Специальные выпуски
Давно доказано, что физическое и психическое здоровье связаны. В тяжелое время сильные эмоции выходят на первый план и запускают нежелательные реакции организма. Особенно трудно нам приходится, если вместо поддержки от близких мы получаем негатив, потому что они находятся по другую сторону баррикад.
В интернете уже появилось достаточно много практических советов о том, как поддерживать душевное равновесие. Вот основные из них: соблюдать информационную гигиену, выбрав не больше двух-трех надежных источников новостей; ограничить соцсети, особенно яростные дискуссии; сосредоточиться на делах, приносящих ясный и видимый результат, идти вперед маленькими шажками; заниматься тем, что считаете полезным, что вас радует и поддерживает; сохранять контакт со своим телом через физическую активность; заботиться прежде всего о себе и близких, только потом помогать тем, кому реально можете.
Однако этим простым советам, как выяснилось, не так-то легко следовать.
Останавливаем тревогу
Мы разбираемся вместе с медицинским психологом и гештальт-терапевтом Екатериной Гориславец.
― Что делать, если тревога никак не отступает?
― Прежде всего понять, что это за явление и зачем оно нужно. Это уже принесет облегчение. Тревога дана нам, чтобы творчески сориентироваться в ситуации неопределенности, выбрать способ реакции. Это нормально в подобных обстоятельствах. И еще надо признать, что тревога будет возвращаться. Нужен как минимум 21 день после события, чтобы травмирующий эффект ослаб, а шок может длиться несколько месяцев. Но это не навсегда.
― А если речь идет о целом букете эмоций: страх, боль, вина, бессилие? Если накатывает паника?
― Все это тоже форма проживания тревоги. На свете нет способа, который позволил бы нам стать бесчувственными. Но есть хорошее упражнение, чтобы снизить интенсивность переживаний, — «У меня есть мысль…». Начинаете фразу, затем проговариваете то, что вас пугает, и добавляете: «Но это всего лишь мысль».
Во время приступа необходимо обратиться к тому, что имеет четкие границы. Прежде всего — к телесным ощущениям. Вы наверняка чувствовали, что в такие моменты в теле тоже нарастает напряжение. Надо найти этот участок. Восстановите опору, почувствуйте, где стоят ваши ноги, где находятся руки, ощутите, что вы есть, и начинайте дышать: глубокий вдох — длительный выдох. Наблюдайте, что происходит с телом. Напряжение должно начать спадать.
— Как поступать, когда тревога уже повлияла на здоровье: подскакивает давление, учащается пульс?
— Обращаться к терапевту или психотерапевту. Если у вас уже были хронические заболевания, которые обострились, возможно, придется поменять схему приема препаратов. Или начать принимать какие-то лекарства, чтобы у организма появились ресурсы для жизни в новых условиях. Это могут быть антидепрессанты, аминокислоты и т.д.
— Кто должен прописывать успокоительные?
— По-хорошему, конечно, врач. Но если они уже знакомы вам и принимаются по инструкции, хуже, думаю, не будет.
Специалисты единодушны: тревожные мысли нельзя держать в себе. Нужен хотя бы один собеседник, с которым их можно разделить. А лучше несколько разных. Но сейчас такое время, когда не мы разделяем мысли, а они разделяют нас и делают почти идеологическими врагами.
— Как удержать себя от постоянных выматывающих споров о происходящем?
— Помнить, что вы можете в них не вступать. Вы сами выбираете форму своего несогласия, и о нем необязательно сообщать вслух. Сейчас это сложно принять, потому что последние годы мы, наоборот, учились высказывать свою позицию. А теперь все резко изменилось. И да, мы будем сталкиваться с теми, кто пытается переубедить других. Он может переживать несогласие как угрозу своему существованию. «Если со мной не соглашаются, есть ли я вообще?»
— Реально ли выстроить с ними здоровый диалог, когда один принимает позицию другого?
— Всегда можно попробовать. Если не получается — договориться не разговаривать на эту тему. Ну а в случае, когда ничего не работает, уйти. Другого выхода не придумали.
— Что делать, если по другую сторону баррикад оказались самые близкие: родные, супруги, лучшие друзья?
— Постараться восстановить в своей голове целостность человека. Перед вами не только тот, кто сейчас не соглашается или отталкивает. Он все еще муж/жена, мама/папа, друг, родственник, просто на потрясения человек реагирует самой сложной своей частью. Вспомните, что между вами есть и общее, сосредоточьтесь на нем. Выясните, о чем вы можете говорить, не ссорясь. Но будьте готовы к тому, что иногда вы ничего не можете сделать, общение придется поставить на паузу. Так тоже бывает. Но рвать связи не надо.
— А если сам замечаешь в себе неодолимое желание переубедить другого?
— Замечаете — уже хорошо. Попробуйте разобраться, зачем вам это нужно, и напомнить себе, что несогласие с вашим мнением не отменяет вашего существования.
Когда происходит что-то трагическое, мы не просто начинаем ощущать тревогу. Многим становится трудно видеть в жизни хоть что-то хорошее.
— Как себя вести, когда радоваться не получается?
— Не заставлять себя. Можно выходить из темной зоны постепенно. Но также не забывайте, что чувствовать радость тоже нормально, не стыдите себя. А если все же понимаете, что завязли, просите других вызволить вас.
— Но бывает и так, что человек ощущает стыд и вину за радость в тяжелой ситуации…
— Вина вообще дает чувство опоры. Ведь если кто-то виноват, значит, можно все исправить. А если ты сам — то уж точно. Однако в мире действительно есть вещи, которые мы не можем контролировать. Уходя, к примеру, на концерт, вы никого не предаете и не бросаете. И если испытываете стыд, но не понимаете почему, значит, он может быть токсичен и разрушать вас. И это уже запрос к психотерапевту.