Специальные выпуски
Арифметика с шашечками
Если раньше поездка на такси для не имеющих личного автомобиля считалась едва ли не роскошью, то теперь подобный путь становится привычным делом. Тем более что цены многие считают вполне приемлемыми.
Агрегатор всегда прав?
Нынешней молодежи сложно представить, что тридцать и более лет назад перевозки пассажиров на такси были совершенно иными. К примеру, на железнодорожном вокзале и в аэропорту обычно выстраивалась длинная очередь, особенно в выходные. В машинах, которые забирали клиентов, работал специальный прибор — таксометр, фиксирующий километраж и цену поездки в рабочем ходу (20 коп. посадка, и 20 коп. за каждый километр). Да и фраза «Свободен, шеф?» была в советские времена в ходу и на слуху.
Сейчас все по-другому. С руки в последнее время голосуют все меньше. Тем более, как показывает практика, останавливаются даже в час пик лишь единицы. Бомбилы тоже исчезают как класс. Машины с шашечками на бортах или без них небольшими стайками ожидают желающих добраться к месту назначения с ветерком только на автовокзале, в спальных районах и на некоторых конечных остановках автобусов.
В целом же на рынке услуг такси все в руках агрегаторов, которые получили развитие с ростом популярности мобильных приложений. Есть среди служб легкового такси определенные бренды, причем сделало их таковыми прежде всего сарафанное радио. Один воспользовался, ему понравилось, посоветовал другому — и далее по цепочке.
Доверяй, но проверяй
О действующей схеме и других нюансах мы поговорили с Вадимом Пурисовым, работающем в такси уже около десяти лет.
— Нынешняя ситуация устраивает, пожалуй, всех, — рассказывает он. — Служба агрегатора обрабатывает поступающие от людей заказы и, имея информацию о месторасположении потенциального клиента и автомобилей, находящихся поблизости, назначает конкретный заказ. Водитель его оперативно получает, автоматически отдавая часть своего заработка работодателю, с которым сотрудничает в режиме онлайн. Плюс для водителя — платформа для занятости со свободным графиком и небольшим режимом ожидания пассажиров. А главные преимущества клиента — доступность и прозрачность услуг. Ведь он может обзвонить нескольких операторов и выбрать самого дешевого.
Но с тем, что ему в поездке будут обеспечены безопасность и комфорт, вполне можно поспорить. Причем, если рассудить, пассажир сам жертвует ими ради экономии. Ни о каком медосмотре таксистов, работающих с агрегаторами, не может быть и речи. Тем более если вызов происходит в ночное время или в утренние часы.
— К счастью, в последнее время в Хабаровске не было серьезных аварий по вине тех, кто находится за рулем такси, — заостряет внимание Вадим Пурисов. — Однако правильно говорят: доверяй, но проверяй. А вот последнего клиент сделать, к сожалению, не может. Где гарантия, что автомобиль исправен, водитель абсолютно здоров, имеет необходимую лицензию? А может, и прав у него вовсе нет? Кто-то скажет, мол, зачем человек, который уже давно в такси, наговаривает на своих коллег? Но я отнюдь не сгущаю краски. В большинстве своем те, кто взялся таксовать и зарабатывает этим на жизнь, прекрасные водители. Но такова нынешняя картина, и мои слова — лишь предупреждение об опасности.
Платим не по тарифу
— Отдельно остановлюсь на ценах, которые предлагают клиентам агрегаторы, — продолжает собеседник. — Есть тарифы, но необходимо знать, что те суммы, которые вам озвучивают в телефонной трубке, лишь косвенно привязаны к ним. Потому что везде свои комиссии, накрутки, на которые влияет много факторов. Это, в первую очередь, количество имеющихся звонков для распределения, время суток, ситуация на дорогах, погодные условия в районах города.
Если берете в поездку маленького ребенка, то нужно сообщить об этом диспетчеру заранее. Тогда к вам обязательно подъедет машина с детским креслом. В противном случае последует отказ (штрафы для водителей за нарушения серьезные), и будете вызывать такси снова. Для перевозки животных тоже существуют определенные требования. Это наличие поводка, намордника, специальной подстилки с непромокаемым дном. И еще один момент: клиенту надо быть готовым, что за поездку со своим питомцем компания может потребовать доплату.
Кстати, часто спрашивают, каков сейчас ценовой минимум на такси. По моему опыту за последние год-полтора, это 130 руб. — оплата проезда на расстояние до 5 км. Вот такая арифметика с шашечками.
А вывод, который сделали после беседы, напрашивался сам собой. Нужны новые таксомоторные компании с хорошим сервисом, автомобилями, в качестве которых не придется сомневаться, и, что немаловажно, без шоферов-любителей и иностранцев. Правда, в таком случае стоимость поездок поднимется, но перемены того стоят. А самое главное — безопасность пассажиров будет гарантирована.
Продолжение темы читайте в одном из следующих номеров газеты.
Кто заказывал на Дубровку?
По данным опроса ВЦИОМ, новые возможности заказа услуг такси привели к увеличению объемов перевозок в крупных городах страны. Мы решили узнать, что думают хабаровчане по этому поводу и все ли устраивает их на рынке предоставляемых услуг.
Александр, предприниматель:
— У меня свой автомобиль, поэтому такси никогда не вызываю. Просто незачем. В любое время суток сам отправлюсь куда нужно. Да и друзьям при необходимости в выходные не отказываю. Денег с них не беру, разве кто на бензин подкинет, если по срочным делам надо быстро съездить. А поговорить на эту тему могу. Мой хороший знакомый давно таксует в Хабаровске, так что я в курсе ситуации.
Информация о том, что уменьшилось число клиентов из-за коронавирусных ограничений, не соответствует действительности. Думаю, сейчас можно поправить героиню известного фильма «Бриллиантовая рука», говорившую, что наши люди в булочную на такси не ездят. Еще как ездят на любые расстояния. Тем более в час пик, когда не важно, километр пути или пятнадцать! Правда, по словам товарища, жалоб у пассажиров на перевозчиков стало в последнее время больше. Прежде всего это касается случаев, когда за рулем водители из ближнего зарубежья. Некоторые допускают грубые выражения в отношении других водителей или лихачат. С ветерком, конечно, неплохо, но для клиента главное безопасность в пути.
Екатерина, специалист торговой компании:
— Услугами такси иногда пользуюсь. Дороговато, конечно, обходится. Но по-другому просто никак: на работу добираться на автобусе долго, а опаздывать к началу утренней смены нельзя. Заметила, что далеко не все водители носят защитные маски. Надевают только когда делаешь замечание.
Еще заметила, что порой при заказе такси в один и тот же пункт назначения в разные дни оператор меняет цену. Причем речь не идет о временных промежутках час пик и праздниках. Не знаю, от чего именно это зависит. Разница, как правило, небольшая, поэтому приходится соглашаться, не идти же голосовать у проезжей части дороги или на остановке. Только время и нервы тратить!
Кстати, ни разу не замечала, чтобы сотрудники ГИБДД останавливали такси. Проверяют ли вообще машины с шашечками? Ведь среди них есть нарушители Правил дорожного движения. К тому же наверняка не у всех имеется лицензия на право перевозки пассажиров. А это повод задуматься.
Григорий, студент:
— На такси езжу часто, особенно когда тороплюсь. На мой взгляд, порядка на рынке услуг такси сейчас, к сожалению, нет. Сетевики все прибрали к своим рукам и сами определяют ценовую политику. Не хаос, конечно, но все-таки. К примеру, завалило за ночь дороги снегом, вот и повод задрать цену. А уж о том, что в праздничные дни стоимость поездки обычно взлетает, знают все. Впрочем, водителям, работающим таким способом, не на что жаловаться. Таксистов устраивают даже мелкие и дешевые заказы, если их в течение дня много. Кто-то предпочитает работать только ночью, когда дороги почти свободны. Словом, стабильный заработок есть, а комиссия, которую они отстегивают, небольшая.
Теперь о бомбилах. Они в основном базируются там, где наблюдается скопление приезжих людей, которые неважно ориентируются в наших ценах. Сказали, скажем, 500 руб., те и выкладывают с учетом спешки, хотя ехать, может, совсем недалеко. Но и территории, являющиеся лакомыми кусочками, давно поделены. Был свидетелем того, как два таксиста средней Азии выдворяли с площадки у зала ожидания в аэропорту российского коллегу по ремеслу. Делиться-то никто не хочет.
Выбор за покупателем
Мы продолжаем следить за динамикой цен в магазинах и на рынках краевой столицы.
Для объективности анализа взяли за единицу измерения цены на самые востребованные горожанами продукты питания в трех торговых предприятиях краевого центра. При этом стремились найти в продаже самую низкую стоимость указанного в сводной таблице товара.
Цены в июне 2020 года (мониторинг газеты «Хабаровские вести») (руб.)
Продукт |
Мера |
Центральный рынок |
«Ветеран» |
«Самбери» |
Хлеб |
600 г |
28 |
29 |
26 |
Молоко 3,2% |
1 л |
61 |
61 |
66 |
Окорочка куриные |
1 кг |
185 |
158 |
185 |
Мука |
1 кг |
29 |
28 |
29 |
Навага |
1 кг |
110 |
92 |
120 |
Гречка |
1 кг |
64 |
47 |
66 |
Картофель |
1 кг |
40 |
36 |
37 |
Рис |
1 кг |
50 |
51 |
56 |
Сахар |
1 кг |
40 |
34,5 |
44 |
Масло подсолнечное |
0,9 л |
64 |
69 |
71 |
Макаронные изделия |
1 кг |
36 |
34 |
38,9 |
Яйцо столовое 1-й кат. |
1 шт. |
6,7 |
6,1 |
6,9 |
Цены на самые востребованные продукты питания в начале лета практически не изменились. А вот стоимость ягод и фруктов меняется. И это вполне объяснимо — товар сезонный.