Ваше здоровье
logo

Специальные выпуски

Ваше здоровье

Дарья УЛАНОВА, фото автора


Ловушка для сильных

Он не болит. Не мешает жить. А когда проявляется — часто уже поздно. Рак легкого маскируется годами, оставаясь одним из самых коварных заболеваний.

В стране, где традиционно сильна культура курения, рак легкого остается самой распространенной онкологией у мужчин. Его особенность — длительное бессимптомное течение. Почему флюорография не панацея, как изменились типы опухолей за последние десятилетия и какие современные методы лечения действительно эффективны? Разбираться помогает заместитель главного врача краевого клинического центра онкологии Артем Зенюков.

— У нас существует опасное заблуждение, что ежегодной флюорографии достаточно для выявления рака легкого, — говорит Артем Сергеевич. — Это в корне неверно. Флюорография была и остается методом диагностики туберкулеза. Да, иногда мы случайно обнаруживаем очаговые образования, но рассчитывать на это как на метод скрининга рака нельзя. Золотым стандартом сегодня является низкодозовая спиральная компьютерная томография (СКТ). Именно она позволяет выявить проблему на ранней стадии.

Индивидуальный подход

Когда диагноз подтвержден, начинается сложный этап определения тактики лечения.

— Это одна из тех нозологических форм, где молекулярно-генетические исследования изменили подходы к терапии, — подчеркивает Артем Сергеевич. — Мы перешли к персонализированной медицине. Это не только классическая химиотерапия и хирургия, но и таргетная терапия, иммуноонкологические препараты, радиохирургия. Например, при мелкоклеточном раке второй стадии пациента направляют на химиолучевое лечение, а при плоскоклеточном той же стадии — сначала операция. Казалось бы, одинаковая распространенность, но разные подходы.

Таргетная терапия действует точечно на определенные мутации в раковых клетках. Радиохирургия позволяет без разрезов уничтожать метастазы в головном мозге. А иммуноонкологические препараты помогают собственной иммунной системе пациента уничтожать опухоль.

— Они блокируют определенные рецепторы, как бы срывая с раковых клеток маскировку, — образно объясняет онколог. — В результате наши собственные лимфоциты начинают узнавать опухоль и атаковать ее. Этот подход успешно применяется не только при раке легкого, но также при меланоме и других онкологических заболеваниях.

Опасен любой дым

Курение остается главным, хотя не единственным фактором риска.

— Причем любой вариант одинаково опасен, будь то сигареты, вейпы или кальян, активное или пассивное курение, — утверждает Артем Зенюков. — Страшны не только никотин, но и смолы, добавки — все это вызывает хроническое воспаление в бронхоальвеолярной системе.

Врач отмечает эволюцию заболевания:

— Раньше, когда курили в основном самокрутки и крепкие сигареты, преобладал плоскоклеточный центральный рак с поражением главных бронхов. Сегодня его становится все меньше, а периферических процессов — больше. Это связано с тем, что современные курительные смеси содержат более мелкие молекулы, которые проникают глубже в легкие и воздействуют иначе.

Так что эту вредную привычку нужно бросать.

— Многие думают: «Я курил 30 лет, мне уже поздно», — добавляет Артем Сергеевич. — Это опасное заблуждение. Риски действительно начинают снижаться только через 10 лет после отказа от курения. Но если рак уже диагностирован, бросать нужно немедленно — это напрямую повышает эффективность лечения.

К слову, неизлечимость рака легкого — это главный миф о недуге.

— Любой вариант опухоли можно и нужно лечить, — заявляет онколог.

Другие факторы риска — работа на вредных производствах, хронические бронхолегочные заболевания, недолеченные воспаления легких, неблагоприятная экология и наследственность.


Знают, что делать

Больше 40 хабаровских школьников освоили навыки первой помощи.

На базе краевого центра опережающей профессиональной подготовки для учеников медицинских классов школы № 43 и гимназии № 8 прошел мастер-класс под руководством инструктора Хабаровского отделения Российского Красного Креста Татьяны Никитиной.

Ребята отработали алгоритмы действий в основных критических ситуациях: научились проверять сознание и дыхание, помогать тому, кто подавился, действовать при непроходимости дыхательных путей, когда счет идет на секунды. Кроме того, школьники отработали навык придания пострадавшему устойчивого бокового положения, чтобы предотвратить удушье до приезда врачей. Отдельное внимание уделили правильному вызову скорой помощи и других экстренных служб.

— Такие занятия — не просто уроки, а реальный опыт, который должен получить каждый, особенно будущие медики, — отметили в Хабаровском краевом отделении Российского Красного Креста. — От этих действий напрямую зависит жизнь человека.


Враг по имени глюкоза

сахар2.jpg

Сегодня в Хабаровском крае живут 39 518 человек с официально подтвержденным сахарным диабетом.

Врачи считают, что фактически их может быть вдвое больше: сейчас он в тройке самых распространенных в регионе неинфекционных болезней. В прошлом году впервые такой диагноз поставили 2 134 людям.

На  1 января 2025 года на учете состояло 436 детей с диагнозом «сахарный диабет», и у 427 из них выявлен первый тип.

— Это истинное аутоиммунное заболевание, при котором поджелудочная железа не вырабатывает инсулин, — объясняет врач-эндокринолог и руководитель «Клиники гормонального здоровья» Елена Пьянкова. — И каждый год прибавляется по 10—15 человек — в основном потому, что от этой болезни больше не умирают.

У взрослых ситуация совсем другая: чуть больше 1 800 диабетиков в регионе имеют первый тип заболевания — это примерно 4,7%. Все остальные страдают от второго типа.

И все-таки вес

— Механизм возникновения болезни здесь другой: поджелудочная железа продолжает вырабатывать инсулин, но организм теряет к нему чувствительность, — говорит Елена Юрьевна. — Причина такого снижения — жиры в еде и избыток сладкого. Если точнее, то, во-первых, это неуемное потребление кондитерских изделий и сладких напитков и жиров. А во-вторых, нерациональные способы приготовления пищи: жарение, кляр, смазывание майонезом и т.п. И при этом очень низкая физическая активность.

Причем беспокоиться нужно уже в молодом возрасте: по статистике первый пик заболеваемости диабетом второго типа в крае приходится на людей 40—44 лет, а максимум — на 65—69 лет. Это больше не «болезнь пожилых» — ее готовы переименовать в «болезнь тучных».

— Большой вес не всегда означает диабет — ресурсы у всех разные, — продолжает эндокринолог. — Но это безусловный фактор риска. Как и другие: пол (женщины набирают вес раньше и удерживают дольше), возраст старше 45 лет, гипертония, повышенный холестерин, наличие диабета у родных. Люди из группы риска всегда должны помнить свой индекс массы тела и уровень сахара. У здорового человека это значение не поднимается выше 6,1. Показатели в 6,1—6,7 ммоль/л значат, что чувствительность к инсулину нарушена. Еще не диабет, но может им стать.

Сердце, почки, печень

Главная опасность — в осложнениях.

— При токсической концентрации излишки сахара начинают оседать в сосудах. Прежде всего страдают капилляры. Они перестают нормально выполнять свою функцию — доставлять в органы питательные вещества, — объясняет Елена Пьянкова.

У каждого третьего диабетика развивается хроническая сердечно-сосудистая недостаточность. Мозговой инсульт переносит каждый шестой, инфаркт миокарда — каждый 17-й. В итоге жизнь больных сокращается на 8—20 лет.

Также среди осложнений нейропатия (23,11%) — патология периферических нервов, которая приводит к ампутациям, ретинопатия (12,9%) — поражение сетчатки глаза, нефропатия (2,67%) — нарушение функции почек, ведущее к почечной недостаточности. Кроме того, при диабете второго типа развивается гепатоз, или ожирение печени.

— Этот орган вырабатывает глюкозу из чего угодно: белков, жиров, углеводов, а при нарушении чувствительности к инсулину делает это бесконтрольно, — говорит врач. — Главное — «отключить» печень хотя бы на ночь. Но это не означает не есть после шести. Лучше взять кусок курицы или нежирной рыбы с овощами за 2—2,5 часа до сна. Если вы поужинаете раньше, то перед сном начнете чувствовать голод.

Но исправить только ужин не получится — нужно перестраивать всю схему питания, чтобы понизить уровень сахара и холестерина. А значит, никакого фастфуда, жареных продуктов и пирожных.

Учат в школе

Второй шаг к здоровью — потеря хотя бы 5—10% веса. Сразу станет легче.

— Помогут прогулки, бассейн или любые другие виды активности, — перечисляет Елена Юрьевна. — Главное — тратить больше калорий, чем потребляешь.

А третий — обязательное обращение к врачу: самолечение может усугубить ситуацию.

— Для лечения диабета второго типа используются специальные препараты, которые «отгребают» от клеток лишний жир, давая дорогу собственному инсулину, — дополняет эндокринолог. — Однако диабет у всех разный, и лечить его должен специалист.

Чтобы избежать губительной самодеятельности, в крае в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» открыты школы пациентов при 15 медучреждениях. За пять лет ежегодное число их выпускников выросло с 172 до 1 407. К 2030 году его планируют увеличить еще вдвое.

Также среди целей новой региональной программы по борьбе с сахарным диабетом, утвержденной в октябре, — охватить диспансерным наблюдением больше 93% состоящих на учете людей с диабетом обоих типов и до 55% повысить долю случаев диабета, впервые выявленных при профосмотрах и диспансеризации. Пока она равна 28,7%.

Индекс массы тела (ИМТ) — соотношение веса человека к квадрату его роста в метрах. Если ИМТ больше 27, у вас лишний вес. Если больше 30 — ожирение.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)