Ваше здоровье
logo

Специальные выпуски

Ваше здоровье

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива

Самый вредный кашель

Резкий рост заболеваемости коклюшем в краевом центре беспокоит медиков. Причиной специалисты открыто называют отсутствие у детей необходимых прививок.

— Обычно мы лечим 10—12 случаев этого заболевания в год, — приводит цифры заведующий инфекционным отделением краевой детской клинической больницы им. Пиотровича Алексей Николаев. — А в 2023-м через нас прошло уже больше 80 маленьких пациентов, при этом сезон респираторных инфекций только начался. И, что немаловажно, только один из этих ребят был привит.

Коклюш — серьезное заболевание, которое протекает тем труднее, чем меньше возраст ребенка.

— Он ассоциируется с младенцами именно потому, что в первые месяцы жизни приносит больше всего неприятностей и последствий, — объясняет Алексей Михайлович. — Имеет тенденцию к тяжелому течению и осложнениям, не исключены даже летальные случаи. Однако это не значит, что инфекцию подхватывают только малыши. Коклюшем можно заболеть и в 7 лет, и в 30, и в 60.

Не надо экспериментов

Главная подлость недуга в том, что поначалу он развивается как обычное ОРВИ — по насморку и другим незначительным проявлениям ненастороженный врач даже не всегда может его распознать. Они длятся 1—2 недели, а потом симптомы меняются.

— Начинается спастический кашель, который длится до трех месяцев, делая заболевание похожим на бронхит или пневмонию, — продолжает врач. — Выглядит это очень тревожно: приступы длятся по 1,5—2 минуты и могут повторяться по 20—30 раз в день. Могут быть рвота, остановки дыхания, возникает гипоксия. Естественно, это не проходит бесследно для сердечно-сосудистой и центральной нервной систем и для всего организма, а влечет целый ряд комплексных проблем. А проявления болезни сохраняются до полугода. Так что мы сразу готовим родителей, что это будет долго.

Но есть и хорошие новости: коклюш — бактериальная инфекция, а значит, против нее действует широкий спектр антибиотиков. Только вот ни в коем случае не надо подбирать их самостоятельно: как правило, привычные для мам действенные лекарства как раз в этом случае совсем не помогут или даже навредят.

— К нам в палаты нередко попадают дети в статусе «многолеченных» после таких вот родительских экспериментов, — отмечает Алексей Николаев. —  Бывает, что дело доходит до реанимации, но мы, к счастью, пока ни одного пациента не потеряли. Надо просто запомнить, что правильно поставленный диагноз практически всегда ведет к выздоровлению. Так что если ингаляции и капли не помогают, а ребенок кашляет сильнее и сильнее, нужно не откладывая обращаться к профильному специалисту.

Коклюш, как и другие инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем, имеет сезонность. То есть отлично себя чувствует, когда люди перестают гулять и скапливаются в закрытых помещениях. А его контагиозность, то есть заразность, больше 90 процентов.

Бдите, взрослые!

Алексей Михайлович считает, что свою лепту в обострение ситуации внесли антипрививочники:

— Комплексная прививка АКДС против коклюша, дифтерии и столбняка делается в первые дни жизни, и многие родители ее не любят. Она часто вызывает у детей реакцию, появляется температура, болезненность, тошнота. Все это, конечно, неприятно, однако если мы откроем официальную статистику ВОЗ, то увидим, что резкое снижение заболеваемости этими инфекциями за последние 30 лет напрямую связано с ростом вакцинации до 97—98 процентов. Сейчас же 3—5 процентов детей не имеют вообще никаких прививок.  Это не может пройти бесследно.

Напоследок он напоминает, что три укола в младенческом возрасте не защищают от коклюша на всю жизнь.

— Иммунитет держится до шести лет, а потом прививку нужно повторять, — подчеркивает Алексей Михайлович. — Она призвана защитить от заболевания или значительно облегчить его течение. Люди с иммунитетом подхватывают коклюш только в стертых и легких формах.

А как часто он добирается до взрослых?

— Как правило, после 14 лет мы защищены, поскольку либо привиты, либо переболели, — говорит начальник городского отдела охраны здоровья Татьяна Захарова. — Однако если у человека есть проблемы с иммунитетом и он находится в тесном контакте с больным ребенком, то заразитться более чем реально.

Если вы хотите точно знать, насколько велика такая вероятность, это можно проверить, сдав анализ в ближайшей частной медицинской лаборатории.

— Там делают тесты, определяющие напряженность иммунитета к той или иной инфекции, — уточняет Татьяна Владимировна. — Ну а если вы не болели и не прививались, получить вакцину рекомендуется настоятельно.


Ждем новых врачей

бойченко2.jpg

Министр здравоохранения края Юрий Бойченко ответил на вопросы хабаровчан и жителей муниципальных районов в прямом эфире.

В разговоре, организованном при содействии Центра управлении регионом, поднимались темы нехватки медицинских кадров, прохождения диспансеризации, реорганизации поликлиник, лечения сахарного диабета и другие. Мы отобрали те, которые напрямую связаны с нашим городом.

Дефицит у нас и не только

— Аттестованы ли в России те врачи из СНГ, которые сегодня работают в наших медучреждениях? Недавно попала к специалисту, который с трудом говорил на русском языке.

Татьяна Иванова

— Для допуска к работе граждан СНГ есть специальный регламент. Он закреплен в постановлении Правительства РФ, приказах Минздрава и Минобрнауки. Специалист должен иметь соответствующий диплом, сдать экзамен на знание русского языка, получить подтверждение квалификации в Росздравнадзоре. Главный фильтр — нельзя устроиться без документов российского образца. Это довольно серьезные требования, и они строго соблюдаются. Если врач работает в хабаровской поликлинике, значит, все этапы он прошел.

Что касается кадрового обеспечения в общем, то это проблема не только нашего края. Мы по обеспеченности врачами находимся на третьем месте по ДФО — это хороший показатель (39—40 специалистов на 10 тысяч населения). Сегодня правительство края увеличило набор в медколледж, а еще мы в числе двух субъектов РФ, где реализуется грантовая система обучения аспирантов и ординаторов. Я очень благодарен за это губернатору Михаилу Дегтяреву.

— Когда в детской поликлинике № 8 появятся узкие специалисты? Речь о физиотерапевте, стоматологе и хирурге. Сейчас нам приходится ездить в поликлинику № 17 на двух автобусах.

Анна

— На сегодняшний день мы присоединили детскую поликлинику № 8 к поликлинике № 7. Но проблема не связана с этим процессом, она проявилась еще до него и есть во всех учреждениях, мы ее решаем. Работает федеральная программа «Развитие кадрового потенциала», край в ней участвует. Сейчас для новой поликлинике по целевому набору обучаются 31 студент спенциалитета и 6 ординаторов. Уже через 1,5—2 года они будут восполнять дефицит.

Сегодня основная причина увольнения медицинских работников — выход на пенсию. Еще часть уезжает в другие регионы, часть оставляет работу по состоянию здоровья.

Ликвидации не будет

— Столкнулись с проблемой записи к детскому стоматологу в клинике «Стомадент-ДВ». Сигнализируем, что она есть.

Дарья Суслова

— Спасибо, проработаем этот вопрос. Вообще часть пациентов записывает врач, а часть свободных слотов должны размещаться на «Госуслугах». Также можно попробовать записаться через регистратуру.

— Услышала, что в поликлинике № 11 появилась школа для диабетиков. Когда мне ставили диагноз, такой еще не было. Могу ли я туда попасть?

— Конечно, можете — обратитесь к своему лечащему врачу. Школы больных диабетом есть не только в поликлинике № 11, но и в клинико-диагностическом центре, в краевой клинической больнице № 1 им. Сергеева, поликлинике № 3. А самое главное, что сейчас мы присоединились к федеральному проекту «Борьба с сахарным диабетом» и будем налаживать работу школ диабета, диабетической стопы, а также школы ретинопатии на базе краевой больницы № 1 и больницы им. Войно-Ясенецкого.

— Правду ли говорят о ликвидации детского диагностического центра при больнице им. Истомина, который находится на улице Тургенева?

Елена

— Нет, это неправда. Он продолжит оказывать амбулаторную помощь детям. Но мы обсуждаем работу стационара на улице Фоломеева. Это старое здание 1974 года, оно требует ремонта, коридоры узкие, нет ни реанимации, ни палаты интенсивной терапии, стоит аналоговый рентген-аппарат. Все это не соответствует СанПиН. Поэтому после введения в эксплуатацию современного инфекционного корпуса детской больницы им. Пиотровича мы рассматриваем возможность перемаршрутизации пациентов.

Что касается реорганизации учреждений, которая уже прошла в крае или идет сейчас (соединение краевой больницы № 1 и больницы им. Матвеева, роддомов № 1, 2 и 4, детских поликлиник № 7 и 8), то это способ снижения финансовой нагрузки за счет сокращения дублирующего вспомогательного аппарата. Медики будут продолжать работать как раньше.


Камень прочь, почка остается

Три операции и хирургическую манипуляцию за один подход провели врачи  краевой клинической больницы им. С.И. Сергеева.

 Кроме сложностей с предстательной железой у пациента уронефрологического центра больницы оказался редкий набор патологий мочевого пузыря: крупный камень плюс злокачественная опухоль.

Медики решили устранить все за один раз.

— Сначала с помощью лазера мы разрезали камень в мочевом пузыре на две части, — рассказывает руководитель уронефрологического центра Александр Миллер. — Могли бы дробить его и дальше, но это заняло бы 40—50 минут. У нас есть более быстрый инструмент — механический литотриптер. С его помощью раздавили остатки камня и перешли к следующему этапу — завели резектоскоп для удаления опухоли в зоне левого мочеточника. Провели радикальную резекцию, но вместе с ней ушло и устье мочеточника. Это значило, что мы можем потерять почку. Так что затем мы не только устранили склероз шейки мочевого пузыря, который стал причиной появления камня, но и установили катетер-стент, который позволит почке работать.

Такие многоуровневые операции уже становятся для больницы нормой благодаря большому опыту врачей и полноценному оснащению.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)