Снова едем по-другому?
logo

Специальные выпуски

Снова едем по-другому?

Подготовил Сергей ТЕНИЦКИЙ

У российских водителей уже вошло в привычку: наступил новый год, а значит пора уточнять, какие перемены в автомобильной жизни их ждут на этот раз.

А новшеств хватает: это и поправки в КоАП, и уже действующие новые штрафы, изменение схемы сдачи экзаменов в автошколах, закон о такси и гаражах.

Все строже и строже

1.jpg

Сначала о том, что хабаровчан пока никак не коснется. С 10 января в России начали действовать новые санкции для «зайцев», а точнее штрафы за проезд по платной дороге без оплаты. За такую тавтологию водитель легкового автомобиля получит наказание в размере 1,5 тыс. руб., грузовой машины или автобуса — 5 тыс. руб.

«Уклонисты» стали появляться на западных магистралях страны после того, как была введена система «Свободный поток» без шлагбаумов и кассовых будок. Наличие оплаты считывается по базе данных с помощью камер видеонаблюдения.

Жителям Хабаровска и Хабаровского края эти штрафы не страшны по причине отсутствия платных дорог в нашем регионе. А строящуюся магистраль в обход города еще неизвестно когда сдадут.

Мнение экспертов

Решение логичное. Без наказания у автомобилистов не будет стимула соблюдать установленные правила проезда. Все справедливо.

Оценка: палец вверх

Никогда не было, и вот опять

2.jpg

С начала года в России выросли акцизы на топливо в среднем на 4 процента. Это запланированное еще с 2018 года повышение. Акцизные сборы, по заверениям Правительства РФ, не превышают уровень инфляции в стране, при этом, как обещают в верхах, взрывного роста цен на бензин не случится. У правительства есть механизмы сдерживания стоимости, например демпфер (если цены на нефть высоки, топливные компании получают отрицательный акциз, если наоборот платят сверх положенного).

Доходы от акцизов пойдут на финансирование дорожного строительства по всей стране.

Мнение экспертов

Аналитики и финансовые специалисты могут долго и нудно объяснять влияние акцизов, скачков на биржах и мировых нефтяных цен, но любой автомобилист знает: бензин будет только дорожать. Что, собственно, и подтвердилось в январе.

Оценка: палец вниз

Новый КоАП

3.jpg

В правительстве России разрабатывают масштабный проект обновления Кодекса об административных правонарушениях. Принятие поправок может произойти уже в 2021 году. Так чего ждать россиянам?

Например, введения штрафов за превышение средней скорости. То есть наказание будет прилетать нарушителю не за нарушение в конкретной точке, где работает комплекс видеофиксации, а на определенном участке. Поэтому проехать под камерой на 40 км/ч, а затем резко разогнаться до 90 км/ч не выйдет.

Статью за отказ от прохождения медицинского освидетельствования хотят дополнить отягчающим обстоятельством — наличием в машине несовершеннолетних. Едешь нетрезвый да с ребенком? Получи двойное наказание.

Штрафовать собираются и за брошенный во дворе автомобиль. Но только при условии, что он начинает превращаться в мусор: недостает элементов кузова, отсутствуют детали. Нарушитель заплатит за свой хлам до 3 тыс. руб.

Вырастет до 2 тыс. руб. и штраф за езду без талона ТО и полиса ОСАГО. По задумке отслеживать это будут с помощью камер видеонаблюдения.

Вновь поднимается вопрос о введении нормы наказания за опасное вождение. Но все попытки добавить такую статью в КоАП проваливаются на этапе обсуждения трактовки понятия «опасное вождение». Боязнь того, что данную норму инспекторы ГИБДД будут трактовать слишком широко, высока.

Мнение экспертов

Многие предлагаемые штрафы уже давно назрели и выглядят хорошим решением. Но все упирается в извечную проблему — исполнение. Можно узаконить еще не один десяток штрафов на любой случай, но если следить за исполнением законов спустя рукава, то все это обернется профанацией и вызовет лишь раздражение у водителей.

Оценка: палец вверх

Смотрим, теперь и через камеру

4.jpg

Новый порядок прохождения техосмотра вступил в силу еще осенью 2020 года, но с марта 2021-го операторы ТО будут должны проводить свою работу под пристальным взором камер. На видео должна быть зафиксирована передняя часть автомобиля с читаемыми номерами, после ТО — задняя, также с номерами. За нарушение инспекторы ГИБДД имеют право аннулировать диагностическую карту.

Мнение экспертов

Для тех автомобилистов, кто проходил техосмотр честно, практически ничего не поменяется. А вот серым игрокам рынка придется думать, как обойти данные формальности. И, возможно, они найдут способ мухлевать и в этом случае. А в целом направление задано верное: меньше непригодных авто на дороге — меньше ДТП.

Оценка: палец вверх

Больше практики

5.jpg

С апреля кандидаты в водители будут сдавать экзамены по-новому. Главное изменение — убрали площадку. Отныне будущие автомобилисты должны показывать свое мастерство парковок, разворотов и перестроений на практике, в потоке, среди реальных машин.

Вместо заготовленных маршрутов появится перечень дорог и районов, где можно сдавать на права. Таким образом, курсант автошколы не сможет заранее заучить путь.

Мнение экспертов

Насколько эффективными окажутся данные новшества, непонятно. Но, учитывая, сколько ДТП происходит на дорогах страны каждый год, реформировать систему обучения наших водителей еще есть куда.

Оценка: палец вверх

Молодость на дорогах

6.jpg

Одно из ярких предложений депутатов Государственный думы, которое вполне может стать реальностью уже в нынешнем году — разрешить получение водительских прав с 17 лет. Изначально предлагалось допустить за руль с 16 лет, но страховые компании встали стеной на пути этой идеи. В итоге нашли компромисс. Отучиться можно и в 16, но управлять автомобилем только с 17 лет. И то лишь в сопровождении совершеннолетнего товарища с водительским удостоверением. Сейчас законопроект проходит согласование в различных инстанциях.

Мнение экспертов

К этой идее в автомобильном мире относятся скептически. Способен ли подросток разумно вести себя на дороге, учитывая, что некоторые взрослые не могут похвастаться адекватным поведением за рулем? Вопрос очень сложный. Да к тому же многие опасаются, что в итоге права получат представители золотой молодежи, а затем начнут устраивать кутеж на улицах российских городов.

Оценка: палец вниз

Не самокат, а транспорт

7.jpg

В этом году, по слухам, наконец-то могут регламентировать передвижение на электросамокатах, сегвеях, моноколесах, гироскутерах и прочем. Модные, но зачастую опасные в неумелых руках игрушки, приравняют к транспортным средствам со всеми вытекающими отсюда обязательствами и проблемами. Кататься свыше 20 км/ч запретят, возможно, понадобится сдать какой-нибудь экзамен. Приоритет на тротуаре закрепят за пешеходами, а любителей экзотики отправят на велодорожки и проезжую часть. В случае столкновения с кем-либо упростится система оформления аварии и последующих выплат.

Мнение экспертов

Кто-то видит в подобных идеях излишнюю бюрократию и давление на свободу перемещения, кто-то реагирует положительно. В больших городах, к сожалению, происшествия с участием подобных средств передвижения случаются. Хотя, конечно, намного реже, чем с участием автомобилистов. Тем не менее иметь какой-либо регламент на случай нештатной ситуации было бы неплохо.

Оценка: палец вверх

И гаражи, и такси

8.jpg

Еще два документа, давно блуждающих между ведомствами, могут наконец-то стать полноценными законами. О такси и его проблемах говорили давно, при этом с каждым годом ситуация на рынке таксомоторных перевозок становится все напряженнее. Все больше людей пользуются частными извозчиками, агрегаторы ссорятся с водителями и наоборот, растет аварийность. В 2018-м в первом чтении Госдума приняла закон «О такси», но оказалось, что документ очень сырой. Латают его и по сей день. Есть небольшая надежда, что окончательные правки все-таки внесут и утвердят, и полноценный закон будет принят в 2021 году.

Проблема с гаражами не менее старая для нашей страны. Хабаровчане знают, как гаражи могут уродовать город. Правда, цель законопроекта, разрабатываемого в Минэкономразвития, не убрать незаконные постройки, а легализировать их и обложить налогом. Документ находится на стадии общественного обсуждения.

Мнения экспертов

Оба вопроса обширные и довольно сложные, так что мнений вокруг очень много. Хватает и радикальных высказываний, что, опять же, показывает — пора наводить порядок.

Оценка: нейтральная     

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)