Специальные выпуски
Помани, не обмани!
Не только заядлые шопоголики привыкли к ярким вывескам о скидках в дни «черных пятниц». Эти распродажи уже не дань американской моде, а свои привычные «купи-продайки». А уж искусственный это ажиотаж или на самом деле стоящие акции, решать каждому.
Интересно, что наши магазины не делают какой-то привязки к конкретной дате. Как показывает практика, народные праздники с охотой за дешевыми товарами приходятся на любые дни в ноябре.
За подарком теще
Впрочем, руководители торговых предприятий заявляют, что на сайтах их компаний о всех подобных мероприятиях сообщается загодя. Чтобы выяснить все подробнее, я еще в середине октября зашел в один из магазинов бытовой техники и электроники и поинтересовался, когда у них наступит день икс, которого многие так ждут. Узнав дату, попутно выписал цены на добрый десяток товаров, чтобы потом сравнить их с чернопятничными. Видимо, слишком увлекся, поэтому один из консультантов даже поинтересовался, что там фиксирую в блокноте. Пришлось отшутиться: выбираю подарок любимой теще и хочу в домашней обстановке еще раз прикинуть, что мне по карману.
Задолго до этого почитал в интернете отзывы хабаровчан об акции. Люди, по сути, разделились на два лагеря. Кто-то приводит примеры, как повелись на красивую рекламу и потратили немало времени в поисках подходящих товаров, но все тщетно. А кто-то говорит, что скидки позволили значительно сэкономить. В общем, будучи подкованным в интересующем меня вопросе, сделал наметки и напоследок как покупатель пообщался с одним из менеджеров. Мол, скидки-то будут настоящими?
Как в советские времена
— Да, у нас все без обмана, — прокомментировал Виталий Нестеров. — Даже очереди по утрам у входа образуются. И это неудивительно: скидки в дни акций порой доходят до 50 процентов. Таким образом мы пытаемся привлечь новых клиентов. Ведь если человек приобрел что-то нужное по приемлемой цене, то обязательно вернется сюда за новыми покупками. Да и сарафанное радио никто не отменял: при случае посоветует друзьям, знакомым. Вот вам и дополнительная прибыль.
Поговорил я на данную тему и с одной из знакомых, работающей в торговой сфере уже более 15 лет. Причем моя собеседница сразу предупредила, что вопрос довольно щекотливый, а значит, фамилию ее указывать не стоит. Тем не менее своим мнением поделилась.
— Это хорошо продуманный маркетинговый ход, — пояснила она. — В дни распродаж крупные сетевые компании обычно берут количеством. Реализовав большие партии товаров в короткие сроки, они даже при небольшом демпинге не только остаются при своем, но и выигрывают. К тому же это хорошая возможность реализовать то, что по каким-то причинам давно залежалось на полках.
Кстати, если проанализировать, большинство покупателей в «черную пятницу» — это люди старшего возраста, те, кому за сорок. Как в советские времена, они сметают все, что стало дешевле. А ведь на самом деле никакого обвала цен нет. Есть контрастные ярлыки с перечеркнутыми старыми (завышенными ранее) суммами на товар и новыми. Проверенная арифметика.
Открываем блокнот
В назначенный день с утра иду в тот самый магазин, чтобы сверить цены. Уж очень интересно взглянуть на льготную сказку и узнать, как это отражается на спросе людей. Особого ажиотажа нет, но потенциальных покупателей все-таки больше, чем во время моего предыдущего визита. Атмосфера у прилавков оживленная, и работы у консультантов хватает. К примеру, мне пришлось минут семь ждать, чтобы получить необходимую информацию о товаре. Открываю блокнот и что же вижу? Скидки есть, а уж большие или нет — решать покупателям. Так, холодильник за 12 999 руб., телевизор за 15 999 руб., пылесос за 8 499 руб. и мультиварка за 3 799 руб. подешевели на тысячу рублей. Фильтр-кувшин, стоивший ранее 1 560 руб., можно купить за 1 260 руб. Электрочайник за 1 699 руб. тоже потерял в цене 300 руб. Мультиварка за 3 799 руб. подешевела на восемьсот руб., пылесос за 8 499 руб. — на 1 200 руб. А за швейную машину за 8 299 руб. теперь надо выложить на полторы тысячи меньше.
Выводы сделал. Тем временем людей за полчаса прибавилось, и у касс настоящее столпотворение. На лицах у многих улыбки. Не смог уйти из магазина без покупки и я. Правда, шиковать не стал и приобрел сковороду за 999 руб. Скидка небольшая, всего 200 руб., но как приятно. А на сэкономленные деньги доехал домой на такси. Вот она, счастливая пятница, — оплачено!
— Любая распродажа в торговых точках — это личное дело предпринимателей, — прокомментировал главный специалист городского сектора по защите прав потребителей Алексей Кондратьев. — По закону, если приобретенный товар оказался ненадлежащего качества, то потребитель, имея чек, в семидневный срок вправе обратиться к организации, выполняющей функцию продавца, с просьбой о его замене на другой или возврате потраченных денег.
Дешевое счастье
Заканчивается осень, а значит, пришло долгожданное для многих время «черных пятниц» в магазинах и супермаркетах города. Что это: хорошо продуманный рекламный ход, чтобы заманить как можно больше покупателей, или настоящая выгода для тех, кто желает приобрести что-то необходимое подешевле? Мы узнали у жителей краевой столицы, что они думают по этому поводу.
Екатерина, менеджер по продажам:
— Сама давно работаю в торговой сфере, прекрасно знаю ситуацию изнутри, так что меня этим не возьмешь. Не хочется говорить про все компании и организации, но, на мой взгляд, многие просто обманывают людей, проводя подобные акции. Пару лет назад убедилась в этом на личном примере. В магазине бытовой техники заметила, что на приглянувшемся товаре приклеены сразу два ценника — один на другом. Так вот оказалось, что на нижнем, который действовал до «черной пятницы», цена даже меньше. То есть ни о какой скидке и речи не было, напротив, товар подорожал. Сложно понять, о чем в таком случае думали владельцы сети. Мол, все равно купят, пока то, что на прилавках, уходит как горячие пирожки? С тех у меня как отрезало ходить на шопинг с заманчивыми предложениями.
Но это исключительно моя точка зрения. И повторюсь, что нельзя равнять всех под одну гребенку. Возможно, есть торговые организации, которые и в самом деле предлагают покупателям в такие дни реальные скидки. Правда, ни мне, ни моим знакомым еще ни разу не фартило. Может, что-то изменится…
Альберт, мастер троллейбусного депо:
— Скажу кратко, но емко: «черные пятницы» и «киберпонедельники» со скидками в интернет-магазинах — это определенная игра с ценами, в которой заранее известен победитель. Причем, к сожалению, выигрывает в большинстве случаев не покупатель, как это происходит в Америке, откуда и пришла традиция. На мой взгляд, примерно за пару недель до часа икс цены в магазинах искусственно завышаются. А потом получайте скидку, которой, по сути, и нет. На такие уловки ведутся сотни людей, потому что акция широко рекламируется и всем хочется получить лакомый кусочек. Даже те, кто пришел просто поглазеть, как правило, не уходят без покупок. У нас ведь советское прошлое: другие что-то берут, значит и мне надо. А уж дома разберемся, пригодится товар или нет.
В общем, товарооборот у супермаркетов повышается, но главный вопрос — остаются ли люди довольны своими покупками? Возможно, под эту лавочку им предлагают и залежавшиеся на прилавках товары. Словом, фраза про бесплатный сыр в мышеловке тут как никогда уместна.
Яна, консультант:
— Невиданной щедрости в такие дни шопоголикам, думаю, ждать не стоит. Суперскидки обычно только на бумаге, а не на деле. Правда, бывали случаи, когда в «черную пятницу» мне удавалось купить что-то необходимое для дома по приемлемым ценам. Точнее, дешевле, чем ожидала. Уж не знаю, был ли это дисконт, но в целом оставалась довольна.
А вообще, на мой взгляд, сейчас выбор, будь то цифровая, бытовая техника или электроника, настолько велик, что никакие акции-заманухи горожанам не нужны. Покупателю требуется просто хорошенько анализировать рынок. Можно спокойно побродить по интернету и найти необходимый товар подешевле. Ведь разница в цене на один и тот же предмет порой весьма существенная. К тому же покупать онлайн всегда выгоднее. Словом, надо сохранять рассудок и не бежать сломя голову по магазинам, услышав про возможность «черного» шопинга.
Выбор за покупателем
Мы продолжаем следить за динамикой цен в магазинах и на рынках краевой столицы.
Для объективности анализа взяли за единицу измерения цены на самые востребованные горожанами продукты питания в трех торговых предприятиях краевого центра. При этом стремились найти в продаже самую низкую стоимость указанного в сводной таблице товара.
Цены в ноябре 2020 года (мониторинг газеты «Хабаровские вести») (руб.)
Продукт |
Мера |
Центральный рынок |
«Ветеран» |
«Самбери» |
Хлеб |
600 г |
30 |
30 |
29 |
Молоко 3,2% |
1 л |
71 |
69 |
39 (по акции) |
Окорочка куриные |
1 кг |
175 |
148 |
134 |
Мука |
1 кг |
38 |
35,7 |
36 |
Навага |
1 кг |
100 |
76 |
84 |
Гречка |
1 кг |
68 |
69 |
64 |
Картофель |
1 кг |
40 |
36 |
32 |
Рис |
1 кг |
43 |
44 |
42 |
Сахар |
1 кг |
38 |
41 |
36 |
Масло подсолнечное |
0,9 л |
75 |
71 |
69 |
Макаронные изделия |
1 кг |
36 |
39,5 |
36 |
Яйцо столовое 1-й кат. |
1 шт. |
7,1 |
58 |
46 (по акции) |
Цены на крупы с начала осени держатся примерно на одном уровне. Исключение составляет только гречка, впрочем, перепады небольшие. Овощи и фрукты с приближением зимы медленно, но верно дорожают. Огурцы — 180 руб. за 1 кг (далее все цены за килограмм), помидоры — 230—250 руб., (тепличные на Центральном рынке 189 руб. с пометкой «суперцена», а черри — 311 руб.), мандарины — 220 руб., персики — 200 руб., груши, нектарины — 180 руб., виноград — 200 руб., чернослив — 160 руб., яблоки — 120 руб., хурма — 130 руб., гранат — 170 руб., дыня — 120 руб., арбуз — 70 руб., баклажаны — 170 руб., лук — 50 руб., морковь — 45 руб., капуста — 40 руб., перец сладкий — 280 руб. Цены на картофель пока вверх не идут. За килограмм клубней в среднем необходимо выложить 40—45 руб. В супермаркетах немного меньше. Еще в прошлом месяце из-за скачка экспортных цен заметно поднялась стоимость подсолнечного масла. Но, как объясняют торговцы, это временное явление, и небольшой спад уже есть.
В мясных рядах изменений практически нет. Как показывает практика, спрос на говядину и свинину повысится в середине декабря, и тогда наверняка будет некоторое подорожание. Стоимость рыбной продукции тоже почти не меняется. Кета потрошеная — 150 руб., горбуша — 160 руб., минтай — 170 руб., змееголов — 180 руб., сельдь — 140 руб., щука — 180 руб., голец — 200 руб., лещ — 150 руб., палтус — 750 руб., краб — 2 000 руб. На Центральном рынке доступна живая рыба из больших аквариумов для торговли: карась — 150 руб., сом и сазан по 200 руб.