Специальные выпуски
Атмосфера гостеприимства
Гостиничный бизнес стал одной из первых отраслей, пострадавших от пандемии. К счастью, главные трудности позади, и ситуация постепенно выправляется.
Кто-то скажет: зачем анализировать положение дел в области, если самими хабаровчанами гостиницы практически не востребованы? Но на самом деле это не так. Ведь многим горожанам порой приходится хотя бы неделю-другую ютиться где-то в случае переезда, развода или капитального ремонта в квартире. А бывает, что прибывших родственников, друзей или хороших знакомых просто негде разместить на некоторое время. Вот тут-то и приходится применять смекалку и прибегать к услугам сферы гостеприимства. И тогда уже невольно ищешь, где и что предлагают дешевле. А вот для большинства приезжих, как показывает практика, важны не цены, а качество предоставляемых услуг и район проживания. Ведь предложений достаточно много.
Мы решили выяснить, каков ценовой диапазон и что предлагают сейчас в гостиницах и мини-отелях. Кстати, несмотря на тотальную классификацию комплекса, проведенную несколько лет назад с выставлением баллов и присвоением звезд по установленным критериям, неразбериха есть.
Не смотри на звезды
Начинаем с самого дешевого сегмента и при помощи всезнающего агрегатора отправляемся в хостел в районе железнодорожного вокзала, где обозначен минимум по нынешним меркам — проживание от 650 руб. за сутки. Это примерно тот же ценник, что до пандемии. Прежде чем переступить порог, интересуюсь у парней, стоящих на крыльце здания, как здесь принимают гостей.
— Мы приезжие, работаем на стройке, проживание оплачивает контора, — сообщил Сергей, один из собеседников. — Все устраивает, в комнате раз в сутки влажная уборка. Есть чайник, телевизор, а душ и туалет в коридоре. Но предметы одноразового пользования необходимо иметь при себе. В микроволновой печи, что на столике в фойе, можно разогреть приобретенную пищу. Кафе, к сожалению, в помещении нет, на ресепшене предлагают только прохладительные напитки. И еще одно обязательное условие: в вечернее время следует соблюдать тишину и после 23 часов отбой.
Администратор хостела добавила: комнаты рассчитаны на 4, 6 и 8 мест, по сути, это только кровать и тумба для личных вещей, телевизор в фойе. Цена за сутки 700 руб. с человека. Однако разочаровала тем, что свободных мест нет, бронь на целую неделю вперед. Правда, моя попытка убедить девушку, что мне крайне необходимо остановиться хотя бы на пару дней, увенчалась успехом. В качестве исключения она предложила небольшую комнату площадью 10 кв. м с двумя кроватями и телевизором за 1 800 руб. (по 900 на человека). Картина представилась убогая, тем более что впору было просить беруши из-за раздражающего звука дрели в коридоре.
Такова реальность, и невольно вспомнились слова Омара Хайяма: «Даже от вещей, которые заставляют плакать, можно улыбнуться». Кстати, уже выходя на улицу, понял, что есть нюанс, на который клиентам следует обратить внимание. Особенно тем, кто проживает вне дома долго. По факту оплата в хостеле производится не за сутки, а за 22 часа, ведь заезд в 14 часов, а покинуть комнату требуется до 12 часов.
Дороже значит лучше?
Беру время на раздумье и отправляюсь в гостиницу в пятнадцати минутах езды от центра, где, судя по информации на сайте, можно разместиться недорого, но вполне комфортно. Вежливый администратор предлагает заносить вещи хоть сейчас и замечает, что таких низких цен в городе практических нет. Стоимость одноместного номера, который ближе к обеду убирают с заправкой постели, 1 900 руб. в сутки. В нем диван, кондиционер, микроволновка, малый холодильник, душевая кабина (есть мыло, гель, одноразовые тапочки) и унитаз по соседству, бесплатный доступ в интернет. Что-то ценное временно можно хранить по договоренности сторон и соответствующей описи в сейфе администрации. Сравниваю записи с данными двухгодичной давности в своем блокноте и делаю вывод: цены на гостиницы для постояльцев со средней толщиной кошелька выросли как минимум в полтора раза.
Люкс от королевы
Идем по нарастающей, и берем курс на один из самых дорогих отелей в самом центре Хабаровска. Беседа с консультантом завязывается после того, как говорю, что хочу забронировать номера для гостей из-за границы.
— Ценники вас не должны пугать, — поясняет он. — Диапазон от 3 700 руб. (стандартные номера эконом-класса) до 11 000 руб. за сутки (люкс королевский). А если с учетом завтрака, еще дороже. Есть скидки выходного дня — по пятницам, субботам и воскресеньям — на 20 процентов дешевле. Если забронировать номер на сайте заранее, можно сэкономить 5 процентов от стоимости проживания.
Кроме обычных услуг, специалист отметил звукоизоляцию стен в светлом номере с зонированным пространством, чайный уголок, багажную тумбу, удобное рабочее место, мини-бар и сейф. В гостинице круглосуточный ресторан и небольшая сауна.
Арифметика гостиничного бизнеса, направленного на удовлетворение спроса целевой аудитории, меняется. Отельеры не ждут поблажек, им надо любыми способами наверстывать упущенное во время ограничений. И без роста стоимости услуг сделать этого, видимо, не удастся. Хотя все признают, что главное — загрузка, а значит со временем возможны ценовые послабления.
— Заселяющимся в гостиницу требуется знать и соблюдать главные правила, — прокомментировал главный специалист городского сектора по защите прав потребителей Алексей Кондратьев. — При подписании договора между сторонами требуется поинтересоваться, что именно включено в оплату. Кроме того, в этом документе должны быть четко отображены ваши права, чтобы в случае форс-мажора не возникло проблем.
Приюти нас, отель!
Бывая на отдыхе или в командировке, большинство людей останавливаются в гостиницах. Об уровне комфорта, ценовой политики и других нюансах проживания мы попросили рассказать горожан.
Владимир Юрьевич, пенсионер:
— В гостиницах не проживал, наверное, уже лет сорок. А в советские времена частенько отправляли по работе в разные города. Так что иногда приходилось неделю, а то и больше находиться в пансионатах. Услуги предоставляли разные, в зависимости от звездности, номерного фонда и принадлежности комплекса. Интернета тогда и в помине не было, так что заранее что-то посмотреть не могли. В общем, и классное обслуживание бывало, и так себе — на троечку. Пока не обзавелся семьей, мне нравились такие поездки. Новые места, добрые впечатления, а главное, приятные знакомства. Как правило, ездил с кем-то из коллег, помню, даже романы заводили с девушками.
Теперь-то уже вряд ли куда соберусь — годы не те. Разве, что летом дней на десять на море отдохнуть. Но там уж даже самая лучшая гостиница точно не пригодится: в четырех стенах не усидишь.
Александр, предприниматель:
— Моя работа периодически требует передвижения, а гостиницы — неотъемлемая часть любых поездок за пределы Хабаровска. Шиковать не люблю, обычно выбираю средний по нынешним меркам и ценам отель. Вид из окон, ширина лифтов и наличие в них зеркал особо не интересуют. Но порой удивляешься, когда звезд на вывеске хватает, а матрасы грязные, полотенца несвежие, телевизор по вечерам то и дело мигает, да еще стучат в коридоре из-за ремонта. Так и хочется спросить: где же обещанный на вашем сайте сервис?
Сейчас в Хабаровске появляются новые гостиницы. На мой взгляд, это правильное решение. Если есть спрос у гостей, включая приезжающих из-за рубежа, значит, надо строить. Только уровень должен быть высокий и марку надо держать в этом бизнесе, чтобы клиенты не повторяли мои слова о предыдущих поездках.
Анжела, служащая:
— За всю жизнь приходилось проживать в гостиницах в других городах всего несколько раз, и то по долгу службы. Просто ненавижу серость в номерах, шум в коридоре или за стеной, пыль на полу и особенно чужие спальные принадлежности. Да и выспаться нормально невозможно. В общем, отель для меня, как клетка для птички. А какие-то дополнительные услуги или развлечения в фойе — это, что называется, мимо.
Если порассуждать, каждый бизнесмен хочет получать прибыль. Но мне кажется, в любой гостинице, которая дорожит своим имиджем, главное — обеспечить людям нормальный отдых. А значит, обслуживание должно быть таким, чтобы постоялец при необходимости снова выбрал именно этот отель и еще посоветовал его другим.
Выбор за покупателем
Мы продолжаем следить за динамикой цен в магазинах и на рынках краевой столицы.
Для объективности анализа взяли за единицу измерения цены на самые востребованные горожанами продукты питания в трех торговых предприятиях краевого центра. При этом стремились найти в продаже самую низкую стоимость указанного в сводной таблице товара.
Цены в апреле 2021 года (мониторинг газеты «Хабаровские вести») (руб.)
Продукт |
Мера |
Центральный рынок |
«Ветеран» |
«Самбери» |
Хлеб |
600 г |
30 |
33 |
32 |
Молоко |
1 л |
80 |
79 |
44 (по акции) |
Окорочка куриные |
1 кг |
185 |
159 |
166 |
Мука |
1 кг |
38 |
33 |
36 |
Навага |
1 кг |
90 |
79 |
91 |
Гречка |
1 кг |
85 |
64,5 |
76 |
Картофель |
1 кг |
50 |
46 |
47 |
Рис |
1 кг |
65 |
51,5 |
49 |
Сахар |
1 кг |
60 |
54,5 |
55 |
Масло подсолнечное |
0,9 л |
109 |
108 |
109 |
Макаронные изделия |
1 кг |
45 |
35,5 |
42 |
Яйцо столовое 1-й кат. |
1 шт. |
9,2 |
9,0 |
6,9 (по акции) |
Стоимость большинства круп, муки, молока осталась практически неизменной. В рыбных и мясных рядах пока тоже нет серьезных ценовых колебаний. Заметно подорожавшее в начале весны яйцо до предстоящей Пасхи вряд ли подешевеет. Напротив, с увеличением спроса на продукцию, возможен некоторый рост.
Радует, что с наступлением тепла пошли на убыль цены на овощи и фрукты. Это касается яблок, мандаринов, апельсинов, нектаринов, хурма, бананы, помидоры, огурцы. Объясняется все самими торговцами просто: запасы на базах велики, а товары не подлежат длительному хранению. Совет один: при покупке следует обращать внимание на качество продуктов. А вот картофель, морковь, лук, свекла, капуста, зелень, наоборот, растут в цене во всех торговых предприятиях города. И пока на прилавках не появится новый урожай, ситуация, видимо, не изменится.