартфоны, наряду с еще  целым рядом товаров, нельзя обменять, если в них нет недостатков.   


стекло.jpeg

Кто прав, а кто виноват?

Магазин отправляет в сервис, а мастера говорят, что виноват продавец.  

В такой замкнутый круг попал хабаровский автолюбитель, который стекло на свою «тойоту» купил в специализированном магазине, а за установкой обратился в автосервис. Там все сделали, но буквально на следующий день по стеклу пошли трещины, и оно высыпалось.

Мужчина сразу проехал в сервис, где развели руками и сообщили, что на стекле сразу были небольшие трещины, видимо, они и стали причиной произошедшего. «Но мы не виноваты, — заявил мастер. — Все вопросы к магазину, где вам продали бракованный товар».

Продавец же, выслушав претензию, с ней не согласился. «Стекло вы осмотрели и забрали, значит, с ним все было в порядке. Какие к нам вопросы?» — сказал он.

— Мы посоветовали потребителю написать претензию в автосервис о том, что его не уведомили о наличии дефекта в стекле, перед тем как устанавливать, — заявил Алексей Кондратьев. — Если ответ будет отрицательный, то выяснять, кто прав и кто виноват, придется в суде.     


Срок истек

Телевизор купил полтора года назад, но за это время включал всего несколько раз. Почему не могу отремонтировать его по гарантии?

С таким вопросом в сектор по защите прав потребителей обратился хабаровчанин, которому в мастерской согласились отремонтировать телевизор за сумму, практически равную его стоимости.

— По документам гарантия на товар 12 месяцев, а с момента покупки прошло уже 18, поэтому в сервисе вполне законно сообщили, что готовы устранить неполадки за 33 тыс. руб., — объяснил Алексей Кондратьев. — Естественно, потребителя это возмутило, к тому же, по его словам, включал телевизор он очень редко, значит, качественный товар не выработал бы свой ресурс за столь короткий срок. Мы объяснили ему, что по закону у покупателя есть право предъявить претензию по качеству товара в течение двух лет, но если гарантийный срок истек, то ему придется доказывать наличие брака и нести сопутствующие расходы. Если экспертиза подтвердит производственный дефект, то все затраты компенсирует продавец.    


смеситель.jpg

Не написано, значит, не было

Горожанин попросил вернуть деньги за некачественный товар, а продавец просто его отремонтировал и при этом не нарушил закон.

Установив на кухне новый смеситель, хозяин обнаружил, что вода полностью не перекрывается и продолжает течь. Тогда он снял его и отвез в магазин, объяснил, что в товаре недостаток и попросил вернуть деньги. Когда он вновь пришел через три дня, ему передали исправный смеситель.

— Но я уже купил и установил другой, а за бракованный товар рассчитывал получить деньги, — объяснил он. — Почему они его отремонтировали, ведь я их об этом не просил?

— В данном случае магазин поступил по закону. Мы всегда рекомендуем покупателям все свои требования выдвигать в письменном виде, так как устные просьбы и договоренности продавец может забыть, не учесть или не передать по инстанции, — уточнила Марина Гатина. — Так как вместе с товаром потребитель письменное заявление не передал, продавец вправе сам решить, как поступить: отремонтировать, обменять или вернуть деньги, что он и сделал.    

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)