Ваше здоровье
logo

Специальные выпуски

Ваше здоровье

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Прогрев для вируса

Две недели назад региональное отделение Роспотребнадзора усилило мониторинг заболеваемости энтеровирусными инфекциями (ЭВИ) — начался ежегодный летний эпидемический подъем.

За это время, по данным ведомства, выявлены 57 заболевших, троим поставлен предварительный диагноз «серозно-вирусный менингит» (СВМ). Большинство заразившихся хабаровчане, также случаи фиксируются в Комсомольске-на-Амуре и Тугуро-Чумиканском районе. Зарегистрирована и групповая заболеваемость — инфекцию подхватили дети в детском саду села Чумикан.

— У нас в данный момент обстановка, обычная для этого периода: последние две недели через приемное отделение проходит примерно 5—6 человек с ЭВИ в сутки, — рассказывает заведующий инфекционным отделением № 2 краевой детской клинической больницы им. Пиотровича Алексей Николаев. — В стационар госпитализировано четверо, у двоих подозревали СВМ, один диагноз подтвердился.

И фонтан — вариант не фонтан

Сезонный подъем заболеваемости обычно продолжается до конца сентября, а пика достигает в августе. Однако уже и сейчас Алексей Михайлович не исключает периодические наплывы заразившихся:

— Если бы лето было прохладным и хмурым, уровень заболеваемости двигался бы плавно. Но буквально вчера я был на дамбе и видел немереное количество купающихся людей. А ведь там, где они плавают, вода даже пахнет плохо. И если жара продержится пару недель, можно ждать вспышек. 

  

Специалист настаивает, что запреты на купание от контролирующих органов обоснованы объективными данными: температурой воды и концентрацией в ней бактерий и вирусов.

— В открытых водоемах уже нет реальных безопасных мест для купания, это надо принять, — отвечает он. — Мне нравятся рассуждения взрослых людей, что они купаются и ничем не болеют. Только вот у малышей такого иммунитета нет — он формируется к средним классам школы. Не надо устраивать своим детям рулетку, лучше выберитесь в бассейн. Это не так дорого и гораздо безопаснее.

А что с пешеходным фонтаном на набережной стадиона им. Ленина, где взрослые и дети свободно бегают под брызгами?

— Помнится, несколько лет назад его закрывали как раз в связи с заболеваемостью ЭВИ, — отмечает Алексей Николаев. — Сейчас, судя по всему, за качеством воды в нем следят, но он все равно остается местом повышенной опасности. И лично я бы своих детей туда не пустил.

— Симптомы ЭВИ — несбиваемая температура 39 градусов и выше, сыпь на коже или во рту, расстройство стула, головные и мышечные боли, рвота, нередко кашель и насморк, — напоминает начальник городского отдела охраны здоровья Татьяна Захарова. — Для СВМ характерны также напряжение затылочных мышц (вы наклоняете голову ребенка, а между подбородком и грудной клеткой остается расстояние), тазобедренных и коленных суставов (если нога согнута в бедре, больной не сможет задействовать колено).
Риск на грядке

Плохо промытые овощи, фрукты и ягоды не такой массовый источник заражения, но и через них заражаются энтеровирусом, в том числе тяжелыми формами. И тут главный миф еще с советских времен звучит так: свое, родное, на даче можно есть прямо с куста.

— Это вообще не так, — говорит Алексей Михайлович. — Вирусы долго сохраняются в воде и прекрасно себя чувствуют в водоемах и резервуарах, откуда берется вода для полива. Так вместе с каплями они оказываются на плодах. И если ребенок помыл руки, но не помыл собранный с грядки урожай, он может подхватить что-нибудь весьма нехорошее. Собрали чистую тару, тщательно помыли, можно даже со щеткой, сняли кожуру чистым ножом — вот тогда будет безопасно. И это касается в принципе всех овощей, фруктов и ягод.

Специалисты рекомендуют также ополаскивать их бутилированной или кипяченой водой. И делать все, чтобы детские инфекционные отделения не заполнялись на сто процентов. А у нас такое, к сожалению, бывает.


Ценная нервная работа

Кантер.jpg

В конце июня исполнилось 115 лет со дня рождения Валентины Кантер — выдающейся ученой, невролога-клинициста, крупного специалиста по изучению клещевого энцефалита, доктора медицинских наук.

Валентина Михайловна Кантер родилась 30 июня 1908 года в Вятке (теперь Киров) в семье врача. В 1914-м они переехали в Благовещенск, но образование девушка получала в Северокавказском университете (Ростов-на-Дону) сначала на педагогическом, а потом на медицинском факультете. В 1930-м вместе с мужем, в будущем также известным медиком Шахно Ратнером, вернулась на Дальний Восток.

В 1933-м Валентину Кантер приняли ординатором в Хабаровский мединститут на кафедру нервных болезней. Тогда ей был всего год, в городе не существовало ни одной неврологической койки и работали только два невропатолога. Но уже в 1934-м Кантер принимает участие в подготовке первого научного доклада кафедры на Всесоюзном съезде.

В 1937-м ее избрали ассистентом и почти сразу же назначили врио заведующей: по ложному доносу был арестован создатель кафедры Израиль Финкель. Этот год Валентина Михайловна боролась за жизнь его детища, читая основную часть лекций.

Что, между прочим, не мешало ей участвовать в медицинских экспедициях, в том числе самой знаковой, посвященной тяжелой и малоизученной тогда природно-очаговой инфекции. В 1937-м группа ученых под руководством вирусолога Льва Зильбера (старшего брата писателя Вениамина Каверина) приехала на Дальний Восток для его исследования. Валентина Кантер присоединилась к ней в качестве клинициста.

«Экспедиция быстро добилась блестящих результатов, — писала в воспоминаниях ученица Валентины Михайловны, невролог Валентина Толстоногова. — В короткий срок было доказано, что заболевание вызывается вирусом, а переносчиком являются клещи Ixodes persulcatus. По предложению Зильбера это заболевание было названо весенне-летним энцефалитом, или клещевым энцефалитом».

На основании проведенных клинических исследований Валентина Кантер успешно защитила кандидатскую диссертацию по неврологии — первую в истории института.

Ее научную, педагогическую и врачебную работу в военные годы отметили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», а в 1946-м Валентина Михайловна стала доцентом.

«Как она вела беседу с больными! — вспоминает Валентина Толстоногова. — Я не помню ни одного, который ушел бы недовольным. А ее рабочий день заканчивался тогда, когда за дверями не было ни одного человека, который бы хотел попасть на прием».

В 1957-м Валентина Кантер получает ученое звание профессора, а в 1959-м возглавляет кафедру. В это же время она уделяет много внимания развитию неврологической службы и нейрохирургии. При ее активном участии открыто первое в крае нейрохирургическое отделение на базе третьей городской больницы, а также неврологические отделения в Комсомольске-на-Амуре, Советской Гавани и Биробиджане.

В 1963-м они совместно с вирусологом Лией Веретой издают монографию «Клещевой энцефалит в Хабаровском крае», обобщив 25-летний опыт изучения инфекции. А в 1965 году Валентина Михайловна защищает докторскую диссертацию, также посвященную энцефалиту.

На посту завкафедрой она оставалась до 1969 года, а потом переехала в Новосибирск к сыну Вадиму Ратнеру, который стал успешным генетиком и работал в Сибирском отделении Академии наук. Там же в клиническом отделе Валентина Кантер успешно трудилась еще 10 лет. Ее не стало 16 ноября 1979 года.

Уважаемые читатели! Вы можете задать вопросы специалистам здравоохранения. Письма присылайте по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 6. E-mail: dulanоva@mail.ru

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)