Ваше здоровье
logo

Специальные выпуски

Ваше здоровье

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива и открытых источников

Разрушающий обманщик

— У нас говорят: «Помни свою последнюю пьянку!» Я помню: чуть не убила своего мужа, — говорит хабаровчанка Ирина. — В запое я становилась совсем другим человеком — очень агрессивным, неуправляемым, способным на все. Полное безумие и мрак.

Сегодня ее уважают в городе и вполне могут узнать на улице. Но не всем она рассказывает, что за спиной — долгий и изнурительный путь борьбы с алкогольной зависимостью, которая чуть не стоила ей жизни.

— Понятие «алкоголик» всегда ассоциировалось у меня с кем-то безвольным, деградировавшим, потерявшим человеческий облик, — признается Ирина. — Таких я всегда осуждала, презирала и не способна была понять. А сама шла по жизни бодро и даже в буйных фантазиях не могла представить, что стану ярчайшим представителем этого племени.

По ее словам, выпивка вошла в ее жизнь с юных лет:

— Она помогала мне стать своей в любой компании, делала способной к танцам и даже пению. С ней я становилась свободной, открытой и остроумной, переживала радости и превозмогала горести. Но потом алкоголь вдруг перестал давать ожидаемый эффект. Он оказался великим обманщиком: не облегчал проблемы, а лишь усугублял, стал моим хозяином и повелителем. Помню, как до сорока лет могла после очередного застолья наутро встать и работать, пусть это было и нелегко. И поэтому алкоголиком себя не считала ни в коем случае: какой же я алкоголик, если на работу хожу!

Потому что жизнь достала!

Толчком в черную дыру стала внезапная трагедия: ребенок Ирины оказался в больнице на грани смерти.

— Тут буквально произошел щелчок в сознании, и я с места в карьер рванула прямиком в запойное пьянство, — вспоминает она. — Какая была необъятная жалость к себе! Почему это случилось именно со мной, с моим ребенком? А если честно, то появилось колоссальное оправдание: как я могу не пить, если жизнь ко мне так несправедлива?!

Все развивалось очень быстро, и, по словам Ирины, за следующие пять лет она почти полностью спилась. Пошли провалы в памяти, абстиненция, психозы и другие прелести запойной жизни.

— Причем пила я, по моему разумению, не так уж и часто: три-четыре раза в год дней на семь — десять превращалась в животное. Остальное время уходило на узнавание своих «подвигов», восстановление здоровья, выплату долгов и клятвы никогда не пить, совершенно искренние. Но проходило месяца три, и самообман брал верх: в этот раз не буду, как тогда, только немного. Потому что жизнь уже так достала!

Очередной раз выходя из ада и узнавая о себе новые подробности, она думала, что хуже быть не может. Но следующий запой показывал: может. Казалось, предела падению нет:

— Порой мечтала не проснуться: это была бы легкая смерть. Я была совершенно раздавлена и не понимала, как такое могло случиться со мной — вечной отличницей, ударницей производства, женой, матерью, старающейся всегда все делать хорошо… Я исчерпала все ресурсы, достигла дна, ненавидела себя лютой ненавистью и правда хотела умереть.

Содружество «Анонимные алкоголики» круглосуточно ответит по тел. 8-962-502-77-14 (сайт aakhv.ru). Также есть группы для родственников зависимых «Ал-АНОН» (взрослые, тел. 65-60-85) и «Алатин» (подростки, тел. 93-16-12).
Не безволие, а болезнь

В таком состоянии она попала в содружество «Анонимные алкоголики».

— Когда пришла в АА, в городе действовала единственная группа, встречи которой проходили раз в неделю, — говорит Ирина. — Но я очень хотела выздороветь и поэтому не пропускала ни одного собрания. Глядя на этих веселых и, судя по всему, счастливых людей, трудно было поверить, что за плечами у них такое же страшное прошлое. Но в каждой рассказанной ими истории я узнавала себя.

Там ей объяснили, что алкоголизм — это не отсутствие силы воли, а неизлечимое, прогрессирующее заболевание, в конце концов приводящее к смерти. Оно стоит в одном ряду с онкологией или сахарным диабетом. То есть долго, трудно, не полностью, но лечится.

— А главное, с ним можно жить, причем без ощущения собственной ущербности, сохраняя способность радоваться, — добавляет Ирина. — Сама болезнь не аморальна: аморальны поступки, которые мы совершаем в алкогольном безумии. И программа «12 шагов» помогает это преодолеть.

Члены содружества подчеркивают, что она полностью бесплатна и не религиозна. А те, кто уже прошел шаги, становятся наставниками для стоящих в начале пути:

— Любой из нас будет рад помочь абсолютно бескорыстно. Главное — хотеть бросить пить и признать, что ты бессилен перед мчащимся на тебя локомотивом — алкоголизмом. Это, кстати, первый шаг программы. Иногда люди спрашивают, как к нему прийти. Да очень просто: допиться. Алкоголик сопротивляется, пока недуг не вобьет его в землю по шляпку. Поэтому очень радостно видеть, сколько молодых людей приходят к нам, не достигнув полного саморазрушения, берут наставников и начинают программу. Тут вопрос, кто кому больше помогает. Ведь если я не передаю шаги, они превращаются в мертвое море и перестают работать…

Стационарные наркологические отделения психиатрической больницы находятся на ул. Краснореченской, 28 (тел. 53-89-27) и ул. Л. Толстого, 49 (тел. 56-37-41). Диспансерно-поликлиническое отделение — на ул. Постышева, 13 (тел.: 35-80-02, 21-36-98).
Трезвое чудо

Бескорыстная помощь другим — последний, 12-й шаг. Этот принцип дальше нужно применять во всех своих делах.

— Не всегда получается, но если накосячил, то есть десятый шаг, который рекомендует незамедлительно исправить ошибку, — объясняет героиня. — А на ошибки мы имеем право, ведь обычные люди не претендуют на духовное совершенство, а только стремятся к прогрессу.

Сейчас в разных районах города действует полтора десятка групп, и встречаются они ежедневно. Кроме того, есть и онлайн-собрания.

— Все алкоголики бросают пить, но не всем это удается при жизни, — с легкой грустью шутит Ирина. — Я один из таких счастливчиков. Сказать, что моя жизнь изменилась, — это ничего не сказать. Меня любят дети, внуки и друзья, ценят на работе, я заочно получила высшее образование и продолжаю развиваться. А помощь другим алкоголикам дает крепчайший иммунитет от пьянства и избавляет от зацикленности на себе. Я остаюсь трезвой почти 19 лет. И для меня это чудо.

Собрания «Анонимных алкоголиков» эффективно работают вместе с психотерапией и наркологическим лечением. Важно начать.


Огурец полезнее без соли

овощи3.jpg

Хабаровчане до сих пор не сформировали привычку питаться правильно — к такому выводу пришли местные социологи после исследования на приверженность ЗОЖ.

Его делают по заказу городской администрации каждый год. На этот раз специалисты опросили 631 жителя краевого центра старше 18 лет, делая выборку по пяти городским районам. Анализируя ответы, они заметили лишь небольшую положительную тенденцию.

— Согласно им, только четверть жителей Хабаровска придерживается принципов рационального питания более-менее постоянно, — комментирует начальник отдела Александра Андрющенко. — Почти 54% опрошенных следуют этим правилам, когда получится, а 16,6% не следуют вообще.

В чем это выражается? Во-первых, в съедаемых овощах и фруктах. Они являются ценным источником витаминов, органических кислот и минеральных веществ, благотворно действуют на весь организм, улучшая обменные процессы. Но только половина респондентов каждый день питается овощами, а фруктами — еще меньше, всего треть. Это больше, чем по итогам 2023 года, но все равно недостаточно.

Ведь суточная норма, напоминаем, составляет 400 г плодов пяти разных видов, и это исключая картошку и ее крахмалистых собратьев. К тому же желательно, чтобы овощи составляли больше половины этого объема.

В основном горожане включают «зеленку» в рацион несколько раз в неделю. Почти 14% позволяют себе фрукты лишь пару-тройку раз в месяц. А есть и такие, кто употребляет овощи только раз в год! В Кировском районе, например, таких 1,7% — своеобразный антирекорд.

Второй показатель здорового питания — умеренное употребление соли и продуктов с ее высоким содержанием. Тут у нас тоже все неидеально: восемь из десяти респондентов налегают на соленое. В Центральном районе таких любителей почти 87 процентов — территория явно пересолена.

Также медики говорят о большом риске развития заболеваний сердечно-сосудистой системы у тех, кто имеет вредную привычку регулярно досаливать готовую пищу (особенно — не пробуя, что тоже бывает). А так, между прочим, делает каждый пятый житель в краевом центре и почти каждый третий — в Кировском районе города.

К слову, норма ежедневного потребления соли — 5 г, или одна чайная ложка. Тогда как в Хабаровске по статистике оно доходит до 12 г на человека, включая младенцев.

— А ведь если люди начнут придерживаться рекомендаций по правильному питанию, статистика инсультов снизится минимум на 10%, — заключает Александра Андрющенко. — Да и в целом оно помогает снизить риск сердечной недостаточности, ожирения и диабета.


Горсть внутри

Больше 70 камней за одну операцию удалили у хабаровской пенсионерки врачи больницы им. Сергеева.

А если точнее, то в желчевыводящем протоке пожилой горожанки обнаружили 72 таких образования.

Женщина 85 лет с редкой патологией поступила в медучреждение в тяжелом состоянии: у нее развилась желтуха, а в других клиниках помочь не смогли. Здесь же эндоскописты сделали малоинвазивный надрез с помощью специального прибора и буквально за 20 минут спасли пациентке жизнь.

— Стали постепенно убирать камни, думая, что их пять или десять, — рассказал заведующий эндоскопическим отделением больницы Павел Орлов. — А оказалось, что их около 70. Мы даже устали считать, но справились, хотя последний камень застрял за дренажем.

Тридцать лет назад пациентке удалили желчный пузырь. Врачи подозревают, что тогда их коллеги могли пропустить скопления камней, и за годы их число увеличилось.

 — Методики и расходники дорогие, но такие инновационные технологии позволяют выписывать больных в ближайшее время после госпитализации, — отметил эндоскопист.

В прошлом году в отделении провели 10 тысяч исследований и 700 высокотехнологичных операций.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)