Ваше здоровье
logo

Специальные выпуски

Ваше здоровье

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА, фото Дарьи УЛАНОВОЙ и из архива

Трудные легкие

туб3.jpg

Туберкулез до сих пор является главной причиной смертности от инфекционных болезней в мире. В Хабаровске заболеваемость им медленно снижается, но ситуация все еще остается напряженной.

— В краевом центре с 2018 года работает межведомственная комиссия по предупреждению и борьбе с туберкулезом, — рассказывает консультант городского управления по физической культуре, спорту и здравоохранению Татьяна Захарова. — В ее состав входят специалисты администрации Хабаровска, краевых учреждений здравоохранения и других организаций города. Заседания проходят ежеквартально, на них выявляются проблемы и принимаются совместные решения по профилактике, снижению заболеваемости и смертности от этой болезни.

Те, кто не успел

Последнее такое собрание состоялось 27 февраля. На нем специалисты отметили, что уровень заболеваемости туберкулезом по итогам 2019 года в городе составил 62,6 случая на 100 тысяч населения (для сравнения: среднероссийский показатель — 44,4).

Именно поэтому флюорографическое обследование в нашем регионе предписано проводить раз в год, а не в два, как в субъектах РФ с заболеваемостью меньше 40 случаев на 100 тысяч населения. Проблема в том, что проходят его не все.

— Показатель смертности от туберкулеза в 2019 году также снизился, — продолжает Татьяна Владимировна. — Однако выросла доля тех, у кого инфекция была впервые выявлена посмертно. В 2019-м таких случаев было шесть. Еще пять человек умерли от туберкулеза в течение первого года наблюдения, то есть совсем скоро после его выявления. Эти люди находились среди нас, выделяли бациллы и могли заразить родственников, сослуживцев и соседей.

Не подставляйте детей

Очень беспокоит фтизиатров заболеваемость детей — они более подвержены заражению из-за несформировавшегося иммунитета.

— В прошлом году туберкулез выявлен у 26 маленьких хабаровчан, 12 из которых заболели в раннем возрасте (до 7 лет), а 10 заразились непосредственно от родителей, — приводит печальную статистику консультант управления. — При этом 15 ребят живут в семьях, где больные туберкулезом родители отказались от лечения. Это 57,7 процента!

Все чаще молодые родители отказываются от прививки БЦЖ для своих детей и туберкулинодиагностики перед поступлением в дошкольные образовательные учреждения.

— В этом случае они должны понимать, что необследованные малыши не могут быть приняты в детские коллективы, так как потенциально опасны для окружающих, — подчеркивает Татьяна Захарова. — В статье 10 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено то, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.

Особое внимание своему здоровью специалисты просят уделять те семьи, где недавно появился младенец. Все ближайшие родственники, которые с ним контактируют, должны пройти флюорографию.

— Мамам стоит помнить, что обследование не несет никаких опасностей в период грудного вскармливания, а вот пропущенный диагноз может привести к заражению ребенка, — добавляет Татьяна Владимировна.

В плохой форме

Еще один повод для тревоги в самой структуре заболеваемости: здесь растет доля наиболее опасных новых форм туберкулеза — с широкой и множественной лекарственной устойчивостью (ШЛУ и МЛУ).

Первая устойчива практически ко всем препаратам, которые обычно применяются для лечения этого заболевания. Лекарства от него есть, но очень дороги. Вторая не так трудна в лечении, однако при этом бактерия не реагирует на два основных и самых мощных препарата для лечения — изониазид и рифампицин.

— Люди, подхватившие туберкулез, лечатся неправильно либо пропускают прием лекарств, и в итоге они перестают действовать на микроб, — объясняют специалисты. — И если в этот момент кто-то из окружения заражается, то к нему переходит уже новая устойчивая форма.

Как защититься? Здесь правила по-прежнему просты.

— Первое — это вакцинация детей против туберкулеза. БЦЖ ставится здоровым новорожденным на 3—5-й день жизни, ревакцинация проводится в 7 лет, — говорит Татьяна Захарова. — Второе — обязательное ежегодное обследование: туберкулинодиагностика для детей и флюорография для взрослых. А третье — здоровый образ жизни: полноценное питание, физическая активность и соблюдение гигиены.

Звучит обыденно. Но помогает.

Кстати

Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечается 24 марта — в этот день в 1882 году немецкий микробиолог Роберт Кох объявил об открытии возбудителя инфекции. Хабаровск много лет присоединяется к нему с акцией «Белая ромашка». На этот раз она переедет из «Магазинов Радости» в «Броско Молл»: в 14.00 там пройдет викторина и благотворительный сбор для малышей из туберкулезной больницы.

Вы не правы, доктор Хаус

Хаус.jpg

Герой повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» за чтением медсправочника нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Поклонники медицинских сериалов делают по-другому — начинают диагностировать болезни у друзей и родственников.

Что думают об экранных знаниях те, у кого есть настоящий диплом врача?

— Много зависит от того, какой жанр у сериала, — говорит Владислав Щитов, врач-терапевт городской поликлиники № 7. — В «Клинике» или «Интернах», например, показывают жизнь молодых врачей, их проблемы и отношения, а медицинские подробности отходят на второй план. Тогда как «Доктор Хаус» или «Хороший доктор» претендуют на достоверность, только вот на самом деле ее там нет.

— На экране все кажется очень реалистичным: суета вокруг больного, новейшая аппаратура, много терминов, — поддерживает Сергей Семенов, ординатор-реаниматолог окружного военного госпиталя № 301. — Именно из-за таких деталей люди думают, что в крупных больницах с хорошим финансированием все так и происходит. Но даже реанимацию в реальности так не проводят.

Легким не нужен виски

Во-первых, дефибриллятор с криками: «Разряд!» по первому писку приборов никто не хватает.

— Он нужен только при особом состоянии, когда сердце неправильно бьется, — рассказывает Сергей. — И чтобы восстановить ритм, нужна микроостановка, как бы сброс сердца на ноль, чтобы оно начало биться правильно.

Во-вторых, реанимационные мероприятия по протоколу длятся до 30 минут, и никто после трех неудачных попыток не заявляет о смерти пациента.

— Дефибрилляторы сейчас устанавливают в общественных местах, чтобы каждый мог оказать первую помощь, — продолжает он. — Но вместе с этим нужно распространять сведения о том, что это за прибор, когда и для чего он нужен. А знания из сериалов не годятся.

В «полевых» условиях врачи тоже ведут себя совершенно не так, как, например, главный герой сериала «Хороший доктор», который прямо на полу аэропорта проводит гениальную операцию подростку, попавшему под осколки витрины.

— Он пытается сделать дренаж Бюлау, — Сергей показывает на экране конструкцию из бутылки виски, шланга и изоленты. — Его используют, чтобы выпустить воздух или кровь из плевральной полости. Проблема в том, что на наружном конце трубки должен быть клапан. Врач опускает кончик шланга в бутылку, но клапана на нем нет. То есть виски заливался бы мальчику прямо в плевральную полость. Дождаться скорую и максимально снижать кровопотерю было бы лучше.

Доверяйте правде

Еще одна проблема — потеря авторитета медучреждений. На экране зритель видит сосредоточенность на пациенте сразу нескольких специалистов, множество анализов, бурные обсуждения, а в обычной больнице его ждет иная реальность: один врач на три палаты, да и с анализами никто не спешит.

— Пациенты часто не понимают, что в большом количестве анализов часто нет смысла: диагноз ставится в основном по жалобам, а исследования подтверждают его или исключают болезнь со схожими симптомами, — объясняет Владислав Щитов. — А в том же «Докторе Хаусе» они видят, как больного проверяют буквально на все. Допустим, головная боль в жизни объясняется в основном скачками давления либо повышением температуры, но в сериале это ключевой симптом какого-нибудь сверхредкого заболевания. И тут реальный пациент думает: «А наш-то врач этого не знает». Да знает! Но с вероятностью в 99 процентов у вас давление или переутомление. Доверять надо своему доктору, а не телесценарию.

Попросили остаться

Правительство РФ ввело запрет на вывоз из России медицинских масок.

Кроме них, за рубеж нельзя отправлять фильтры для них, одноразовые комбинезоны и костюмы химзащиты, бинты, вату, марлю, медицинские и хирургические перчатки, халаты, дезинфицирующие средства, защитные очки и прочные бахилы. Эмбарго будет действовать до 1 июня 2020 года.

В постановлении говорится, что цель этих мер — обеспечение охраны жизни и здоровья людей,. Запрет не распространяется на случаи оказания международной гуманитарной помощи по решению правительства и вывоз одноразовых предметов физическими лицами для личного пользования.

Экономим на лечении

Впервые с 2016 года на розничном фармацевтическом рынке упали продажи лекарств.

По данным DSM Group, снижение по итогам 2019 года зафиксировано не в денежном выражении, а в числе упаковок.

«Вернуться в плюсовую зону рынку не позволила низкая заболеваемость ОРВИ и гриппом, что вновь подтверждает его высокую зависимость от продаж сезонных препаратов», — говорится в аналитической записке агентства.

Заметное влияние на потребление медикаментов оказали стагнация доходов населения (0,8%), изменение расходов в пользу обязательных платежей и сбережений, уровень инфляции (+4,5%) и рост цен на продовольствие (5,1%).

В результате в 2019 году дешевые препараты падали и в доле, и в объемах, рост рынка происходил в основном только за счет дорогостоящих лекарств. Уменьшается и потребление безрецептурных средств: покупка «впрок» становится менее популярной, а спрос на препараты для самолечения падает, в том числе и из-за изменения уровня заболеваемости.

Помоги себе сам

Больному ребенку в России впервые пересадили его собственную почку.

Уникальную операцию провели двухлетнему малышу, страдающему тяжелейшим онкологическим заболеванием —нейробластомой надпочечника.

— Ребенок проходил в нашем центре положенную химиотерапию, — рассказал Дмитрий Ахаладзе, руководитель группы торакоабдоминальной хирургии в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Димы Рогачева. — Вполне возможно было удалить злокачественную опухоль вместе с почкой. С одной почкой можно жить. Но подчеркну: человеку всего два года. Конечно, лучше, если почек две. И мы решили: уберем опухоль, а почку оставим. Хотя было очевидно: оставить ее на прежнем месте невозможно. Надо найти иную «жилплощадь». Надпочечник, пораженный опухолью, мы удалили, а пространство осталось. Вот туда-то мы и поместили вылеченную почку.

Сейчас мальчик продолжает лечение. Обе почки работают нормально.

Уважаемые читатели! Вы можете задать вопросы специалистам здравоохранения. Письма присылайте по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 6. E-mail: dulanova@mail.ru 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)