Ваш кошелек
logo

Специальные выпуски

Ваш кошелек

Подготовил Валерий КОРОТКОВ, фото автора

Покупки с ароматом ванили

Из торговых центров обычно выходят с увесистыми сумками. И только придя домой и взглянув на чек, многие понимают, что на некоторые покупки даже не рассчитывали. Будто всучили им то или другое, а отказаться нельзя.

Мы решили выяснить, как людям навязывают лишнее и можно ли избежать незапланированных трат.

Иду в один из ближайших супермаркетов, чтобы ознакомиться с ситуацией и сделать выводы.

Пиалу в подарок

Первое, на что обращаю внимание: легкая музыка. Мотивы сразу настраивают на добрый лад, мол, проведи здесь побольше времени, даже если приобрести собирался совсем немного. Кстати, психологи утверждают, что размеренные мелодии подталкивают людей к импульсивным покупкам.

На стойках неподалеку от входа предметы гигиены и санитарии, газеты и журналы. Яркие обложки и броские названия невольно заставляют остановиться. Может, взять что-то почитать? Но тут же гоню эту мысль: все, что хочешь, есть в интернете. Далее посудохозяйственные товары. Казалось бы, зачем мне кастрюли, вазы, тарелки, стаканы, фужеры, пиалы? Но подача товара с удачным расположением, упаковками и разноцветьем манит, и сразу вспоминаешь, у кого из родных или близких скоро день рождения. Подарки-то, по сути, неплохие. Вот и первая замануха. Двигаюсь дальше.

У прилавков с овощами и фруктами бросаются в глаза перечеркнутые красным ценники. Это означает, что мандарины, сливы, ананасы стоят дешевле, чем раньше. В голове крутятся два варианта: их стараются быстрее продать из-за долгого хранения или обычная акция, связанная с приобретением большой партии товара. Склоняюсь ко второй версии, и тут, кажется, никакого обмана. Но эффект приманки действует: на снижение цен всегда клюют, особенно пенсионеры.

Не товар, а эмоции

В рядах с молочной продукцией есть подводные камни, о которых знают только торговцы. На прилавках обычно выставляют пакеты или бутылки с продукцией (кефир, ряженка), которая изготовлена на день-другой раньше, чем более свежая, что таится в глубине. И это вполне понятно, товар не должен залеживаться. Есть еще один интересный фокус. Увидев вечером в продаже молочку с маркировкой завтрашнего дня, не удивляйтесь. У некоторых производителей такие фишки, тем более если что-то выпускается во вторую смену. В любом случае это выгодно для супермаркетов.

Только пахнуло свежей выпечкой, как захотелось купить горячий хлеб, батон или булочки к столу. Даже слова из песни «Ароматы ванили, сладкой ваты клубы» вспомнились. Вот и еще один маркетинговый ход, который действует на все сто. Пекарня расположена рядом, и люди, реагируя на приятные запахи, с удовольствием покупают выпечку. Если копнуть глубже, берут даже не товар (может, хлеб дома и не нужен), а эмоции, связанные с ним.

Многие, кто приобретает корм для своих четвероногих питомцев, прекрасно знают об одном нюансе, используемом при продаже корма для мурок и тузиков. Скажем, пачка «Кити-кета» стоит не 21 руб., а 20 руб. 99 коп. Покупают обычно много и реагируют именно на количество рублей, не замечая ощутимый довесок. Кажется, пустяк, но за месяц накапливается определенная сумма. Тем более если дома не одна кошка и собака.

И еще один момент, на который посоветовал обратить внимание один знакомый, работающий в гимермаркете. Многие схожие товары частенько располагаются в разных концах магазина. Если человек не ориентируется в площадях, ему приходится нарезать круги в поисках нужного. И тут на глаза попадается столько всего, что невольно уходишь домой с заполненной корзиной.

Суммируя увиденное, делаю главный вывод: все действия в торговом центре должны быть взвешенными. Искать на прилавках следует то, что запланировал. Иначе кошелек похудеет так, что охота идти за продуктами или другими товарами надолго отпадет.

— Если на ценнике указана одна сумма, а на кассе вам озвучивают другую, естественно, больше, вы вправе не переплачивать, — прокомментировал главный специалист сектора по защите прав потребителей городского управления торговли питания и бытового обслуживания Алексей Кондратьев. — Несвоевременная замена ценников — вина торгового предприятия. — Еще один интересующий граждан вопрос, имеет ли право охранник проверить на выходе вашу сумку. Однозначно нет. Он может лишь предложить вам добровольно открыть ее для ознакомления с содержимым. Любая проверка проводится только в присутствии сотрудника полиции.

Холодильник не резиновый

 Где вам привычнее покупать продукты первой необходимости и как часто вы ходите на рынки и в магазины? С этими вопросами мы обратились к хабаровчанам.

 Анатолий, повар-кондитер:

 ТОЛЯ.JPG

— У нас в семье четкое разделение обязанностей. Я главный добытчик, а женщины отвечают за все остальное, включая приобретение нужных товаров. Продукты, как правило, несет домой теща. В еде совершенно непривередлив, поэтому в процесс покупок особо не вникаю. Было бы вкусно и вовремя приготовлено. Хотя частенько и сам не против взять в магазине то, что приглянулось и нравится. Иногда можно сладким побаловаться, особенно в выходные.

 Кстати, всегда проверяю сдачу и прежде всего мелочь, чтобы не обманули. Был случай, когда в числе множества продуктов мне вместо четырех дешевых молочных коржей пробили по кассе более дорогие пирожные. Разница в итоге составила сто с небольшим рублей. Заметив, вернулся, все сразу возвратили, мол, произошел сбой аппарата. Может, и вправду, техника подвела. Но с тех пор следую принципу: доверяй торговцам, но лишний раз проверяй.

 А вот к доставке еды отношусь отрицательно. Видимо, это старая привычка. Сначала надо самому увидеть, пощупать, а потом купить. Правда, случаи бывают разные. К примеру, моему знакомому фермер привозит домой козье молоко. Выгодно и полезно.

 Раиса, специалист торгового центра:

РАЯ.JPG

— У меня в супермаркете график работы «два через два». Очень удобно, и после каждой смены хватает времени, чтобы купить вкусненькое домой. К тому же для своих специалистов часто бывают небольшие скидки на основные продукты питания. Пустячок, но приятно, да и на толщине кошелька сказывается.

 А вот бабушки из нашего подъезда чаще всего берут продукты в небольшом магазинчике у самого дома. И абсолютно все, по их словам, устраивает. Зашла как-то туда и я. Оказалось, что разница в ценах с нашим торговым центром на молоко, мясные и колбасные изделия, консервы, картошку, овощи, крупы и в самом деле минимальная. А удобства и экономия времени, особенно для пожилых людей, налицо. И, главное, никаких тележек и толканий между рядами, что бережет нервы.

 В общем, любая хозяйка сама знает, где и что ей покупать. Главное, чтобы в холодильнике было все для того, чтобы не ломать голову над тем, из чего приготовить завтрак, обед или ужин.

 Елена, парикмахер:

 ЛЕНА.JPG

— Кто-то ходит за покупками каждый день, мотивируя тем, что на столе должна быть исключительно свежая еда. А многие едут в супермаркет и затариваются продуктами на целую неделю, а то и больше. Особенно перед праздниками. В условиях антиковидных ограничений все больше людей перешли на доставку необходимых товаров домой. Я стремлюсь реже прибегать к услугам служб доставки продуктов. Не потому, что не доверяю курьерам, просто предпочитаю живые покупки.

Холодильник не резиновый, так что стараюсь впрок ничего не брать, разве только то, что можно отправить на определенное время в морозильную камеру. И еще один момент: никогда не хожу в магазин с бумажкой, где все позиции отмечены. Обычно все держу в голове, так почему-то проще и привычнее воспринимать картинку с прилавков. Словом, увидел, купил, употребил. Кто-то скажет: без привычной шпаргалки можно что-нибудь забыть или, наоборот, лишнего набрать. К счастью, прекрасно зная рацион питания своей семьи, этим не грешу.

Почему рыба дороже мяса

Уже вряд ли кого удивишь постоянным ростом цен на базовые продукты. Причин тому много, и хотя ажиотаж в крупных торговых точках упал, ни о каком снижении стоимости продовольственных товаров нет и речи.

Мы побывали на Центральном продовольственном рынке Хабаровска и ознакомились с ценовой политикой торговых предприятий. Причем провели сравнительный анализ, взяв за основу пятилетний период. При этом, как и тогда, стремились найти в продаже самую низкую стоимость товара. Нетрудно догадаться, что разница оказалась большой.

Памятуя о том, что хлеб всему голова, начали с главного продукта на столе. Выяснили, что буханка весом 600 г подорожала в среднем (в зависимости от производителя) на 9 руб. Это от 26 до 35 руб. Ощутимый прирост у молока — от 57 до 90 руб. и яиц — от 52 до 74 руб. (за десяток 1-й категории). Подсолнечное масло выросло в цене практически в два раза — с 60 до 122 руб.

Еще более мощный рывок совершил картофель — с 30 до 75 руб. за кило (далее все цены в килограммах) и более. Изменить ситуацию может новый урожай, но пока молодые клубни из Пакистана предлагают по 115 руб. Попали под раздачу и крупы. Лидером, как обычно, является гречка, подорожавшая за пятилетку более чем в два раза — с 64 до 150 руб. и выше. Но и рожки, вермишель, горох, рис, перловка тоже пошли вверх по ценовой лестнице.

В связи с приближением сезона заготовок солений, варенья, маринадов повышается спрос на сахар. Стоимость сладкого продукта выросла за пять лет с 40 до почти 100 руб.

Ценовые качели на овощи и фрукты — обычное сезонное явление. Огурцы и помидоры сейчас заметно подешевели (150 и 180 руб. соответственно). Тогда же за них требовалось выложить не более 80 руб. Примерно в два раза выросли в цене лук, морковь, свекла, редис, укроп, черемша. Цены на черешню и клубнику и вовсе зашкаливают и колеблются в пределах 500 руб. Впрочем, как показывает практика, спад в ближайшее время наступит.

Как и в прежние годы, актуальным остается вопрос, почему в городе на большой реке рыба дороже мяса. Так, кету и свежемороженую корюшку нам предлагают по 450 руб., а свинину — по 300—350, говядину чуть дороже. Здесь цены ушли вверх не такими стремительными темпами.

 А безусловным лидером по повышению стоимости за пять лет стал сыр. Если тогда ценник начинался с 180—200 руб., то сейчас минимальные цены в пределах 500 руб., а за элитные сорта требуется выложить более 3 000 руб. Объясняется это прежде всего возросшими расходами на производство имеющего большой спрос у населения продукта.

  

 

 

 

   

 

 

        

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)